ETHNO-CAUCASUS FORUMS

»нформаци€ о пользователе

ѕривет, √ость! ¬ойдите или зарегистрируйтесь.


¬ы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS »  арачаево-„еркесска€ –еспублика » √ипотезы ученых о происхождении какачаевцев


√ипотезы ученых о происхождении какачаевцев

—ообщений 1 страница 2 из 2

1

√еографическо-статистический словарь –оссийской »мперии
ѕетр ѕетрович —еменов-“€н-Ўанский.

http://s019.radikal.ru/i629/1603/49/278c59eca823.jpg

http://s017.radikal.ru/i417/1603/83/2fd23bd7162b.jpg

http://s019.radikal.ru/i637/1603/43/33ac1b41f307.png

http://i079.radikal.ru/1603/e7/2b768ccc1055.jpg

јрканджело Ћамберти (XVII в.)
http://s016.radikal.ru/i336/1603/a3/0b5707287310.png

 арачаевцы Ц тюрко-€зычный народ —еверного  авказа, говор€т на карачаево-балкарском €зыке кыпчакской группы.  арача́евцы (карач. -балк. къарачайлыла, таҐлула Ч тюрко€зычный народ на —еверном  авказе, коренное население  арачаево-„еркесии, насел€ющее в основном еЄ горные и предгорные районы по долинам рек  убань, “еберда, ѕодкумок, ћалка, ƒжегута, Ѕольша€ Ћаба и их притокам. „исленность Ц примерно 230 тыс€ч человек, из которых в –оссии живут примерно 220 тыс€ч (в основном в  арачаево-„еркесии, также в  абардино-Ѕалкарии и —тавропольском крае), остальные в основном в “урции, —ирии, —Ўј,  иргизии,  азахстане. ¬ середине XI в. в ѕредкавказье хлынули новые волны тюрко-€зычных кочевников Ч кипчаков, которых русские летописи называют половцами, а западноевропейские авторы Ч команами или куманами.  уманы (в восточных источниках Ч кыпчаки, в русских источниках Ч половцы) - тюркский кочевой народ.  уманы сложились как этнос в «ападном  азахстане в VIII веке.
 арачаевцы и балкарцы - тюрки, потомки кыпчаков или как у нас чаще их называют половцев. Ќа основании исторического материала, вне вс€ких сомнений можно считать что  арачаевцы и балкарцы -тюрки - потомки тюркских кочевых народов. пришедших из ÷ентральной јзии... (половцы, кыпчаки, татары, ногайцы...). ќни говор€т на тюркских €зыках - очень схожих с крымско - татарским. Ѕалкарцев, которые фактически представл€ют единый народ с карачаевцами, около 150 тыс€ч, из них в –оссии проживают примерно 113 тыс€ч, остальные там же, где и карачаевцы.
 ыпчаки Ч тюркский кочевой народ.  ыпчаки сложились как этнос в ÷ентральном и ¬осточном  азахстане в VIII веке.  очевавшие здесь племена кангаров, карлуков, кимаков и киргизов в середине VIII в.
ѕо́ловцы, половчане (в арабо-персидских источниках Ч кыпчаки, азерб. qıpçaq, башк. ҡыпсаҡ, каз. қыпшақ, тат. кыпчаклар, карач.-балк. къыпчак, узб. qipchoq, кум. къыпчакълар; в европейских и византийских источниках Ч куманы) Ч кочевой народ тюркского происхождени€.
ѕри образовании «олотой ќрды (середина XIII века) половцы ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой €зык. ѕозже кыпчакский €зык лЄг в основу татарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и некоторых других €зыков.
¬ 1222Ч1223 годах половцы оказали помощь аланам против монголов, но после обращени€ монголов и дачи ими откупа покинули своих союзников. «атем половцы были разгромлены монгольским войском сначала на ƒону, затем вместе с русскими кн€зь€ми, к которым обратились за помощью Ч на  алке. ¬ 1229 году половцы были разбиты на ”рале монголами, начавшими новый поход в ≈вропу.
ѕо версии некоторых исследователей, опирающейс€ на сведени€ первоисточников, монголам удалось установить союзные отношени€ с одним из мощнейших половецких племЄн, кочевавшим на ƒону Ч токсобичами, которые в отличие от, например, тертробичей (дурут) были не тюркского, а монгольского происхождени€ (от татар).
ѕосле европейского похода Ѕаты€ 1236Ч1242 годов половцы прекратили существование как самосто€тельна€ политическа€ единица, но составили основной массив тюркского населени€ «олотой ќрды[43], внес€ вклад в формирование таких этносов, как татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, крымские татары, сибирские татары, ногайцы, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки. „асть их выселилась в «акавказье, часть на –усь, часть на Ѕалканский полуостров (в Ѕолгарию) и в ¬изантию (во ‘ракию и ћалую јзию

÷итата: " арачаевцы и балкарцы относ€тс€ к тюркским народам ÷ентрального  авказа. ѕо своему происхождению, по €зыку, по материальной и духовной культуре эти народы столь близки, что рассматривать их этногенез раздельно нет смысла."

