Вот вам информация о нашем Нахцыване(На нашем так произносится)
Азербайджан - одна из уникальных историко-культурных областей земного шара. Этот удивительный край является одним из очагов древней цивилизации, где можно наблюдать основные этапы развития общества. Вместе с тем каждый регион страны вносит свой вклад в формирование общенародной традиционной культуры. Хотя отдельные области и различаются по своим особенностям, вместе они составляют единую общеазербайджанскую культуру и в этом смысле дополняют друг друга. Не исключением в этом отношении является и древний Нахчыванский край. Исторические, археологические и этнографические данные неопровержимо доказывают, что азербайджанцы являются автохтонным населением края. Историк А.Климов писал ещё в 1938 г. о том, что изучение археологических памятников Нахчывана "позволяет сделать вывод, что азербайджанцы этой эпохи знали уже скотоводство и земледелие, что город Нахчыван является самым древним среди городов Азербайджана ..., и азербайджанский народ сумел перенести через века свою культуру" (А.Климов. Памятники прошлого, газ. "Бакинский рабочий", 18 ноября 1938 г.).
Наскальные изображения Гямигая в Ордубадском районе, относящиеся к бронзовому и раннему железному векам, представляют собой неистощимый источник изучения образа жизни, хозяйственного быта материальной и духовной культуры народа в далеком прошлом. В наскальных изображениях, особенно в сценах охоты, бросается в глаза динамизм, свидетельствующий о мастерстве древних художников.
На протяжении всей истории Нахчыван подвергался разрушительным нашествиям завоевателей. После каждой войны население вновь принималось восстанавливать и благоустраивать родной край, устраняя последствия разрушений. Причины нынешнего блокадного положения Нахчывана также следует искать в историческом прошлом. В соответствии с Туркменчайским договором, заключенным в феврале 1828 г., азербайджанские Нахчыванское и Эриванское ханства были присоединены к России. В марте того же года в составе империи была создана т.н. "Армянская область", а в 1849 г. - Эриванская губерния, Нахчыван же стал одним из ее уездов. Следует отметить, что прежде географические рубежи Нахчывана были куда шире, чем теперь, в его состав входили Даралагезский, Мегринский и Гафанский магалы. Однако при пребывании региона под властью царской, а затем и советской России указанные земли были переданы в состав Армении, в результате чего территория Нахчывана сократилась до 5,5 км2.
Переселение в Нахчыван армян из Ирана в 1828 г. значительно обострило межэтнические отношения в крае. По свидетельству В. Григорьева, в указанном году усилиями России сюда был переселен 2551 армян из Тебризского, Хойского, Салмасского и Урмийского магалов.(В.Григорьев. Статистическое описание Нахичеванской провинции, Спб, 1833). Следует отметить, что указанная книга В.Григорьева привлекла внимание А.С.Пушкина. В 1836 г. на страницах "Современника", издаваемого поэтом, была опубликована рецензия А.Золотницкого на работу В.Григорьева. Переселенцы расселялись на самых плодородных землях, где уже жило местное население. В результате часть азербайджанцев была вынуждена покинуть родные места. "Многие группы армян произвольно селились в тех лучших деревнях, где занимали пустые дома. От этого много потерпели коренные жители, стесненные в своем быту новыми пришельцами, на которых местное начальство обращало большое внимание, коренные жители должны были уступить им значительную часть своей земли".
Авторы XIX в. (В.Григорьев, А.Деконский и др.) характеризуют переселенных сюда армян как людей хитрых, жадных, корыстных и замкнутых. Как отмечал чиновник Министерства государственного имущества Российской империи по Кавказскому региону, армянин по национальности С.П.Зелинский, прибывшие из Салмаса и поселенные в селе Тумбул армяне занимались обманом и мошенничеством, изготовлением фальшивых денег, спекуляцией, особенно перепродажей золота и кражей крестов. Для достижения своих целей они в зависимости от ситуации выдавали себя то за православных, то за мусульман (С.П.Зелинский. Три магала: Нахичеванский, Ордубадский и Даралагезский. Географо-статистическое и сельскохозяйственное описание. "Сборник сведений о Кавказе", т. VII, Тифлис, 1880; А.Г.Деконский. Экономический быт государственных крестьян в западной части Шаруро-Даралагезского уезда, Эриванской губернии. "Материалы для изучения государственных крестьян Закавказского края", т. I, Тифлис, 1885).
