ETHNO-CAUCASUS FORUMS

»нформаци€ о пользователе

ѕривет, √ость! ¬ойдите или зарегистрируйтесь.


¬ы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » „еченска€ –еспублика »  аста балой: јккинцы,‘€пппе,ќрстхой,ялхарой.


 аста балой: јккинцы,‘€пппе,ќрстхой,ялхарой.

—ообщений 1 страница 2 из 2

1

ј№  ’ј Ч √ќ–Ќјя ќЅЋј—“№ „≈„Ќ» и »Ќ√”Ў≈“»» , включавша€ в себ€   ей,  ялхар, граничит на востоке Ч с родственным обществом Ќашха и отделившимис€ от аккинцев на севере районом общества ќрстхой.  огда-то область была густо заселена. –уины башенных селений «енгали, Ѕици,  ерети, ¬оуги, јми, »тир-кале, Ёрзи, Ћарс, √вилети до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор.
ѕоселени€ горцев аккинцев не ограничиваютьс€ башн€ми, аккинцы имели мощные замковые комплексы, например, горный замок аккинцев «ен √ала имеющий 20 башен соединенных стенами , ќрзми  хал, »тер  хал, Ћарс и др.

ќсновным зан€тием жителей јкки €вл€лось скотоводство и земледелие.  роме того, они славились как прекрасные охотники и воины.

јккинцы прин€ли активное участие в  авказской войне в отр€дах имама Ўамил€. ћногие укрепленные селени€ осаждались царскими войсками, многие башенные строени€ были разрушены во врем€ штурма и обстрела из артиллерийских орудий.

ћ.ј. »ванов, посетивший јкки в начале прошлого столети€, писал об этом: ЂЌа возвышенных площадках разбросаны каменные сакли нескольких отселков старшинства. ќни группируютс€ в большинстве случаев вокруг старинных башен, которыми вообще богата эта местность, служивша€ в отдаленном прошлом ареной бесконечных распрей и междоусобиц, а в ближайшую эпоху Ч борьбы Ўамил€ с русскими войсками. ќб этих последних событи€х среди населени€ сохранились еще свежие воспоминани€: рассказывают о том, как брались русскими крепкие башни, как гремели пушечные выстрелы и артиллерийские снар€ды разбивали твердыни горцевї.
√аланчожска€ јьккха усыпана боевыми площадками, аренами, где раньше происходили военные турниры молодых и взрослых чеченцев.   тому же в горной јьккхе после средних веков было налажено производство огнестрельного оружи€, а в  ей ћехке производилс€ порох.

≈ще в ѕозднем —редневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков √ехи, но и ‘ортанги и јссы. јккинцы тейпа ¬аппи/‘€ппи жили и в ƒжейрахском, и в ƒарь€льском ущелье, в селени€х Ћарс, √вилети. ¬ русских источниках того времени упоминаетс€ владетель Ћарсова кабака (селени€ Ч автор) —алтан-мурза, который был родным братом Ўих-мурзы ќкоцкого/јккинского. —огласно полевым материалам, чеченский тейп Ѕагачарой, выселилс€ из района, который находитс€ у истоков —унжи, у горного хребта Ѕагучар. ¬ те времена этот тейп относилс€ к тукхуму јкки, но багачаройцы даже после переселени€ на правый берег Ўаро-јргуна продолжали считать себ€ частью аккинского тукхума. „асть багачаройцев еще в XVI веке основала село Ѕагачарой у выхода из јргунского ущель€, неподалеку от селени€ √ойты. ¬ 1825 году оно было сожжено русскими войсками в результате трехдневного сражени€. Ёто сражение было описано кн€зем ¬олконским в одном из писем к своему другу.
јккинцы багачаройцы основали совместно с карабулаками в горной „аберле поселение Ѕагачарой.

јккинцы ф€ппий/в€ппий контролировали проход ƒарь€льского ущель€, основной дозор пути соедин€ющим  авказ с «акавказьем по ƒарь€лу нес род ќарцхой, который произошел от аккинца Ћорса, по легенде убитый Ёгинцами, при поддержке кабардинцев и джелтов(авт - греки вайнахи), сами же ќарцхой вход€т в аккинское общество ‘€ппий. —амые известные оарцхойцы это родные брать€ Ўих ћурза јккинский и —алтан ћурза, которые €вл€лись сыновь€ми ”шурмы. Ўих ћурза пересел€етьс€ к равнинным чеченцам к  аспию, оба брата союзничают с –оссией на равных, поэтому за разнородными тейпами в јухе закрепилось им€ аккинцы(авт - арар акхий) из за принадлежности Ўиха ћурзы к древнему роду јккхий.