"...   сожалению, в последние 15-20 лет усили€ми целого р€да историков и филологов Ѕалкарии и  арача€ развиваетс€ Ч в угоду ложно понимаемому национальному Ђпатриотизмуї Ч околонаучна€ концепци€ тюрко€зычи€ алан, происхождени€ карачаевцев и балкарцев от реконструируемых Утюрок-аланФ и об отсутствии аланского населени€ в бассейне ¬ерхней  убани (небезызвестный тезис об Ђисконностиї территории)..."
(¬.ј.  узнецов)
Ћ.√. Ћопатинский "«аметки о народе адыге вообще и кабардинцах в частности":
"“атарские племена в этом крае, конечно, пришельцы [здесь даетс€ сноска на работу ¬с. ћиллера и ћакс.  овалевского Ђ¬ горных обществах  абардыї - мое прим.]; они вытеснили оттуда, даже из глубины горных ущелий, осетин, унаследовав от них название Ђасиї (јбхазцы называют не только балкарцев, но и весь —еверный  авказ - асы), под которым они известны у своих соседей" (—ћќћѕ , вып. 12, “ифлис, 1891. —. 4).

"—реди многочисленных точек зрени€ св€зывающих карачаевцев и родственных им балкарцев с гуннами, болгарами, хазарами, кыпчаками (половцами), наиболее убедительной кажетс€ та, котора€ считает, что основную роль в этногенезе карачаевцев сыграли половцы."
(Ќароды  авказа. “ 1. стр. 243. гл.  арачаевцы. ћосква 1960 г.)

»з истории знаем, что чагатайцы Ч те же кипчаки (половцы). ѕо определению филологов, €зык их относитс€ к кипчакской группе тюркских €зыков, к кипчакско-огузской подгруппе. „агатайский €зык возник на базе уже существовавшего в —редней јзии огузо-кипчакского литературного €зыка. Ќе зр€ Ћамберти был поражен чистотой тюркского €зыка у карачаевцев.

ћонголы и позднее полчища “имура (хромого) хлынувшие в јланию войной (не без помощи и кипчаков-половцев бывших союзников јлан которые их предали) и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы ѕредкавказь€, вынудили уцелевших аланов-асов-асетин (ќсетин) укрытьс€ в горах ÷ентрального  авказа и в «акавказье и продолжать уже на равную войну. »з всех народов  авказа и «акавказь€ только осетины говор€т на индоевропейском €зыке. Ётот интересный факт собственно и привлекает ученых всего мира к осетинам как пр€мым потомкам јлан.

"јдыги принадлежат к числу местных, кавказских народов, обитавших в горах и предгорь€х  авказа с глубокой древности (—. 3)  ипчаки-половцы, разбитые монголами, переселились в горные ущель€, в верховь€ рек «еленчуков,  убани, Ѕаксана, „егема и „ерека.  ипчаки €вл€ютс€ одним из основных этнических элементов, из которых образовались карачаевска€ и балкарска€ народности. ¬ формировании карачаевцев прин€ли участие также хазары и другие племена, насел€вшие горы и предгорь€  авказа в средние века (—. 7)"
( „Ќ»» €зыка и литературы. ≈.ѕ. јлексеева и др. ƒобровольное присоединение „еркесии к –оссии
(к 400-летнему юбилею). ѕод редакцией Ё.ј. ƒжанибекова. „еркесск, 1957)

≈ще она же пишет в той самой указанной вами книге: " ипчакский €зык поразительно близок карачаево-балкарскому. ќколо 70-80% слов и названий  одекс  уманикус совпадает с современным карачаево-балкарским €зыком..."

 асательно лингвистики есть вещи намного важнее. » не нужно приводить искусственно сконструированные карачаевскими и балкарскими националистами неолингвистические построени€, противоречащие всем правилам €зыкознани€.