История Нахчывана, насчитывающая тысячелетия, сохранила древнейшие свидетельства о богатой и разносторонней культуре этого края. Расположенный на территории Нахчывана уникальный памятник “Асхабу-ал-кахф” (в переводе с араб. "живущие в пещере") связан с распространенным среди мусульман Востока известным преданием. Согласно ему, семеро молодых людей - мусульман - для сохранения своей веры, во избежание давления со стороны язычников ушли в пещеру и заснули в ней. Об этом в Коране так говорится: "Между правоверными и безбожниками завязался спор, как поступить с уснувшими молодыми людьми. Говорили: "Постройте над ними здание". Их Бог лучше знает их. Правоверные же, лучше осведомленные об их состоянии, сказали: "Мы построим над ними храм". Некоторые скажут: "Число им три. Четвертая - собака", другие - "пятеро их, а шестая - собака". Словно желтый камень бросают в бездну. Есть и такие, кто говорит: "Семеро их, а восьмая - собака". Скажи: "Число их лучше ведомо Богу". В пещере они пробыли триста лет и ещё девять лет в придачу. Скажи: "Срок их пребывания лучше ведом Аллаху" (18:22-27).
Археологические раскопки, проведенные в Хараба-Гилане, Кюльтепе и Гызыл-Ванге, свидетельствуют о развитой городской культуре в Азербайджане. Археологические изыскания в Нахчыване в начале прошлого века проводили армяне Е.А.Лалаян (Кюльтепе, Гызыл-Венг, 1904) и С.В.Тер-Аветисян (Хараба-Гилан, 1913), которые занимались кражей и вывозом за границу ценных образцов материальной культуры.
Средневековая архитектурная школа Нахчывана была знаменита на всем Востоке. Она проявляется как в жилых, так и общественных зданиях. Строения Ордубада привлекают особое внимание как с точки зрения архитектуры, так и этнографии, и известны в народе как "харпиштали эвлер". На первом этаже этих домов имеются коридоры с полукруглыми восьми- или шестиконечными арками, неповторимые по технике строительства. Эти коридоры, выложенные жженным кирпичом с высоким художественным вкусом и имеющие несколько дверей, представляют собой ходы сообщения, соединяющие комнаты и двор. Очень характерным является и украшение окон ажурными витражами. По мнению специалиста истории архитектуры Р.Салаевой, на всем Востоке трудно найти аналоги ордубадским домам.
Отличаются оригинальной конструкцией и водотоки - чешме - во дворах Ордубада, в которые вода поступает по специальным каналам из кяризов. Эти водотоки располагаются на глубине 3-5 метров, к ним ведут каменные лестницы в 40 ступенек. Поэтому эти водотоки известны среди народа и как "гырхаяг" (букв. "сороконожка"). В прошлом число кяризов в городе и вокруг него было значительно больше. Историк и этнограф-кавказовед И.Шопен, побывавший здесь в 20-30-е годы XIX в., зарегистрировал 70 кяризов. В прошлом в Ордубаде были известны такие чешме, как Гаджи Фате чешмеси, Билал чешмеси, Педжи , Мейрамча чешмелери и т.д.
Нахчыван - один из важных центров азербайджанского ремесла. Здесь испокон веков занимались ткачеством и в особенности ковроделием. Об этом свидетельствуют и археологические находки в Кюльтепе. Здесь обнаружены глиняные прялки и костяные наконечники веретен, относящиеся к IV-III тыс. до н.э. Изготовляли ворсовые и безворсные ковры из верблюжьей шерсти.
Как и повсюду в Азербайджане, нахчыванские ковры также богаты геометрическими фигурами, изображениями растений и животных. Ковры украшались неповторимыми узорами. В прошлом Нахчыван, Ордубад, Джульфа и Шахбуз славились как центры изготовления ковров из шерсти и шелка. Среди многочисленных высокохудожественных ковров следует отметить ворсовый ковер "Нахчыван" (1802 г.). Ковры типа зили были распространены в основном в г.Нахчыване.
Весьма развиты были в Нахчыване и другие виды искусства и ремесел. В начале XIX в. число их в крае достигло 100. Широко распространены были ювелирное дело, художественная обработка металла, камня и дерева, художественная вышивка, изготовление посуды, гончарное дело, искусство гравюры. В.Григорьев в 1829 г. отметил на нахчыванском рынке 53 плодовые лавки, 35 лавок парчи и мануфактуры, две лавки серебра, две - оружия, 13 кузниц. В 1880 г. число магазинов на городском рынке достигло 425.
Специфическими особенностями характеризуются в Нахчыване искусство художественной вышивки и обработки дерева. Не случайно этим народным искусствам посвящены исследования искусствоведов Г.Алиевой и А.Алиевой. Образцы их были известны на всем Востоке. В анонимном труде XIII в. "Чудеса мира" указывается: "В Нахчыване изготовляются бытовые изделия - прекрасные ткани, тонкие покрывала, деревянные чаши. Узорчатая посуда, изготовляемая нахчыванскими мастерами из дерева, развозится в качестве подарков по всему свету". В обработке дерева широко использовались резьба, орнамент и инкрустация.