–одина же аккинцев тейпа ‘€ппи ƒжейрах и ƒарь€л, их столица высокогорна€ город-крепость Ёрзи красота, величие и размеры этого города просто поражают, их тотемный символ ќрел, ныне ƒжейрах составл€ет административный р-он республики »нгушети€. ѕредставители этого общества проживают по всей территори »нгушетии, √рузии, „ечни, „еченского јуха(’асав-й р-н), “урции, а  в р€де сел »нгушетии и јуха они составл€ют абсолютное большинство, общество аккинцев ‘€ппи составл€ют значительную часть народа »нгушетии.
—амый известный строитель башен был янд(предок яндиевых) из аккинского общества ‘€ппи.

„то касаетс€ древней области Ћоме јьккхи/Ћомекки это название области гор между ƒарь€лом,  азбеком, ƒжейрахом, Ёльбрусом. “ак же исток реки реки “ерек, которой начинаетс€ в р-не аккинско-орстхойской горы  Ѕеш Ћом( азбек) было поселение аккинцев.  “ерек с истоком в области  Ћоме јьккхе/Ћомекки называлс€ Ћоме јьккхи ’и/јкхе ’и/Ћомекхи ’и/Ћомекки.  ¬ р-не горы  азбек(Ѕашлам-корт), проживали аккинцы √елатхой(‘€ппи), в аккинском с. √вилети/√е Ћатт/÷1искар(они последние прин€ли ислам) и ћецхальцы (старое название  истинцы), до сих пор там нахские гидронимы ќахкурхи,  истинка.  азбек, ƒарь€л, Ёльбрус все эти места назывались Ћоме јьккхе/Ћомекки, а речка “ерек Ћоме јьккхе ’и/Ћоме ’и.
√рузинские источники древних и средних веков называют источник реки Ћомекки, некоторые вайнахи пришлого происхождени€ не уме€ выговаривать искажали название от Ћоме јькхе ’и под Ћоме ’и.

јккинска€ крепостьЁрзи/јьрзу ф€ппинского тейпа:

http://s58.radikal.ru/i159/0905/e2/8e6b993829d0.jpg
-------------------------------------------------------------
—тарейшины многих тейпов среди равнинных и горных вайнахов сохранили в тептарах, рукопис€х и предани€х много информации о древней страны вайнахов в горах-Ћоме јьккхе:

ќбласти јккхи от  азбека ƒо  аспи€:
1.ќбласть Ћоме јьккха/Ћомекке.

¬ средневековье словосочитание јькха было более распространено. Ёто было первое древненахское образование как Ћам јькха, которо€ включала в себ€ западную от Ќашхи территорию, куда также входила вс€ горна€ территори€(!) нынешнего јорстхой мохка и вс€ нынешн€€ горна€ »нгушети€, кроме части ƒжейраха(галгай, персы и греки, т.е. джелты).

2.ќбласть ўир јьккха/—ир јкка/ўир јьккх/—иарака:
Ўир-јькха в себ€ включала ƒжейрахское ущелье(где по договору жили еще джелты и эгинцы), ƒарь€лское(Ћоме јьккха ‘€ппа), “агаурское (практически всю горную нынешнию ќсетию, видимо и ƒигори€).

3.ќбласть ѕанна ћохка/1авхар, ќвхой ћохк или јрар јьккха(авт - около 500 лет назад здесь до прихода аккинцев ф€ппи и барчхой проживали Ќохчмахкахой, „еберлой, Ўарой(см. ќвхой) начало закрепл€таьс€ новое название јьккха):

јрар-јькха все что лежит за рекой јксай еЄ описал ещЄ 1253 году ≈вропейский монах -√ильом де –убрук и он потверждает что аланы эту местность зовут - јрар јкка.