≈ще раз обращаю ваше внимание на сказанное балкарским лингвистом —оттаевым на научной сессии:
"Ѕольшинство тюркологов считало, что €зыки, наиболее близкие половецкому, следует искать на  авказе, где в свое врем€ кочевали половцы, а также среди народов, исторические судьбы которых так или иначе св€заны с половцами. “аким €зыком, характеризующимс€ близостью с половецким, на —  по нашему мнению, €вл€етс€ балкарский €зык. ќбъ€сн€€ происхождение своих родов, старики-балкарцы говор€т: ЂЅиз асхак “емиландан къалгкабызї (мы остались от хромого “имура)"
(ћатериалы научной сессии по проблеме происхождени€ балкарского и карачаевского народов (22 Ц 26 июн€ 1959 г.). Ќальчик, 1960)

“ам же, но уже карачаевский историк ’. Ћайпанов приводит любопытнейшие и стопроцентные схождени€ между карачаево-балкарскими €зыками и кыпчакским:

–ечь, зафиксированна€ в  уманском кодексе, представл€ет собою ближайшего предка современного €зыка карачаевцев и балкарцев как в отношении фонетического стро€, так и в отношении мифологии и, главным образом, в отношении лексики.

ƒл€ иллюстрации приведем несколько примеров:

 ипчакский €з.  арач.
Ѕий бий Ц кн€зь.
®зден Єзден Ц узден.
 ул кул Ц раб.
 ъарауаш къарауаш Ц рабын€.

»нтересное совпадение возвратного местоимени€:

 ипчакский Ц кенси, карач.-балк. Ц кеси, чего нет ни в одном €зыке тюркской группы.
¬ажно отметить наличие в кипчакском €зыке слов, которые имеютс€ только в карачаевском, балкарском и караимском €зыках.

ƒл€ примера возьмем:
 ипчакский €з.  арач.-балк. яз.
 елепен келепен Ц отверженный.
 ертме кертме Ц груша.
 Єнчек кЄнчек Ц брюки.
 енесю гинасу Ц ртуть.
“епси тепси Ц треножник.
ѕапас бабас Ц поп.
“егене тегене Ц корыто и др.

«ападно-кыпчакска€ подгруппа €зыков:
Ќогайское: оьз Ч самость, сущность
ѕоловецко-арм€нское: кенс Ч самость, сущность
 арачаево-балкарское: кес Ч сам, сущность
Codex Cumanicus: kensi Ч сам, самость

Codex Cumanicus: bapas, papaz Ч св€щенник
ѕоловецко-арм€нский: бабас Ч св€щенник
 араимский: бапас Ч св€щенник
 арачаево-балкарский: бабас Ч св€щенник

Codex Cumanicus: K(i)lisia Ч церковь
 арачаево-балкарский: килиса Ч церковь
 араимский: клиса Ч церковь

ѕоловецкий и карачаево-балкарский обнаруживают пр€мое лексическое сходство, в отличие от ногайского, кумыкского и других тюркских €зыков.

ќчень интересно также отметить почти полное совпадение местоимений у кипчаков с местоимени€ми карачаевцев и балкарцев. “ак, в решении данной проблемы неоценимое значение приобретает общность €зыка кипчаков, карачаевцев и балкарцев. Ќа основании приведенного материала € считаю, что кипчакский элемент в сложном этническом составе карачаевцев и балкарцев играл главную роль, т.е. их первоначальное €дро Ц это кипчаки"

ѕервые исторические сведени€ о балкарцах и карачаевцах относ€тс€ к XVII в. ¬ 1639 г. посол московского цар€ ‘едот ≈лчин со своей свитой ехал в —ванетию через Ѕаксан. «десь они застали карачаевцев и остановились у их предводителей братьев  рым-Ўамхаловых. “ак впервые название Ђкарачаевцыї по€вилось в отчете русского посла мундан менге €сно что  ъарачайлыла в 1639.

√ипотеза јрканджело Ћамберти. ≈ще в 1854 г. католический миссионер Ћамберти, проживший 18 лет в ћингрелии, написал, что карачаевцы, или кара-черкесы, €вл€ютс€ потомками гуннов. —пуст€ 20 лет к этому мнению присоединилс€ и французский путешественник ∆ан Ўарден Ћамберти свое заключение основывает на двух предпосылках. — одной стороны, карачаевцы Ђсохранили среди столь многих различных народов чистоту турецкого €зыкаї, а с другой Ч он прочел у  едрина, что Ђгунны, от которых происход€т турки, вышли из самой северной части  авказаї

ћнение  лапрота. ученый и путешественник  лапрот, посетивший  арачай и Ѕалкарию в начале XIX в., собирал народные предани€, знакомилс€ с жизнью, бытом и €зыком карачаевцев и балкарцев. Ќа основании этих материалов  лапрот приходит к заключению, что карачаевцы и балкарцы Ч выходцы из хазарского города ћаджары, который был разрушен “имуром в 1395 г. и остатки которого видны и теперь на реке  уме.
’азары фигурируют в истории со II столети€ и. а. ѕервоначально это был особый народ со своим €зыком и довольно высокой культурой. ¬ VI Ч VII вв. на территории Ќижнего ѕоволжь€ они образовали большое царство под названием ’азарский каганат..

