Граф Воронцов, ты предоставил очень интересные данные по сельсоветам Кодорского уезда 1926 г.
Не мог бы ты выложить то же по Гальскому уезду (с абхазами и грузинами)?
Гальский район
Сообщений 1 страница 30 из 60
Поделиться12006-03-21 21:46:49
Поделиться22006-04-13 22:34:44
Сельсоветы Гальского района - 1926. Певая цифра - все мужское, вторая - все женская, третья и четвертая - грузины, пятая и шестая - абхазы.
В отдельных названиях самая первая цифра "1" и "2" входит в название (Бедиа 1 и т.д.)
Абхазы хорошо начали (Агу-Бедиа) и хорошо кончили (Чхортоли)! Больше вроде нигде нет преимущества, особенно такого.
Агу-Бедиа 332 315 7 19 324 295
Ачигвара 446 359 359 307 69 45
Бедиа 1 862 835 5 13 856 822
Бедиа 2 795 720 33 25 757 693
Верхние Баргеби 818 804 818 804 0 0
Гагида-Начкадуу 599 567 594 564 0 2
Гали 1 1007 1039 546 550 458 489
Гали 2 668 591 543 483 106 93
Гудава 1 867 796 741 658 103 130
Гудава 2 613 491 582 455 4 9
Гумуриши 600 564 267 267 330 296
Дихазурга 743 722 726 706 14 14
Лекухана 691 609 689 608 0 1
Мухури 461 445 422 417 39 28
Набакии 854 830 851 829 0 0
Нижние Баргеби 742 722 742 721 0 0
Окуми 1107 1101 773 786 328 308
Отобая 2371 2269 2341 2263 6 4
Река 779 789 101 78 673 711
Репи-Шешелети 1467 1468 1397 1408 66 59
Речхи 329 323 67 66 259 251
Речхи-Цхири 1173 1114 781 731 382 382
Саберио 1429 1486 1346 1410 80 76
Сида-Набакии 456 475 455 475 0 0
Тагилони 1018 981 1009 969 3 6
Хумушкури 294 272 251 241 37 31
Царче 926 838 515 488 401 348
Цхиро-Гали 898 945 506 505 392 440
Чубурис-Хинджи 1421 1488 1162 1298 245 186
Чхортоли 685 676 22 11 653 664
Отредактировано граф Воронцов (2006-04-13 22:38:45)
Поделиться32006-04-14 09:22:03
Большое спасибо за информацию! Очень интересные данные!
Видно, что в верхних сёлах ещё преобладали и составляли значительную часть населения абхазы, а в нижней зоне их уже почти не было, за некоторыми исключениями.
Вот ещё в уездном центре Гали практически равное соотношение абхазов и грузин.
Интересный момент обнаружился. Видимо, всё таки границы Гальского уезда с Кодорским не совсем совпадают с позднесоветскими границами Гальского и Очамчирского районов. Так, например, Агу-Бедиа и Река - это сёла Очамчирского района. И там и там преобладади в 1926 г. абхазы, возможно их по этническому признаку передали в состав Очамчирского района. Тогда надо было и Чхуартал, и Гумрыш, и Бедиа, и Речхи отдать сразу Очамчирскому р-ну
Хотя надо ещё посмотреть, может село разделено между уездами, т.е. два соседних села с одинаковыми названиями.
Поделиться42006-04-14 17:36:47
У меня вопрос. Не знаю в какую ветку писать, напишу в эту. Вот была Абхазия до 1810 года. К слову, и до 1877-го. В тот период были на территории Абхазии грузинские села? Если да, то какие? Если нет, то когда стали появляться? Не просто грузины в абхазских селах, а именно грузинские населенные пункты. А армянские когда появились? Гал - это ведь Самурзакан? У нас в Кабарде есть фамилия Мырзэкъан (Мурзакановы или Мирзакановы) - полагаю, они имеют отношения к Абхазии? Есть ли в Гальском районе чисто абхазские населенные пункты? Еще вопрос - говорят абхазов Самурзакани переписали грузинами (мегрелами). Когда? И еще - переписать переписали, а кто их заставлял язык менять? Это сложнее сделать, чем национальность в паспорте переписать.
Извините за множество вопросов одновременно. Накопились)))
Поделиться52006-04-14 21:05:11
Попробую ответить.