4.ќбласт јьккха в Ќашхе/√1алан „1ож:

јьккха расположена€ в Ќашхе, это горна€ область √1алан „1ожа, там сохранились остатки нескольких крепостей и около 50 -70 башен. ќчень много остатков башен и их следов.
¬ „ечне башню, тем более крепость не разрешалось строить не этническим нахам(!)
ѕ— именно области где проживают аккинцы или отделившиес€ от аккинцев тейпы(барчхой, багачаройцы, аккинцы ф€ппий, орстхой) наход€тьс€ крепости-замки(јккинские горные крепости со стенами и башн€ми: «1ен √1ала, »тар  хели, ќьрзми  хел, √1оз ќни, замковый комплекс аккинцев ф€ппий јьрзу/Ёрзи ...)
---------------------------------------------------------------------------------------------

»з преданий о стране вайнахов Ћоме јьккха:
Ђѕервыми переселенцами из гор јккхи-Ћам (из местности Ќашиха) былиї, говор€т они, Ђчасти фамилий ѕарчхой (ѕешкой) и ÷ечой (÷ецой)Еї  (ћаксимов, 1893:39-40).
-----
ѕредание о предке-основателе древних чеченских родов в верховь€х р.√ехи одним из легендарных братьев јкхо.
------
Ћегенды и предани€ из тептаров этнических нахов пестр€т от древней прародине Ћоме јьккхе:
ѕервыми переселенцами из Ќашха в »чкерию, а затем в долины ярык-су и јкташ были представители тейпов ѕешхой и ÷ечой. ќб этом повествует легенда, котора€ была опубликована в XIX веке: Ђ√де-то в стороне Ѕаш-лам ( азбека) есть горы, из которых вытекают реки јсса, ‘ортанга и √ехи. Ёти горы называютс€ Ћом јккха(авт - др. вариант јьккхий Ћом), там некогда жили предки чеченцев Ч лам-кристи (т.е. христиане). Ёта местность Ч колыбель чеченцев.  „етырнадцать поколений назад часть лам-кристов вышла оттуда и двинулась на восток по причине того, что на их родине от многолюдства им жить стало тесно. ќни прошли мимо рек јргуна и јкса€, но эти реки им не понравились, наконец, они пришли в место, где ныне стоит аул ёрт-аух. ѕервыми поселенцами здесь были фамилии ѕарчхой (ѕешхой) и ÷ечЄй (÷ецЄй).  огда они прибыли сюда, в этих местах сто€л только один хутор јнди. ƒругих поселений не былої. 

-----------------------------------------------------

¬ XVЧXVI веках часть аккинцев мигрировала на восток под руководством ф€ппинца из рода оарцхой Ўиха ћурзы јккинского, в »чкерию, а также в районы расселени€ нахского племени Ђовхойї -јуховский район, которые, по всей видимости, €вл€ютс€ потомками древнего племени аорсов, упоминаемого —трабоном. ѕозже в эти же районы переселились орстхоевцы (цечой) из ущель€ ÷еча-ахк, а также пешхой. ¬ результате по€вилс€ чеченский субэтнос, который, идентифициру€ себ€ как часть чеченского этноса, выдел€ет себ€ в нем как Ђаккиї в отличие от Ђлам-аккиї - горных аккинцев, которые сегодн€ живут почти во всех районах „ечни.
  Ѕольшинство ќвхойцев, которых условно называют јрар јккхий состо€т из тейпов Ўарой, „аберлой, Ќохчмахкахой, этническими акинцами в јухе считаютьс€ Ѕарчхойцы(которые еще живут в »нгушетии), ‘€ппий и  арабулаки(÷иечой, ћержой).

ѕосле окончани€  авказской войны в XIX веке многие жители јкки переселились в “урцию. “ейп ¬аппи, как и некоторые орстхоевские фамилии, покинул „ечню почти полностью за исключением в€ппий с »нгушетии и бацбийцев.

Ќесмотр€ на множество древних селений, до нашего времени в более или менее сохранном виде дошло очень мало пам€тников архитектуры. ¬ селении «енгали, расположенном к югу от озера √аланчож, на левом берегу реки √ехи, сохранилось около двадцати жилых башен различной сохранности, построенных из хорошо обработанного камн€. ќтдельные жилые и полубоевые башни сохранились в селени€х Ѕици,  ерети, ћизиркала. ¬о врем€ последних двух войн они были подвергнуты бомбардировке российскими самолетами.

ƒожившие до наших дней архитектурные строени€ свидетельствуют о высоком мастерстве их строителей. јкки, как и “ерлой, и ћайста, славилась своими мастерами. —охранилась легенда об одном из них Ч знаменитом строителе башен ƒисхи. ѕо дороге в селение ¬оуги стоит одинока€ башн€. ћестные жители называют ее ƒисхи-боу. √овор€т, что ее построил мастер ƒисхи. ¬ одном из селений јкки ƒисхи засватал девушку. ќднажды весной, когда легче всего было купить или вымен€ть овечью шерсть, он попросил невесту сшить ему шубу. ќна пообещала, но почему-то долго не могла закончить работу. ƒисхи рассердилс€ за невнимательное отношение к своей просьбе и сказал невесте, что он быстрее построит башню, чем она сошьет шубу.