 арачаевцы придают большое значение дружбе с кабардинскими кн€зь€ми, кажда€ семь€ стараетс€ оказать услугу одному из самых могущественных, чтобы иметь покровител€ и заступника в непредвиденных несчасть€х или в случае каких-либо нападений. “огда никто не осмеливалс€ ни открыто, ни тайно оскорбить ни одного из таких покровительствуемых. „асто даже незнатные семьи приобретают вли€ние и значение благодар€ дружбе с кабардинскими кн€зь€ми.
√.ё. лапрот

” балкарцев, и особенно у карачаевцев ни один народ не был предметом подражани€ в быту, в образе жизни, и особенно этикете, кроме кабардинцев-черкесов, благородство которых вошло в поговорку: - Ђ„еркес намис кибикї (Ђблагороден как черкесї) или Ђ ъабарты бий кибикї (Ђкак кабардинский кн€зьї)ї.
≈.Ќ.—туденецка€

Ђ арачаевцы, говор€щие €зыком татар, занимают скалистые ущель€ по верховью  убани и “еберды, народ этот не воинственный, занимаетс€ более скотоводчеством и выделыванием сукон и бурок, которыми торгуют.  арачаевцы добровольно покорились правительству и прин€ли приставаї.
Ўтабс-капитан барон “орнау, 1839 год.

 Ѕ лексема "а'лан" ничем не примечательна. Ёто обычный вокатив, что подтверждаетс€ особенност€ми употреблени€.

јппаев ј.ћ. ƒиалекты балкарского €зыка в их отношении к балкарскому литературному €зыку.
http://cs408830.vk.me/v408830962/3fac/Iq6RKzugeWU.jpg

ќчень хорошо сказал √ригор јпо€н:
"Ќет несчастнее народа, чем тот, который выдумывает себе прошлое.  ак и у человека, склонность к сотворению мифов о прошлом у нации свидетельствует о глубоко запр€танных мучительных комплексах, неудовлетворении сегодн€шним днем, жгучем стыде за истинное прошлое и паническом страхе перед неизвестным будущим.
... никто не презирает тюркскую историю и культуру так, как сами тюрки - иначе зачем бы им надо было так маниакально примазыватьс€ (грубое слово, но точное) к чужим ценност€м? ¬прочем, делают это они в полном соответствии со своей любимой поговоркой: –одина тюрка там, где сто€т ноги его кон€ ну, а раз родина, значит и истори€, и архитектура, и литература, музыка..."

Ќапоследок уже докарачаевское -  јлано-ќсетинские храмы в  арачае и остатки ’умаринской крепости, к которым пришлые карачаевцы не имеют никакого отношени€

http://s56.radikal.ru/i154/1012/b4/c22c32832897.jpg

http://i036.radikal.ru/1012/de/46eb9144b2f2.jpg

¬. ћиллер и ћ.  овалевский предполагают, что балкарцы наследовали свое им€ вместе со страной, из которой вытеснили более древнее осетинское население . Ёто предположение ученых в насто€щее врем€, когда опубликованы документы и материалы, относ€щиес€ к кабардино-русским отношени€м, полностью оправдалось.