Собственно грузинские сёла (с преобладающим грузинским населением) стали появляться в Абхазии после махаджирства. Конечно, если ты обратишься к грузинским источникам, то там совершенно другая информация. На самом деле у нас нет каких-либо 100% свидетельств, что в историческом прошлом на части территории Абхазии не было таковых сёл, ведь долгое время в позднем средневековье разные р-ны Восточной Абхазии входили в состав Мегрельского княжества и границы сильно варьировались... Однако к моменту махаджирства в Абхазии не было сёл с преобладающим грузинским населением. Грузинские сёла стали появляться в тот период в Центральной Абхазии (совр. Сухумский и Гульрипшский р-ны) на опустевших землях.
Что касается Самурзакана (совр. Гальский район), то основная масса его жителей часто именовалась не абхазами, а самурзаканцами, хотя абсолютное большинство путешественников и исследователей, в т.ч. грузинских, ясно указывали на то, что это группа абхазского народа, да и самоидентифицировали они себя как абхазы, однако там уже с 19 века было сильно влияние мегрельского языка, который постепенно вытеснял абхазский.
Армяне массово и компактно стали заселять Абхазию после 1915 г. (выходцы из Османской Империи).
Фамилия Мырзэкъан вряд ли связана с областью Самырзакъан. Скорее фамилия происходит от имени собственного Мырзакъан. Ведь и название абхазской провинции происходит от имени сына абхазского владетеля Мырзакъана Чачба Са-мырзакъан
В настоящее время в Гальском районе Абхазии нет чисто абхазских сёл. Везде преобладают мегрелы. Однако значительная (но не подавляющая) доля абхазов имеется лишь в сёлах Чхуартал (Чхортоли) и Окум (Окуми). Местные абхазы сохраняют родной язык. Однако если ты посмотришь на данные 1926 г. по сёлам Гальского уезда, которые выложил здесь граф Воронцов, то видно, что ситуация ещё в то время была иной.
Отредактировано admin (2012-04-05 17:47:26)
Поделиться62006-04-15 22:46:42
У нас в Кабарде есть фамилия Мырзэкъан (Мурзакановы или Мирзакановы) - полагаю, они имеют отношения к Абхазии?
Абхазские имена с «-къан» считаются адыгскими заимствованиями.
В имени Мырзакъан «Мырза» похоже на «Мурза». "Мурза" - это кажется что-то тюркское.
абхазского владетеля Мырзакъана ЧIачIба
Нурик, зачем ты палочки к буквам «ч» прицепил ?
Поделиться72006-04-16 08:30:12
Нурик, зачем ты палочки к буквам «ч» прицепил ?
По инерции Спасибо за поправку
Абхазские имена с «-къан» считаются адыгскими заимствованиями.
Почему адыгскими? Къан - это вроде "хан" в русской транскрипции. Кажется тоже тюркское (или персидское ) ...
Поделиться82006-04-21 14:56:54
Большое спасибо за ответы)))
Поделиться92006-04-24 18:39:45
Данные посемейной переписи 1886 года по сельским общинам Самурзаканского участка.
Община самурзаканцы мегрелы
Баргебская 1396 254
Бедийская 4105 10
Гальская 4881 19
Гудавская 2630 181
Мухурская 1709 62
Набакевская 3975 382
Окумская 3632 8
Саберийская 5159 16
Чубурхинджская 2033 52
Всего 29520 984
Поделиться102006-04-28 11:14:29
Вот здесь полная версия главы из книги Т. Ачугба
"Статистические данные переписи населения 1926 г. на примере некоторых сел Самырзакана лишний раз подтверждают, что, как правило, этнической ассимиляции предшествует языковая ассимиляция. Например, в с. Чхуартале из 1317 абхазов родным языком абхазский признали всего 590 человек, в Окуме из 613 – 120, Гумурише из 620 – 4, Первом Гале из 947 – 10, Втором Гале из 199 – 3, Первой Гудаве из 233 – 17, Ачгуаре из 114 – 43 и т. д. Примечательно, что если из всех сел Галского уезда лишь в 4-х селах не зафиксированы абхазы, то сел, где абхазский язык не был признан родным языком, оказалось 9, в том числе и такие села, где количество абхазов достигало несколько десятков и даже сотен человек. К примеру, в с. Хумушкуре проживало 68 абхазов, Репо-Шешелете – 125, а в Речхе – 610 и т.д. Но ни одним из них абхазский язык не был признан родным языком. Однако следует отметить, что непризнание абхазского языка родным не означало, что они вовсе не владели этим языком.