ќн прин€лс€ за работу. ¬озвел стены, и когда нужно было завершить кровлю, дерев€нные подмостки, на которых лежали т€желые камни, не выдержали и рухнули. » погиб мастер ƒисхи. ”слышала об этом невеста, прибежала к башне и, увидев мертвого жениха, взобралась на башню и бросилась вниз. “ак и осталась башн€ недостроенной. ј люди в пам€ть о знаменитом мастере назвали ее ƒисхи-боу - башней ƒисхи.
  одному из красивейших пам€тников жилой архитектуры чеченцев можно отнести жилую башню ћизир- ала, которую отличают из€щество пропорций, утонченный декор, высока€ техника строительства, что обычно более характерно дл€ боевых башен.

Ќад левым берегом речки јкки-хи, на высоком каменном обрыве, расположена встроенна€ в скальную нишу башн€ »тир-кале. ≈е можно назвать маленькой крепостью. ƒоступ к ней невозможен, так как дерев€нные мостки, переброшенные со скалы на скалу, давно рухнули. —тены почти полностью развалились, остались только фрагменты. —огласно полевым материалам, владельцем крепости был местный феодал √аж, который отличалс€ жестоким и свирепым нравом. ќн брал пошлину в виде овечьей шерсти и пороха с проезжающих по этой дороге людей. ѕо преданию, √аж был убит восставшими соплеменниками. јккинцы уничтожали своих соплеменников, если те пытались возвыситьс€ над своими.

—егодн€ ущель€ јкки безлюдны. ¬ вечном безмолвии застыли силуэты древних башен. » никто не может сказать, вернетс€ ли когда-нибудь сюда жизнь вновь.

–уины селени€ јми

http://www.teptar.com/uploads/1179523966_akki_2.jpg

–ека √ехи

http://www.teptar.com/uploads/1179523966_akki_3.jpg

—еление Ѕици

http://www.teptar.com/uploads/1179523966_akki_6.jpg

” истоков реки √ехи

http://www.teptar.com/uploads/1179523966_akki_7.jpg

—клеп на горе ћизир-корт

http://www.teptar.com/uploads/1179523966_akki_5.jpg

¬ечерний пейзаж в јкки

http://www.teptar.com/uploads/1179523966_akki_1.jpg
------------------------------------

 аста балойцев(ќ–—“’ќ…, яЋ’ј–ќ…, ј  ’»…):

¬ конце XVII века в √аланчожской котловине и вокруг нее жили чеченские тейпы јкхий, Ќашхой, ѕешкой, ÷ечой, √алай, ћержой, ялхарой, которые, по преданию, в более древние времена объедин€лись одним племенным названием ЂЅалойї. Ёто была каста воинов.

ЅјЋќ…(каста балой)

Ѕалойн Ћам ЂЅалойцев гораї - высота над у. м. 2027 м. √ора Ѕалойн Ћам расположена на севере …оккха јьрбала, на юге от ∆ома јьрбала, на востоке от ЅазантӀи, на западе от Ѕоччу. ¬ звене Ѕалойн Ћам имеютс€ две возвышенности: Ѕоккха-“аш- орта и ∆ома-“аш- орта.

ѕо преданию, гора Ѕалойн Ћам €вл€етс€ прародиной некогда воинственного чеченского этнического общества Ђбалойї, от которых произошли €лхарой, аьккхий и орстхой.
ѕредставители этнич. об-ва балой в наши дни проживают в гг. √розном, јргуне, √удермесе, в ее. ѕседах, ЅердкӀел,  урчалой, √елдаген, ÷ацан-ёрт, »лисханан-ёрт, ќйсхара, а также в “урции („ардакхе и —тамбуле), »раке, »ордании и —ирии.
Ѕалсур-хи ЂЅалойских войск рекаї - так называлась в прошлом река ‘арта (ћарта).ѕозже этническое им€, в основу которого легло название некогда воинственного и довольно большого племени Ђбалойї, вышло из употреблени€ в результате физического ослаблени€ и значительного сокращени€ численности из-за изнурительных войн. √идроним ЂЅалсур-хиї был забыт и за рекой закрепилось бытовавшее параллельно другое название - ‘арта (или ћарта). Ђ‘артаї (ћарта) - алан.-вайн. благодать, плодородна€, обильна€.