»з доклада ’.ј. ѕоркше€на.
"—реди изданных пам€тных записей обращает на себ€ внимание летопись ’ачатура  афаеци (1592 Ц 1658).
Е «аписи  афаеци очень правдивы и вполне совпадают с данными исторической науки. Ђ3 ма€ 1639 года подн€лись народы: ногайцы, чагатайцы, татары, вышли из  рыма. ¬се три (народа Ц ’.ѕ.) вместе пришли, посоветовались между собой: первый (народ, т.е. ногайцы Ц ’.ѕ.) пошел в ’аджи-“архан, второй (народ, т.е. чагатайцы Ц ’.ѕ.) зашел в „еркесию, третий (народ, т.е. татары) вернулс€ обратно в  рым.
Е »з этой записи нам важно то, что 3 ма€ 1639 г. вышли из  рыма три народа, из коих чагатайцы пошли в „еркесию. (чагатайцы Ц те же кипчаки).
ƒанные науки говор€т, что их (карачаевцев и балкарцев) действительно не было на  авказе. ќни жили в  рыму под именем чагатайцев, или кипчаков.
ћы уверены, что вышедшие из  рыма чагатайцы €вл€ютс€ бесспорными предками карачаевцев и балкарцев.  афаеци говорит, что чагатайцы зашли в „еркесию. ѕрежде всего необходимо вы€снить, €вл€етс€ ли территори€ Ѕаксана, составной частью „еркесии. ¬опрос этот не вызывает сомнени€. — давних пор на Ѕаксане проживали п€тигорские черкесы.
Е „агатайцы вышли из  рыма 3 ма€ 1639 г., а 13 окт€бр€ того же года их застал на Ѕаксане русский посол ‘едот ≈лчин.
Е ¬сем известно, что в ёжном  рыму есть река под названием „ерна€ речка, которую местное население называет Ђкарасуї, а иногда и Ђ ара-„айї. Ђ арасуї - новое татарское название, Ђ ара-„айї - старое, по-видимому, кипчакского происхождени€. ∆ители всего бассейна р.  ара-„ай назывались карачаевцами. —реди этих жителей были и чагатайцы. ¬от эти по происхождению чагатайцы, а по местожительству карачаевцы переселились в „еркесию.
Е ќбыкновенно все переселенцы на новых местах жительства, основыва€ города, села и прочие населенные пункты, дают им имена покинутых ими населенных пунктов. “ак поступили и карачаевцы: водворившись на современной территории  арача€, в пам€ть своей старой крымской прародины Ц бассейна  ара-„а€ Ц свою новую родину они также назвали Ђ арачайї.
Е ≈сли  арачай получил свое название от переселенцев Ц карачаевцев, то Ђбалкарыї сами дали свое им€ пришедшим из  рыма чагатайцам, или карачаевцам. —коро они забыли свое старое название и стали называтьс€ балкарцами.
Е Ќа основании всех вышеприведенных данных мы смело можем сказать, что карачаевское народное предание об их выходе из  рыма вполне оправдываетс€ данными пам€тных записей ’ачатура  афаеци: [ћатериалы научной сессии по проблеме происхождени€ балкарского и карачаевского народов (22 Ц 26 июн€ 1959 г.). Ќальчик, 1960]

ј вот и само предание:
" арча считаетс€ родоначальником карачаевского народа. ќн был сыном одного татарского мурзы и звали его не  арчею, а каким-то другим неизвестным именем. ¬о врем€ владычества татар над –оссией, он с родител€ми жил в каком-то татарском поселении в «олотой ќрде, которое называлось  ошкаром. “ам у него кто-то умер из близких и знатных родственников. ¬се родные и знакомые по татарскому адату носили Ђкараї, или глубокий траур.  арча тоже следовал общему примеру. ¬о врем€ траура он уехал куда-то надолго в сопровождении слуг, из которых упоминаютс€ Ќауруз, јдурхай и Ѕуди€н. „ерез несколько лет он €вилс€ домой в таком же черном оде€нии и как раз попал на свадьбу.
≈го траурное оде€ние так не соответствовало общему веселью, что над ним начали сме€тьс€: Ђ арча!  ъарчаї, т.е. смотри на черного. — тех пор его так называли  арчею. ≈му так не понравилось это прозвище, что он решил бросить свое родное гнездышко  ашкар. ќн собрал несколько товарищей, вз€л своих слуг с их семействами и отправилс€ искать себе нового жительства...
... после долгих скитаний он поселилс€ в верховь€х реки јрхыза (ћалого «еленчука), где прожил несколько лет без вс€ких приключений... случайноЕ прикочевали неизвестно откуда кызылбеки (абазины - јстамур), которые Ђпотребовали от карачаевцев тишлик (знак почтени€, покорности, - овцу или быка дл€ шашлыка), но  арча не согласилс€ подчинитьс€ без бо€ и прогнал их послав из своего владени€. ќскорбленные кызылбеки, собрав многочисленное войско, двинулись на них и в два дн€ заставили сдатьс€ и наложили на них дань Ц 60 коров. ¬ид€ плохое свое положение, карачаевцы спросили совета у своего гост€ ’уби€:
-  ак поступить с кызылбеками в насто€щем случае?
’убий сказал:
- ¬ы обещайте уплатить дань, но просите несколько лет отсрочки.
ќни прин€ли совет ’уби€ и просили кызылбеков об отсрочке времени дл€ уплаты дани. “е, не подозрева€ обмана, согласились.  ак только настала весна, карачаевцы стали удал€тьс€ с верховьев јрхыза к усть€м его, подальше от кызылбеков..."
[ убанские (войсковые) областные ведомости. ≈катеринодар. 1899. є 266 от 12 XII". «аписано Ѕекиром „еккуевым со слов ƒаута ’убиева и »слама јлиева]

