ETHNO-CAUCASUS FORUMS

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Краснодарский край » О том как устроились русские на адыгских землях


О том как устроились русские на адыгских землях

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

В этой статье - мои заметки относительно русских колонизаторов Черномории, когда они остались один на один с этим краем.

Утриш в XXI в., век назад

Утриш – это небольшая часть в прибрежной полосе полуострова Абрау, на границе Анапского района и территории, подчиненной г. Новороссийску Краснодарского края. Единственный населенный пункт здесь – селение Малый Утриш да расположенный в двух километрах от него к юго-востоку тренировочный центр при дельфинарий. Итого местного населения вместе с тремя лесниками наберется от силы человек 60. И больше ни души в радиусе 15-20 км. И это в четвертом по численности регионе нашей необъятной Родины, на берегу самого теплого моря из когда-либо омывавших просторы этой же Родины. А за этими 15-20 километрами – главные курортные районы страны, интенсивное сельское хозяйство, крупнейшие порты и т.д. А здесь – ничего, полная лесная глушь.
Что же помешало рассматриваемому нами участку побережья Понта Эвксинского (оно же Русское море, оно же Черное) последовать в развитии за своими соседями, чьи имена знал каждый представитель славного советского народа? Как живут люди в этом оторванном от остального мира уголке? Причем оторванность эта географически настолько мала, что кажется вообще невозможным существование этого уголка, он обязательно был бы должен превратится в аналог Дагомысского района или хотя бы Абрау-Дюрсо. Ведь все черноморское побережье Кавказа вошло в состав Российской империи в одно и то же время, разные части его схожи по климату и рельефу, т.е. стартовые позиции у всех были одинаковы.  Если хоть немного посмотреть на Утриш изнутри, то становятся понятны ответы на поставленные вопросы, становится ясно, в результате чего Утриш задержался в развитии лет на 100 и, благодаря этому, мы можем перебраться на сто лет назад и посмотреть, как жили люди в конце 19 - начале 20 века на всем побережье Северного Кавказа, ибо Утриш сегодня мало чем отличается от Утриша 1872-1902 годов. Итак, Утриш в 2002 году, сто лет назад.
Абрау – часть жемчужины Российской Империи – Кавказа, заслуживающему этого названия по своему выгодному положению меж двух морей, по своему теплому, благорастворенному субтропическому климату, по своей живописности и естественным богатствам. Все эти эпитеты можно применить и к отдельному северо-западному уголку этой огромной жемчужины – Утришскому району в центральной прибрежной части полуострова Абрау. Он заслонен от холодных полярных ветров гигантской стеною Кавказского хребта, носящего в этой части суровое название Навагир, а почва и растительность носят здесь характер сухих субтропиков, свойственный лишь отдельным районам юга Западной Европы. Если принять во внимание, что Черноморье изобилует здесь лесистыми горными террасами, живописно спускающимися к морю, с вечной синевой и неумолимым рокотом его волн, то можно убедится, как много привлекательного заключает в себя рассматриваемый край для русской колонизации. Однако вот уже более 30 лет прошло с момента принятия закона о колонизации 1866 г., но Утриш остаются в диком и пустынном виде, почти совершенно не используемый человеком. Скорей всего, культура его более запущена, чем это было до выселения натухаевцев и северных шапсугов в Понт, чьи красивейшие фруктовые сады и виноградники засохли, исчезли и заросли в лучшем случае держидеревом. И одна из главных причин наступления природы на ранее завоеванные у нее человеком позиции – отсутствие каких-либо дорог и больших равнинных пространств вкупе с полным невежеством приезжего населения, незнающего и непонимающего особенностей местной природы.
Высота Навагира здесь не превышает 1750-2500 футов. Интенсивное размывающее действие проточной воды при крутом падении вызвало образование речных долин оригинальной формы, исключительно свойственных этому участку Черноморья. Долинам местное русское население дало образное название – щелей – это глубокие скалистые ущелья от истока до устья. Речки в них не многоводны, а кое-где вообще уходят в грунт. Почва здесь состоит из трескунов, чрезвычайна камениста. Растительность же поражает воображение мигрантов-крестьян из центральной России – дубы, можжевельники, тисы. Внутри Утриш крайне горист и при этом покрыт густым лесом – здесь сильно пересеченная местность с узкими долинами, глубокими ущельями и котловинами и весьма сложным второстепенным рельефом, поэтому никаких дорог к так, казалось, близкому и уже достаточно освоенному Кубанскому уезду, нет. На север же почти до самой Анапы и на юг к Новороссийску крутые скалистые уступы сползают почти в самое море, изредка прерываясь небольшими щелями. Все, полная блокада.