Как и в ряде регионов Азербайджана, в Нахчыване также широко использовались такие традиционные приемы вышивки, как джулме, чахма, тортикме, гондарма и нагда. Украшения наносились на бархатные, шелковые и хлопчатобумажные ткани. В отношении узоров в образцах народного искусства бросается в глаза их своеобразие. Однако искусство росписи на ткани представляет специфичную для Нахчывана область ремесла. В этом искусстве узоры наносились на хлопчатобумажную ткань тиснением. Образцы этого искусства достигали высокого художественного уровня и отличались разнообразием. Известный турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби отмечал, что вышивки, гелемкари, а так же бахрамгюри и хлопчатобумажные скатерти г. Нахчывана пользовались известностью во всем мире.
Очень богата и духовная культура живущих в Нахчыване азербайджанцев. Легенды и предания, связанные с "Асхабу-ал-кахф", Иландагом и другими местами, существуют и в наши дни. В статье И.Шопена о музыкальной культуре азербайджанского населения Нахчыванского и Эриванского регионов, опубликованной в 1840 г. в петербургском журнале "Маяк", содержится информация о танцах "гювенг" (сидячий танец) и "мирзайи". Автор отмечает, что живущие в указанных регионах пришлые армяне не имеют своей национальной музыки и что они усвоили азербайджанскую музыку. Коллективные танцы - яллы - в регионе отличаются хореографическим содержанием и разнообразием жанров. Вокальный яллы распространен главным образом в Ордубаде, Шаруре и Шахбузе, вокально-инструментальный - в Шаруре. А.Алекперова, специально исследовавшая нахчыванские яллы, отмечает, что в прошлом в Нахчыване были распространены десятки видов танцев: яллы-тензере, шерил, маралы, газ-газы, кочери и др.
Согласно своему географическому местоположению, Нахчыван является к тому же одним из древнейших земледельческих регионов Азербайджана. Особо следует упомянуть садоводство. Путем народной селекции здесь выведены десятки сортов фруктов. В 30-е годы XIX в. в Нахчыване было 184 фруктовых сада, а в Ордубаде - 473 и 50 виноградных садов. В 80-е годы XIX в. число садов в Нахчыване достигло 1263. Как писал в 1882 г. инспектор городских школ Нахчывана К.Никитин, в Нахчыванском уезде возделывалось 60 сортов винограда. (А.Никитин, г.Нахчыван и Нахичеванский уезд, "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа", вып. II, Тифлис, 1882). Здесь садоводы-азербайджанцы выращивали виноград сортов "аг халили", "гара халили", "гызыл изюм", "аскери", "хусейни", "ордубади", "хачабаш", "кишмиши", "теберзе", "шафаи", "мермери", "сахиби" и др.; абрикосы сортов "бадамы", "абуталиби", "теберзе", "аг эрик", "индженабат"; груши сортов "сини", "гюлабы", "хивили", "гызыл армуд", "шекери"; айву сортов "эндемиджи", "ордубади", "вененди"; персики сортов "селамы", "ордубади", "нарынджи", "энджири", "аг назлы", "гырмызы назлы"; черешню сортов "аг гилас", "гара гилас", "май гиласы", "сары гилас"; яблоки сортов "реджебли", "султанлы", "язлы" и другие фрукты. В 80-е годы XIX в. в одном только селе Биляв выращивали 12 редких сортов черешни (С.П.Зелинский, 1880). Характерным для региона, особенно для Нахчывана и Ордубада, был сорт дыни "тутма". Наиболее известны были летняя и зимняя "тутма" из села Алиабад. Широко распространенными в регионе являлись такие разновидности тутмы, как "надирханы", "миянбур", "агджанабат", "гойдженабат" и "нарынджи". Хорошими вкусовыми качествами, несмотря на крупные размеры, отличаются и нахчыванские арбузы.
Все вышеуказанные нами культурные ценности созданы талантливыми народными умельцами-азербайджанцами - автохтонами этого удивительного и прекрасного края. Хотя для изучения богатой и многоплановой традиционной культуры Нахчывана сделано немало, этнография этого края не исследована в должной мере. Мы должны создать фундаментальные труды и по истории всего Азербайджана и Нахчывана в частности. Этими трудами мы должны не только ответить на выдвигаемые притязания, но и показать всему миру древнюю, богатую историю и культуру Азербайджана.