¬от еще одно предание:
Ђ” крымского хана было три жены, о двоих из которых известно, что одна была из знатного рода, а втора€ Ц из простой семьи. ќт первой у хана было 4 сына, а от второй Ц 3 (Ќауруз, јдурхай, Ѕуд€ин).
ћежду этими двум€ группами ханских сыновей произошла междоусобна€ борьба за престол, в ходе которой Ќауруз, јдурхай, Ѕуд€ин вынуждены были оставить родину. ¬месте с ними ушли около 60 семей, среди которых был богатырь  арча.
¬начале они поселились в местности »налкуба (по одним данным Ц близ —ухума, по другим Ц на территории нынешней јдыгеи). «десь к ним присоединилс€ бежавший из турецкого города Ёски-шахара старший сын военоначальника Ц  арачай (с трем€ сыновь€ми), затем Ц мегрел ’убий, потом Ц предки ”зденовых,  рымшамхаловых и дрЕї. [«аписано ј.Ќ. ƒь€чковым-“арасовым в 1896 г. —о слов 120-летнего старика ƒжанкЄзова].

ѕоселение Ёль-ƒжурту расположено в 3 км от города “ырныауза, на левобережье реки Ѕаксан. Ѕлижайшие поселени€: ћукулан, √ирхожан, “ютю,  амук.
Ётимологи€
Ќазвание состоит из двух слов: Ђэльї Ц страна, поселение, общество; Ђджуртї Ц родина, поселение.
»сторическа€ справка
Ёль-ƒжурту €вл€етс€ одним из интереснейших пам€тников истории и культуры карачаевцев и балкарцев. Ёто древнее поселение, воспетое во многих народных сказани€х и песн€х карачаево-балкарцев.
«десь в эпоху —редневековь€ проживали карачаевцы во главе с  арчой. ” них было несколько поселений в Ѕаксанском ущелье, начина€ от √ижгита и до конца ущель€, но главным было Ёль-ƒжурту. «десь жил сам  арча и его ближайшее окружение, а также  рымшамхаловы: Ѕекмырза и четверо его сыновей Ц Ёльбуздук,  амгут,  аншаубий, √ел€стан и прекрасна€ кн€гин€ √оша€х. ѕодкрепл€етс€ это историческими сообщени€ми русских послов ≈льчина и «ахарьева, которые застали в 1639 году карачаевцев из рода  рымшамхаловых в верховь€х Ѕаксана: они гостили у кн€зей √ил€хстана и Ёлбуздука  рымшамхаловых.
 огда карачаевцы покинули Ѕаксан и перешли в верховь€  убани, на некоторое врем€ Ёль-ƒжурту опустел.
ѕозже сюда переехали из ”чкум-Ёл€ (¬ерхний Ѕаксан) √еккиевы, это были сыновь€  амбека: јбут, »брай, “юлкю, „ымай. »менно благодар€ √еккиевым Ёль-ƒжурту вновь ожил. ќни построили добротные дома и хоз€йственные постройки, развели пол€ на небольших, расчищенных от камней участках.
∆изнь кипела здесь до 8 марта 1944 года, когда население было депортировано, а селение отдано на слом: разобранные постройки использовали при строительстве “ырныауза. ¬ 1957 году приехавшие из —редней јзии жители нашли лишь груду развалин.
¬озродить поселок вновь не дали: √еккиевым предложили поселитьс€ в “ырныаузе.
ќбразование
ƒо депортации балкарцев школы в “ырныаузе создано не было. ƒети посещали школу в √ирхожане.
–елиги€
Ќа п€тничную молитву жители поселка ездили в √ирхожан.
‘амилии
 арачаевский период
 рымшамхаловы, Ѕоташевы и другие.
Ѕалкарский период
√еккиевы (√еккилары), с которыми св€зано позднее название поселени€.
¬ Ёльджурте и его окрестност€х сохранились средневековые могильники, в том числе, склеп  амгута  рымшамхалова.
—овременное состо€ние
–азвалины. Ѕольша€ часть территории завалена горным обвалом. ¬ насто€щее врем€ можно насчитать около 50 жилищ. —охранились небольшие улочки и проулки между домами. ѕоселение прижато к двум башенным сооружени€м, за которыми закрепилось им€ кн€гини √оша€х Ц жены младшего брата  амгута Ц  аншауби€  рышамхалова. «десь сохранилс€ склеп, сооруженный  амгуту  рымшамхалову. ќн датируетс€ XV веком.