Но население сюда все-таки пробралось и, как и в других частях Черноморья, попыталось осваивать этот действительно непочатый край, но край, требующий большой затраты знаний, труда и капитала.
В связи с наличием более крупных пахотных площадей  к югу и северу от Утриша самые первые переселенцы, как правило, иностранноподданые – армяне, чехи, греки -  обосновались именно там. А Утриш стал заселяться позже и уже предками современного населения – а оно здесь все русское. Пытаясь освоить полученную территорию в сельскохозяйственном отношении, крестьяне из русского Нечерноземья начало вспахивать местную почву привезенными с собой плугами и, измучив лошадей, в конце концов засадили пашню пшеницей и ячменем. После осенней страды по уборке урожая многие засобирались обратно на родину. Но потом решили остаться еще на год. Через год все повторилось – пшеница упорно не хотела расти в столь, казалось, благодатном климате. А нет пшеницы – значит голод. Соседи – чехи, греки и другие смекнули уже на второй год, что вырастут здесь, да и то с горем пополам, только просо и кукуруза. У Утришских же переселенцев эти культуры по причине первого с ними знакомство даже не взошли. Через некоторое время, когда и петрушка упорно начала засыхать, только высунувшись из грунта, русский крестьянин смекнул – стало быть земледелием здесь заниматься рискованно, надо переходить на скотоводство. К тому же дошли до них слухи, что в Абрау-Дюрсо управляющий департаментов уделов граф Ю.И. Штенбок купил себе имение несколько лет назад и с 1870 г. начал заниматься садоводством, коневодством и скотоводством И хотя с тех пор минула не одна зима и граф забросил это свое занятие, утришцы, ведомые лишь слухом только о начале этого процесса, решили догнать и перегнать соседнее имение. Но, только поголовье подросло, оно же начало отчего-то подыхать. Вроде и сожгли порядочно вокруг огромные площади благодатных лесов под пастбища, а скотине все худо и, как сказал заезжий лекарь, видимо – эпидемия, но ему все равно не поверили, так как население здесь приехало набожное. А дело в следующем – рядом с Малым Утришом нашли они древний город, а за ним и кладбище и во время подрастания скотины от безделья и обогащения ради решили они в могилах порыскать, благо кое-какие черкесские сокровища там были упрятаны. Долго валялись кости и черепки решили наконец-то убрать, да вот скотина продолжала дохнуть. Садовые же посадки местных фруктовых деревьев опять-таки не прижились, зато у некоторых все-таки выросла вишня. Идея воссоздания прекрасных черкесских садов провалилась – сады остались только в воображении. Народ опечалился, частью съехал, а оставшиеся перешли на собирательство и охоту, сильно озлобившись на, как оказалось, более приспособившихся к местным условиям соседей-инородцев и присоединившихся к ним русских.
Особую зависть вызывало у них имение Абрау-Дюрсо, которое, как оказалось давно забросило свое садоводство и скотоводство, а за ним и табаководство и перешло на выращивание винограда, на чем неплохо зарабатывало. И только утришцы собрались последовать их примеру, как деньги у государства на колонизацию кончились и населению было предложено пожить самостоятельно. Русская Шампань, как и Русская Ривьера, не захотели расширять свои позиции до Утриша. Правда, утришцы пытались привлечь сюда иностранцев с целью устроить в их живописном уголке лечебное место, как этого хотели сделать в соседнем имении Сукко, но грянувшая вскоре революция отменила и этот план.
Вот в таком состоянии и был застигнут мною Утриш зимой 2002 года, почти ничем не отличаясь от 1902. Правда, в советское время здесь произошли кое-какие перемены в лучшую сторону, но теперь след этих перемен исчез, как будто их и не было. А был здесь построен рыбоконсервный завод, теперь исчезнувший. По свидетельству коменданта поселка, бывшего в то время гендиректором этого завода по производству хамсы, на том стояло уникальнейшее оборудование, аналогов которого не встретишь ни в одном другом уголке бывшей Российской империи: по одной трубе текла рыба, по другой – рассол, которые перемешивались в бассейне и получались вкуснейшие консервы, не уступающие в своей категории по качеству винам и шампанским Абрау-Дюрсо.