В конце 20-х годов XIX века четкую картину языковой ассимиляции самырзаканцев дал абхазский ученый-лингвист А. К. Хашба, репрессированный в годы сталинского террора. «Мегрелизация самырзаканских абхазов, – писал он, – идет таким темпом, что, вероятно, лет через десять – пятнадцать в Самырзакане не будет абхазского языка». Здесь же он дает информацию о стремлении самырзаканских абхазов открыть абхазские школы, чтобы возродить родной язык: «Дети самырзаканских абхазов, кроме ничтожного процента, говорят на мегрельском языке. Абхазское население в настоящее время обратило на это внимание и принимает активное участие в постройке абхазских школ в абхазских селах как за счет государства, так и за счет общества»".
Из книги Т. Ачугба «О проблемах национального самосознания населения Юго-Восточная Абхазии (XIX-XX вв.)»
Поделиться112006-04-30 18:50:06
Ребята, мы рады, что вы так интересуетесь Самурзаканью!
Надеюсь вам будет интересно посетить наш сайт - сайт выходцев из Самурзакани, о том, что связано с нашим краем.
http://www.samurzaqano.narod.ru
Поделиться122006-06-09 10:49:25
Вчера разговаривал с одним грузином, который до 1992 г. жил в Гали - он на все 100% утверждает, что самурзакацы - мегрелы. Так что версий много
Поделиться132006-06-09 12:42:15
Вчера разговаривал с одним грузином, который до 1992 г. жил в Гали - он на все 100% утверждает, что самурзакацы - мегрелы. Так что версий много
Наверняка он будет еще утверждать, чть абхазы это грузины.
Поделиться142006-06-09 12:50:25
Нет, абхазов и грузин он противопостовляет
Поделиться152006-06-09 18:23:01
Нет, абхазов и грузин он противопостовляет
Я встречал Гальцев которые ЗНАЮТ своё абхазское происхождение и не скрывают его.
А тот грузин если тебе не говорил о том что абхазы это грузины то думает об этом уж точно
Поделиться162006-06-09 18:30:04
жил в Гали - он на все 100% утверждает, что самурзакацы - мегрелы.
Он так может утверждать, потому, что сам 100% мегрел, каких в Самурзакане довольно много. Да и не обязательно. Он сам может иметь абхазские корни, но сегодня будучи "грузином" по самоощущению и самоопределению, естественно, он будет утверждать подобное.
Версий конечно много (точнее 2 основные), но версии - это версии, а факты - это факты. Достаточно обратиться к сообщениям грузинских церковных деятелей, путешественников и прочих, бывавших в Самурзакане в 19 веке (да и в начале 20-го), чтобы свякие сомнения развеялись.
Я говорю именно про грузинских информантов, т.к. это наиболее показательно. Естественно, это также относится и к остальным.
Поделиться172006-06-19 22:04:34
Интересные заметки из книги К. Серена "Путешествие по Самурзакану и Абхазии"
В этом районе Самурзакана, до сих пор почти неисследованном, царит, я повторяю, такой дух гостеприимства, что любой путешественник может быть уверен, что по приезде его встретит старшина селения и предложит остановиться либо под своей собственной крышей, либо у другого жителя, если сочтет, что там гостю будет лучше. И любой застигнутый врасплох хозяин почтет себя польщенным выбором и разобьется в лепешку, чтобы достойно принять незнакомца, пожелавшего довериться его заботам.
В мае 1876 года в одно воскресенье на закате дня я застала всех местных жителей собравшихся на большой поляне, как в Мингрелии. Только в Самурзакане народ гораздо менее веселый, и развлечения менее шумные. Эти люди лишены присущего мингрельцам кокетства, проявляющегося в стремлении показать себя в выгодном свете и приодеться в свой самый новый и блестящий наряд. Нарядный самурзаканец почти не отличается от ненарядного; всегда одна и та же демонстрация грязных лохмотьев…
Популярный здесь танец – это абхазский танец. Он исполняется одним танцором или парой. Отрывистый, подпрыгивающий шаг, под крики присутствующих. Этот вокальный оркестр смолкает, лишь когда сам танцор выбивается из сил. В сущности, это дикое верчение не лишено оригинальности. Сопровождающие его пронзительные выкрики напоминают свист ветра в лесу. Местные женщины, более сдержанные в манерах, чем их соседки мингрелки, лишь изредка предаются радостям тамаши. Потребовалось мое присутствие в Бедиа, чтобы молодые девушки преодолели в тот день свойственную им робость.