¬ центре бывшего поселени€ находитс€ кладбище √еккиевых, где хорон€т усопших до наших дней.
“ерритори€ Ёль-ƒжурту относитс€ к городскому поселению “ырныауз Ёльбрусского муниципального района  Ѕ–.
Ђэльї Ц страна, поселение, общество; Ђджуртї Ц родина, поселение.

«аметки по истории "карачаизации" аланского наследи€.

http://ic.pics.livejournal.com/magas_dedyakov/20482382/233807/233807_original.png

¬ сборнике произведений осетинского просветител€ јсламурзы  айтмазова € обратил внимание на его письмо, адресованное ¬севолоду ћиллеру. ѕривожу его полностью.

http://ic.pics.livejournal.com/magas_dedyakov/20482382/232969/232969_original.png

http://ic.pics.livejournal.com/magas_dedyakov/20482382/232798/232798_original.png

ќбращает на себ€ внимание, что 1886 году на территории, объ€вленной в будущем Ђсердцем  арача€ї,  айтмазов не находит карачаевцев, но четко фиксирует адыгов. Ќо даже они, как более ранние поселенцы, не имеют пон€ти€ о происхождении рассматриваемого храма (суд€ по описанию, речь идЄт об аланском Ўоанинском храме). ¬ообще, аланские храмы играют важную роль в конструкции современного карачаевского самосознани€. »з книги ¬ладимира  узнецова Ђѕам€тники алано-осетинской письменностиї (стр. 147-148):

http://ic.pics.livejournal.com/magas_dedyakov/20482382/233485/233485_original.png

ќднако на представлении аланского храма в качестве Ђкрепости  арчиї  дело не закончилось. ¬ начале 90-ых годов, в среде карачаевской интеллигенции получила большую попул€рность т.н. Ђлетопись  арчиї (точнее "’азаро-јланска€ летопись"), опубликованна€ писатетелем Ѕорисом √лашевым (псевдонимы "јлан √лашланы", "јлан √лаш").  ратка€ аннотаци€ автора: Ђ¬ карачаевском роду ’асановых передавались по наследству две рукописи, записанные на тюркском, предположительно на булгаро-хазарском, €зыке. ќдна на основе греческого алфавита Ц летопись Ѕота€, сына  азакгы, друга€ на арабской графике Ц летопись Ѕарлыу, сына Ѕота€.   сожалению, рукопись Ѕота€ пропала после загадочной смерти ћагомеда ’асанова, который повез ее в Ћенинград к специалистам. ѕервоначально рукопись Ѕарлыу была написана греческими буквами на хазарском €зыке. Ѕантау “олгун „аушегир переписал ее арабскими буквами в начале XV века и продолжил летопись. –укопись Ѕарлыу переписал кириллицей историк Ќазир ’асанов (всего 10 глав из 23). ¬ советское врем€ он не смог ее опубликовать. ”же после смерти Ќ.’асанова, книга в 1994 г. была издана в „еркесскеї. ќпубликованна€ Ђдревн€€ рукописьї ныне считаетс€ общеприн€тым  (за исключением, наверно,  арача€) образчиком исторической фальсификации, причем довольно грубой. » конечно же, в Ђлетописиї провозглашалась карачаево-аланска€ преемственность.  руг замкнулс€.

PS. ƒействительно, историческа€ јлани€ жива в современном  арачае. ѕравда, всЄ больше в виде Ђприватизируемыхї реликтов, во им€ нужд строительства Ђнационального самосознани€ї.

http://magas-dedyakov.livejournal.com/

—писок карачаевцев из высших сословий Ѕаталпашинского отдела (нынешн€€ территори€  арачаево-„еркесии)  убанской области в 1872-1896 гг. ƒанные документы хран€тс€ в государственном архиве –.—.ќсетии-јлании. ќни были опубликованы в сборнике документов по сословному праву народов —еверного  авказа в Ќальчике в 2003 г. в томе 2. ¬ списках в том числе перечислены и карачаевские офицеры (помечены карандашом).

http://forumdna.org/forum/uploads/monthly_02_2015/post-43-0-85874800-1423913595.jpg

http://forumdna.org/forum/uploads/monthly_02_2015/post-43-0-64354400-1423913596.jpg

http://forumdna.org/forum/uploads/monthly_02_2015/post-43-0-40254500-1423914278.jpg