Теперь же оставшееся население Утриша живет лишь за счет летней торговли с туристами, собирательством, рыбалкой да охотой. А потому народ стал здесь сильно пьющий и очень жадный до денег. И первым под руку попал рыбзавод, временно закрытый. Ввиду того, что уникальное оборудование сделано из обычного, но цветного металла, начали его потихоньку разбирать. Вот тут то и случился первый конфликт – комендант был против и грозился убить первого, кто коснется хоть части уникальной трубы. Но русский человек сметливый, да к тому же регион особый – Кавказ, поэтому жену коменданта попросту убрали, а пока комендант искал виновных – завод полностью разобрали и некоторая часть местных жителей нашла себе кусок хлеба. Комендант после этого захворал и вскоре состоялись выборы управляющего и в поселке установилось двоевластие – коменданта и администратора-управляющего. Народ же радостно продолжал пропивать завод, а те, кто уже пропил – воровать нехитрое имущество у соседей. Но борьба за власть продолжалась. Под давлением коменданта и ряда его последователей из поселка выселили целую семью воров и алкоголиков, одних из главных зачинщиков устранения завода (такое наказание было с успехом позаимствовано из доисламской правовой системы адыгов – адата). Новый администратор тут же обвинил того в желании продать утришскую землю французам, так как откуда не возьмись пронесся слух о желании французов купить барак (где раньше жили работники завода, теперь полностью развалившийся), а затем всю территорию и поработить местное население. И уже собрались было судить коменданта и желали отправить письмо в ближайшее французское консульство, но вдруг выпал такой снег, которого не было лет десять и все дороги (вернее, одну-единственную дорогу) перекрыло недели на две. Это остудило ситуацию, накалившуюся довольно сильно.
Комендант в результате таких послевыборных технологии слег опять и уже не надеялся на реванш. И вдруг – о, удача – появилась возможность разыграть национальную карту, так как в полностью русский казачий поселок администратор поселил семью турок-месхетинцев. Национальной гордости казаков был нанесен существенный урон. Сельский сход под настойчивыми требованиями коменданта, приведшего ряд неопровержимых обоснований (турки – агенты Турции, специально поселились в таком стратегически важном для России месте как Утриш для контроля государственных границ при подготовке к принятию турецкой эскадры), решил выселить мигрантов, а вместе сними и администратора. Турки уехали, а администратор не успел, как над Утришом вновь зашло солнце – пришла весть о создании в их уникальном районе заповедника. Откуда ни возьмись понаехали переписчики и, естественно, всех  переписали. Началась паника – неужто выселяют? Когда же комендант обнадежил всех, что это полный бред, паника только усилилась – если всех оставят здесь, то ни рыбалки, ни охоты, ни ягод из леса – ничего нельзя! Вот в этот период великих перемен и застали мы Утриш. Народ даже перед этим перестал пить. На время. Борьба между комендантщиками – консерваторами-казаками и администраторщиками – более молодым и по большей части мужским, приезжим не так давно на Утриш населением затихла. Общество столкнулось перед общей проблемой и впервые в своей истории решило консолидироваться – наверное, еще не полностью разобралось в ситуации.
В общем, все здесь осталось, как и 100 лет назад: как боялись здесь иностранной аннексии Турцией раньше, так теперь думают на Францию, как раньше ничего не росло, так и сейчас огороды пусты, как воровали скот, так и теперь воруют (и скот, и завод, и друг у друга), как  противились иностранцам, так и теперь ненавидят кавказцев, как пили, так и пьют, как дрались между собой за скудные ресурсы, так и теперь дерутся. А стоило ли переселяться из далекой Центральной России в этот благодатный край и жить здесь? Возможно, и стоило, но только  до конца 1980-х гг., а потом сразу создавать заповедник, чтоб не мучились люди еще 10 лет. Но кто ж знал?
И еще. Религиозность людей не стала меньше с момента первого разграбления адыгского кладбища и падежа скота, поэтому нашел местный люд объяснение всем творящимся с ними злоключениями. Причина же в том, что есть у них здесь Утришский феномен и мыс, на котором стоит поселок, не простой, а особый, феноменальный. Точности, правда никто не знает. Но опять же знающие люди говорят. Ну, в общем, в неблагоприятном месте они живут. (Утришский феномен – понятие в геологии в связи с некоторыми странностями залегание горных пород)