Увеселение, данное в мою честь, носило особый характер. Танец открыл старшина, и, несмотря на свои 70 лет, долго соперничал с партнершей, невестой своего внука. Эта синеглазая блондинка с заплетенными в толстые косы волосами, падающими на плечи из-под завязанного под подбородком платка, представляла собой совершенный тип.
Поделиться192006-09-07 12:27:19
А чё там на 1926 год семь не-абхазских сел пропущено?
Складывается ложное представление...
Поделиться202006-09-07 22:28:09
Да, автор, видимо, подзабыл пару омегреленных селений
Отредактировано nuri (2006-09-07 22:28:49)
Поделиться222006-10-20 12:30:21
Продолжаю цитировать книгу К. Серены "Путешествие по Абхазии и Самурзакану".
Самурзаканские села не являют собой тесных групп. Дома разбросаны далеко друг от друга, как в Мингрелии, Имеретии, Гурии, и окружены полями кукурузы. Только эти жилища сделаны не из дерева, как большинство домов в вышеназванных провинциях, а из переплетённых прутьев, и напоминают изделия наших корзинщиков.
На самурзаканском берегу Окума расположено селение с тем же названием – административный центр уезда. Оно раскинулось там, где река образует живописную излучину. Из Саберии нас провожал сын хозяина до самых границ его владений, где меня уже ждал старшина соседнего селения Чири, до которого я и добралась с наступлением ночи. На пороге своей хижины меня ожидал важный господин, отвоевавший честь предложить мне гостеприимство. Я отличала его от остальных по огромному эполету, который украшал его лохмотья. Я узнала, что он заслужил его во время последнего восстания в Абхазии, командуя отрядом милиции. Этот сельский дворянин меня очень сильно позабавил. «Я юнкер Лакербей, - сказал он мне на плохом русском языке, - в моем лице Вы приветствуете местного князя». На следующий день я видела его за чисткой початков кукурузы, на нем был все тот же эполет.
Если сравнить три области: Мингрелию, Самурзакан и Абхазию, то можно сказать, что уровень их культурного развития соотноситься между собой, как уровень сельскохозяйственного освоения окружающих их горных склонов. Мингрелия, идущая впереди по социальному развитию, имеет возделанные, обработанные склоны; более отсталый Самурзакан представляет собой полудикий рельеф; наконец, Абхазия, пребывающая в почти первобытном состоянии, есть ни что иное, как лабиринт необработанных склонов, которых почти не касалась рука человека.
Хотя и более грубые по типу и характеру, чем мингрелы, самурзаканские горцы тем не менее ближе к жителям древней Колхиды, чем абхазы.
Нерелигиозный по натуре и неразбирающийся в службе самурзаканец редко бывает в церкви. Радующее взор селение Окум на одноименной реке является центром края. В мае 1876 г. оно насчитывало около 3 тысяч душ населения, состоявшего большей частью из князей и дворян, владевших чудными землями, но, к сожалению, не умеющих их эксплуатировать.
Подобно двум своим соседям: мингрелам и абхазам, любящие безделье и праздношатание самурзаканцы являются знаменитыми конокрадами: эта страсть – бич и позор всего края.
При населении в 24 тысячи человек в Самурзакане в 1876 году было шесть школ для мальчиков и столько же домов при них, где проживали дети из дальних селений.
Различные предметы в окумской школе преподавали два учителя. Один из них – самурзаканец, получивший образование в Тифлисе и в России. Грузинский священник дает религиозное воспитание и объясняет закон Божий по-грузински. Кроме того, проводятся занятия по пению и гимнастическим упражнениям. Каждое утро после молитвы делается перекличка учеников. Родители, дети которых прогуливают без уважительной причины, наказываются штрафом в десять копеек, вносимым в школьную кассу. Во время моего первого посещения учеников заставили петь оду Пушкина, посвященную Императору, а также несколько мингрельских и грузинских песен; должна сказать, в хоре напрочь отсутствовала гармония, похоже, этот народ не наделен музыкальностью.