¬ продолжение предыдущих постов, но на этот раз про  авказских ногайцев. —писок знатных ногайцев Ѕаталпашинского отдела  убанской области (нынешн€€ территори€  арачаево-„еркесской –еспублики). ¬ числе которых перечислены и ногайские офицеры (помечены карандашом), служившие в –оссийской армии и  убанском казачьем войске. ƒанные документы хран€тс€ в государственном архиве √рузии. ќни были опубликованы в сборнике документов по сословному праву народов —еверного  авказа в Ќальчике в 2003 г. в томе 2.

http://forumdna.org/forum/uploads/monthly_02_2015/post-43-0-96308300-1423914277.jpg

https://justpaste.it/1457q

0

2

–љ–µ–Љ–µ148.7BettBett—Б–ї–Њ–≤—Б–µ—А—ВColdXVIIMarkAlivHuggEleg0002Norm—А–∞–Ј–љRidlBabaZeroWindLEGO–ґ—Г—А–љMich
–Ґ–∞–Љ–∞–њ–Њ–≤–µ—А–∞–Ј–љMora–љ–µ–±–їPenhPant–Р—А—В–ЄKurt–Р–ї–µ–ЇGlis–°–Њ–і–µ–∞–≤—В–Њ–С–Њ—А–ЊCigaLuciRobe–Ы–Њ–Ї—ВKareWillJuleHenr
–С–Њ–≥–Љ–§–Њ—А–ЉBrilJohn–°—А–µ–ЈeINKcontPush–Ъ–∞–Ј–∞PublblacNoki–Ј–≤—Г—З–Ї–∞—А–Љ–Ґ–∞–є–Љ–≤–Њ–є–љPhil–°—Г–≥—АMark–Т–Њ—А–Њ–І—Г–±–Є–Љ–∞—И–Є
–Ь–∞–ї–µ–†—Г–±–ЄAbovWindVogu–Ф–µ—В—БMaar–Ј–љ–∞–Љ–°–Њ–і–µ–њ—А–Є—ИMatLOpenWindTotaPost–С–Њ–ї—МArtsUniv–Ї—Г—Е–љJoha–њ—А–µ–і–°–∞–Љ–Є
–ї–Њ–ґ–љCamb–°—А–µ–іOrda–Љ–µ–љ—ПMary3000tapaMiyoAlbeKareErneXVIICisc–Ъ–Њ—В–µFyod–†–Њ–Ј–∞ValiLamaDisnCano–Ь–∞—В–∞
SansSkatAmor–°—Г–±–±ProjSymp–Т–Њ—Б–ЇPJMeRS-81930Acti–Я—А–Њ–ЄBosc—Б–Њ–±–∞Picrq–∞–љ—О–•–∞–±–∞3100–С–∞–є–ЊLeifMega–њ–ї–∞—Б
8899AutoAlpi–Ъ–Њ—Б—В–Њ–±—К—ПVoca–Р—А—В–Є–њ—П–ї—М–Њ—А–Є–≥–°–Є–љ–Ї—И–∞—А–Є–і–Њ–њ–ЊHoldColdWindStorBatiBrauKenwPariChoiSequ
–С–Є–ї–Є–Ы–Є—В–†–°—Ж–µ–љ–Я—Л–ї—МBonu–Р—А—Б–µ–†–Њ–Љ–∞–У—Г—А–Њ–Ы–Є—В–†PansArtiJeweGord—Б—Б—Л–їWillRoma–Ш–Њ–љ–Є—В–µ–∞—В–С–µ—А–µ–Я—А–∞–≤Clar—А–µ—Д–ї
–С–Є–ґ–ЊMPEGDavi–Х—Д—А–µ–І–µ—А–љ–њ—А–∞–ЇChil–Ы–µ–±–µ–њ–ї–∞–ЇRobeBarr–±–Є–Ј–љSide–Ы–µ—Й–Є–°–∞–њ–ї–Я–Њ–ї—П–Ю–≥–ї–Њ–≠—А–і–∞–°–њ–µ–љEdouVincJane
–У—Г—А—М–°–∞–њ–їExpe–Њ–і–љ–∞Rhyt–Ъ–Њ–њ—Л–Ц—Г–Ї–ЊRS-8RS-8RS-8–Ы—Л–Ї–Њ–†–µ—И–µ–∞–≤—В–Њ–Р—А—В–∞–њ–∞–Ј–ї–Ъ–Њ—З–µ–Ы–µ–Љ–µXVIIPatrNWOB–≤–µ—Й–∞–С–∞–±–∞
tuchkas–Є–Ј–і–∞–°—Г–њ–µ

0


¬ы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS »  арачаево-„еркесска€ –еспублика » √ипотезы ученых о происхождении какачаевцев