Отредактировано граф Воронцов (2006-03-04 15:09:23)

0

2

Интересно, о чём думало царское правительство, заселяя на эту землю великороссов?
Климат этого участка черноморского побережья по основным своим хар-кам идентичен средиземноморскому (за исключением более низких зимних t). Там в принципе можно было поселить греков, которые бы занимались выращиванием оливок и винограда. Или идея заселения побережья русскими (в т.ч. казаками) была настолько сильна, что приходилось принимать меры по ограничению греко-армянской колонизации. Если уж были выселены черкесы... Принцип собаки на сене. Ведь очевидно, что греческие и армянские поселенцы, смогли бы с большей эффективностью использовать местные агроклиматические ресурсы.

0

3

Греков и армян селили тоже достаточно активно, но большая часть из них была иностранноподданые, что было не очень хорошо (в 1897 г греков и армянв Черноморской губернии было 10-11%, а дестью годами ранее - в процентном отношении еще больше). Поэтому и фактически насильно в первый десятилетия освоения пихали туда славян. Последние постоянно бежали обратно, т.е. на Кубань. Кучу денег вбухали в это дело.
А с Карсом вообще вышел облом - армяне очнь хотели его заселить (турки почти все выехали после вхождения области в Россию). Им не разрешили - думали, бывшими армейцами заселят. В результате масштабы заселения были не бльшими, а потом Карс пришлось вернуьб хозяину. А были бы там армяне - все было бы по другому наверное

Отредактировано граф Воронцов (2006-03-04 15:46:53)

0

4

А об этом и говорю. Видя всю абсурдность заселения черноморского побережья русскими, правительство всё равно всячески "поддерживало" это начинание. Армяне и греки во многих случаях сами просили дать им возможность обжиться в этих местах.
В Абхазии то же самое происходило. Русские убегали после первого, второго неурожая. Причём новопоселенцы русские, зная о неудаче своих земляков-предшественников, упорно продолжали засеивать поля пшеницей во влажных субтропиках. Многие спивались. А грекам и армянам сразу удалось адаптироваться.
Это я рассуждаю с сугубо прагматичной точки зрения, будь я на месте вселяющих (не вселяющихся). Так-то в принципе, мне особо разницы нет.

0

5

Однако помимо армян и греков из Турции хорошо ужились молдаване (хотя у них на родине тоже более-менее похожие условия), а также чехи, эсты, литовцы. Вот почему эти - мне не очень понятно.

0

6

Их всех было численно гораздо меньше. И к тому же, я предполагаю, что причины переселения были несколько иными. Если русских переселяли во многом исподволь, то, например, переселение эстонцев на черноморское побережье было вызвано острым безземельем на родине.
То есть последние, в отличие от русски цеплялись за новую землю. понимая, что возвращение на родину ничего хорошего не сулит. У русских, очевидно, не были сожжены мосты.