В Окуме также есть красивая церковь, которую обслуживают два священника: русский и грузин; этот последний является главой всех самурзаканских церквей, основанных, как и школы, обществом, находящимся в Тифлисе. В селении есть также базар, где большинство торговцев – мингрелы. Самурзаканцы не занимаются никакими ремеслами: местные пекарь и слесарь – греки. Турок здесь нет, но они встречаются в Абхазии ,в Сухуме, Очамчире, Гудауте и в районе Пицунды.
Самурзаканец представляет собой прекрасный тип, часто напоминающий англо-саксонский. Несмотря на плохое питание, мужчины в основном крепкие, белокожие и как правило голубоглазые. Как и мингрелы, они носят черкесскую чоку и башлык. У женщин нет своего костюма. Они одеваются по-европейски, но жалким образом.
Несмотря на недостаток цивилизации, этот край полностью обжит. Это всего лишь маленькие деревушки с деревянными домишками или плетёнными лачугами ,окруженные широкими полями, по большей части невозделанными. Эти земли переходили от отца к сыну, но новые поколения почти не вносили изменений.
На некотором расстоянии от Окума на равнине можно видеть кладбище Лакербеев, одного из главных местных родов. Погода была тёплая и прекрасная, я воспользовалась лунной ночью, чтобы добраться до Эшкети, очаровательного селения. О моем прибытии было сообщено заранее, и в доме помощника старшины, куда я приехала очень поздно, все было подготовлено к моему приему. Шло приготовление позднего ужина, и вскоре мне подали превосходную жаренную курицу, неизбежную кукурузную кашу и отличное вино. Хотя мой приезд вызвал много хлопот, все лица были приветливые и радушные…
От Эшкети дорога идет через очень пересеченную и живописную местность, меняющую свой характер при приближении к селу Бедиа, расположенному в долине.
Как повсюду в Самурзакане, сборным пунктом населения является группа строений, включающая в себя школу с прилегающими домом для учеников и канцелярию старшины. Подобно древним римлянам и грекам, жители собираются на поляне для обсуждения текущих дел и своих мелких личных вопросов.
Рядом в тени величественного орехового дерева предстает не менее живописная картина: группы отдыхающих всадников и их лошадей. Князья, дворяне, крестьяне – все тут, равные между собой, явившиеся из соседнего села зачастую с тем, чтобы обвинить друг друга, кого в конокрадстве, кого в похищении скота. Человек, не имеющий коня, не пользуется здесь уважением, он считается бедным.
Поделиться232006-11-25 14:09:04
nuri
вы случаем не знаете какой процент
территории Абхазии составляют Гальский и Ткуарчальский районы?
Поделиться242006-11-25 14:31:32
Точных данных нет. Но не думаю, что больше 15%. Современный Гальский район в два раза меньше довоенного, а Ткуарчалский образован в 1994 г. из верхней зоны Гальского р-на (сёла Бедиа, Речху, Гумрыщ, Окум, Чхуартал, Махур, Малый Гал, Царча), г. Ткуарчал и двух абхазских сёл Очамчирского р-на: Агубедиа и Ткуарчал.
Поделиться252006-11-25 16:00:41
в общем около двадцати процентов населения
и около 15% территории
как думаете потеря этих двух районов
+ верхний Кодор
это будет сильный удар по абхазской государственности?
Поделиться262006-11-25 16:47:52
А почему мы должны терять эти районы?
Да к тому же Ткуарчал, как вы себе это представляете, если его даже во время войны не могли захватить?
Поделиться272006-11-25 18:44:40
А почему мы должны терять эти районы?
Да к тому же Ткуарчал, как вы себе это представляете, если его даже во время войны не могли захватить?
Нури это продолжение слухов в нете о том что грузины могут провести не тотальное наступление, а поэтапный захват Абахзии. Типа начать могут с Гальского района, и при вводе туда достаточного (достаточным они считают 25-30 тыщ человек) количества ВС Грузии абхазы типа не смогут отбить его обратно
Поделиться282006-11-25 18:48:34
Вопрос только, как они их туда собираются ввести? Там типа границы нет, наших войск нет, миротворцев нет?
Ну что ж, в 98 пробовали, ещё раз хотят, пусть пробуют, воинственные вы наши
Поделиться292006-11-25 20:33:16
не спешите с выводами Господа
"поэтапный захват" вовсе ни при чем <_<
Поделиться302006-11-25 20:38:19
А к чему тогда Ваши вопросы?