0

7

Ситуация с русскими в Черномории в это период очень напоминает, то что случилось позже - в 1920-е гг. в Дагестане.
Там переселенцам давали безвозмездные ссуды, налоговые послабления, но через год жизни на равнине горцы лезли обратно, к своему клочку земли. Например, из планово переселнных в Кизлярский район в 1925-29 гг.(или эта цифра только за какой-то один год - не понятно по источнику) 256 хозяйств обратно ушли 69. А из стихийно перселившихся 143 обратно вернулись 89. в целом по Дагестану в эти годы обртано вернулись 51,5% даргинцев (у них максимальный процент возвратников) и только 19 % лезгин - минимум среди народов (ну им дальше всего было домой ехать  :) )

Отредактировано граф Воронцов (2006-03-05 14:01:54)

0

8

У меня идея возникла. Можно составить этнографическую карту черноморского побережья КК. Но информацию я могу найти только по 1979 г. максимум. Ещё технический вопрос - надо достать подходящую картографическую основу.
Интересно, сильные ли изменения произошли на побережье с тех пор по н/п. Думаю, что в принципе ничего кардинально не должно было измениться.

0

9

После голода 1932-33 г. на освободившиеся территории на Кубани стали селить демобилизованных красноармейцев. Так из 31,3 тыс на конец 1933 г. к осени 34 г. 30% прото сбежали. И не только с близких к морю малярийных районов, но и например из Тихорецкого района. в будущей житнице страны даже в 1930-е гг. очень плохо было, что уж говорить про 19 в. А казаки отказывались кстати помагать поселенцам-бывшим солдатам. :angry:
В картах я мало что понимаю - моя большая проблема. Уехали немцы, греки, евреи - их в сумме было не мало.

Отредактировано граф Воронцов (2006-03-12 01:17:07)

0

10

В картах я мало что понимаю - моя большая проблема.

При твоём профессиональном профиле, ты явно скромничаешь. К тому же выпускник МГУ вряд ли может похвастаться картографо-топографическим кретинизмом  ;)

После голода 1932-33 г. на освободившиеся территории на Кубани стали селить демобилизованных красноармейцев. Так из 31,3 тыс на конец 1933 г. к осени 34 г. 30% прото сбежали

Но к 1960-му году, подобных вселений-выселений уже не было в прибрежных районах?

0

11

Я имею ввиду процесс их создания - этим занимается отдельная кафедра.
Больше вроде не бежали оттуда - малярию победили, Виссарионыч умер. А вот вселятся стали -помимо общего наплыва в регион пытались вернутся депортированные греки - им было не официально запрщено (ну как ингушам в Пригородном районе) селиться в местах бывшего проживания, в частности в Крымском районе Кубани, но они постепенно возвращались.

Отредактировано граф Воронцов (2006-03-12 01:57:51)

0

12

Я имею ввиду процесс их создания - этим занимается отдельная кафедра.

Ну это понятно. То, что делаю я  - это картосхемы, к собственно картографии никак не относится.

Больше вроде не бежали оттуда - малярию победили, Виссарионыч умер. А вот вселятся стали -помимо общего наплыва в регион пытались вернутся депортированные греки - им было не официально запрщено (ну как ингушам в Пригородном районе) селиться в местах бывшего проживания, в частности в Крымском районе Кубани, но они постепенно возвращались.

Пока нет информации у меня никакой, но могу по 1959 г. достать. Кстати на побережье есть греческие сёла?

0

13

Поискал, в каком-либо нормальном виде информации у меня нет, но вроде с.н.п., где бы преобладало греческое население, к 1989 г. на территориии бывшего Черноморского округа нет. Может они появилиись потом, когда греки бежали из Закавказья, но вряд ли они здесь долго задержались - уехали домой скорее.
В Геленджиксом районе в поселке Кабардинка было по переписи 1989 г. 1076 греков (всего населения - 6234). В селе Прасковеевка по похозяйственным книгам в середине 90-х гг было 34 грека (всего населения 226)

0

14

Понятно. Спасибо.

Там наверное пару грузинских сёл, а остальные русские, армянские и шапсугские...

0

15

В пгт Витязево Анапского района в 2002 г. было 2006 греов из 6026 населения - уже не плохо. В Кабардинке по переписи 2002 г. греков было 1348 из 7301 - так что доля растет.
В пгт Красная Поляна было 562 из 3969 - это видимо ваши.
Точно есть какой-то процент греков в с. Адирбиевка Геленджикского района. И все - остальная большая часть в городах. По каким то малым снп ничего сказать пока не могу.
В селе Мерчанском Абинского района в 1989 г. из 1144 человек 650 были греками

Отредактировано граф Воронцов (2006-03-12 12:08:22)

0

16

В пгт Красная Поляна было 562 из 3969 - это видимо ваши.

Не знаю. Наши - те, кто уехал, уехали домой. В основном в Салонниках живут.

0

17

Устав Краснодарского края, статья 2, пункт 1
"Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края."

http://constitution.garant.ru/DOC_23801500...#sub_para_N_100

0

18

Что можно на это сказать!? :P
Кубанского - да, это так. Раньше это было запорожское к кторому добавлялись новые и куча всяких "проходимцев", не имевших отношения к казачеству.
Исконная территория - дак ведь было же Тьму-Тараканское княжество. Поэтому здесь есть доля правды.
А с учетом того, что у Иоанна VI жена была черкешенка, то скорей всего они были и у других людей, а русская народность сложилась примрено в это время, то черкесы - одни из предков русских и адыгская земля есть русская. Как?

0

19

Да в том-то и дело, что ложь с элементами правды хуже простой лжи  :huh:

0

20

Никак не могу найти цифру: сколько было черкесов и кабардинцев в 1989 г. в Краснодарском крае без адыгейской ОА!! Помогите..! А то не очень понятно, куда делись в 1990-е гг. более тысячи адыгейцев из КК

0

21

Черкесы - 3.562
кабардинцы - не знаю, но точно меньше 1.000

0

22

Спасибо, Нурик. Получается, что адыгейцы в состав черкесов не переходили - в 2002 черкесов стало 4446 человек.
В КЧР количество черкесов выросло на 23% за 1989-02, если экстраполировать на КК, то их должно было вырасти на 820 человек и их численность составит 4381 + мигранты в сумме и будет 4446, как по переписи. Сумма адыгейцев+шапсугов была в 2002 г. 19034, а в 89 адыгейцев - 20795, т.е. тыща семсот с лишним куда-то делась, причем вместе с положительным ЕП.
Видимо, в Адыгею.

0

23

а в 89 адыгейцев - 20795, т.е. тыща семсот с лишним куда-то делась, причем вместе с положительным ЕП.
Видимо, в Адыгею.

Студенты домой вернулись, временно работающие... Сейчас их видимо меньше в КК, чем было в 89 г.

0

24

Это данные по постоянному населению. Куда относятся иногородние студенты, вернее, учитывались ли они в постоянном населении КК, не знаю..

0

25

Учитывались. Случаи знаю, люди говорили, бывшие студентами в 1989. Студентов ингородних же прописывали и сейчас регистрирует по месту жительства, т.е. в общаге, т.о. они на время учёбы проживают, где находятся

0

26

Да, точно, это же не Москва. Хотя, с другой стороны, регион еше тот. Надо посмотреть, сколько было адыгейцев в Краснодаре тогда и сейчас. Сейчас - 7024, а именно в самом городе - 6269

Отредактировано граф Воронцов (2006-05-05 22:28:52)

0

27

Здесь можно скачать аудио записи живой убыхской речи
http://lacito.vjf.cnrs.fr/archivage/recher...hp?langue=Ubykh

0

28

пишу работу магистерскую работу по переселению греков и армян на территорию россии. интересует вопрос современного этнического состава (количественного и процентного) в отдельных поселениях краснодарского края, а также ростовской области (мясниковский армянский район).
буду благодарен за помощь в поиске и предоставлении этих данных.

0


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Краснодарский край » О том как устроились русские на адыгских землях