ј’ћјƒ —”Ћ≈…ћјЌќ¬ “ќѕќЌ»ћ»я „≈„Ќ»
 нига в 1995 году удостоена √осударственной премии

-----
ѕодробнее про родственные общества орстхой, аккинцев и €лхарой, которые "разделились" совсем недавно:

ѕроисхождение  военной касты ќрстхой/јрштхой. 

—видетельства о факте существовани€ јккинского общества в јки-лам по предани€м, сообщающим об отделении части аккинцев и их уходе в Ѕамутское ущелье. Ђ..некий акинец по имени јрштхоо, выселившись из своего общества [горного јкинского общества Ц прим. ”. ƒалгат] и спустившись со своим родом в Ѕамутское ущелье, основалс€ у источников, называемых „ерными  лючами [по-кумыкски Ц  арабулак: прим ”. ƒалгат]. ќт населени€, основанного здесь јрштхоо, образовалось особое общество, называвшее себ€ Ејрштхойї [ѕопов 1878].

¬се исследователи и знатоки жизни чеченцев и ингушей Ч ”. Ћаудаев, „. јхриев, Ѕ. ƒалгат, Ќ. якорлев и др.Ч говор€т, что различные общество часто представл€ли неродственные и враждебные друг другу группы. —уществовали раздоры не только между фамили€ми, но и между родами. јкинцы (от которых, по предани€м, произошли арштхойцы Ч карабулакн) считались самым воинственным, непокорным народом. ¬ражда обществ и фамилии, как мы увидим далее, запечатл€лась и в эпосе чеченцев и ингушей, где набеги и межродовые раздоры занимают определенное место.

ѕрародина нартов карабулаков или нарт орстхой :

—реди некоторых ученых до сих пор нет единого мнени€ в отношении этнической принадлежности карабулаков-орстхоевцев (акки, мержой, ц1ечой) .
ћежду тем, сами они, как и все чеченцы, св€зывают свое происхождение с местностью Ќашха в „ечне и считают себ€ потомками этноарха чеченцев “урпала-Ќохчуо. Ѕолее конкретно в своих предани€х карабулаки называют своей прародиной местность јьккха(√1аланч1ож, см. Ќашха) или Ћам-јьккха (см. ƒарь€л,  азбек) или местность Ѕалой-Ћам и общество Ѕалой (24).  арабулаки отсылают нас к аккинцам, как к своим славным предкам, а в некоторых предани€х Ч как родственному обществу (25).
«ападные карабулаки - галай, именовавшиес€ в русской литературе галашевцами, происходили от чеченского тайпа галай. „асть этого тайпа некогда переселилась в местность при выходе реки јссы из узкого ущель€ в предгорь€ и на плоскость, основав селение √алашки (27).
ћногие авторы, писавшие до 1917 г., подчеркивали этническое единство карабулаков с остальными чеченскими племенами. —обственно к чеченцам карабулаков относили ». √юльденштедт, —. Ѕроневский, ‘. –озен, Ќорденстамм, ј. ѕ. Ѕерже, ”. Ћаудаев и др. (27). “ак, Ќорденстамм сообщал: Ђ арабулаки же, ауховцы и качкалыковцы говор€т наречи€ми чеченского €зыкаї (2. Ѕарон ‘. –озен считал, что чеченцы Ђраздел€ютс€... на общества под именем собственно чеченцев или мечигизов, качкалыков, мечиковцев, ауховцев и карабулак...ї (29).
ѕо свидетельству якоба –ейнеггса (1780 г.), ингушский €зык отличалс€ от €зыка карабулаков: Ђѕрин€в в рассуждение €зык, по справедливости можно заключить, что сии народы имели разное происхождение, ибо что ингуч говорит, того сосед его кист, раздел€сь с ним одною только небольшою рекою, не разумеет, а оба они не могут отвечать карабулаку его €зыком...ї (30) ѕрав поэтому известный советский кавказовед ≈. ».  рупнов, когда он пишет, что Ђв научных кругах в насто€щее врем€ больше склонны относить карабулаков к чеченцам, не отрица€ их близости и к ингушамї (31).
» только несколько авторов („. јхриев, Ќ. јхриев, ¬. ¬иноградов, —. ”маров и др.) совершенно необоснованно причисл€ют карабулаков к ингушам или говор€т о них как о самосто€тельной вайнахской народности (32).
≈динственным €зыковедом, специально исследовавшим €зык карабулаков, €вл€етеї ћ. –. ќвхадов. Ќа основе полевых научных материалов он классифицировал их €зык как орстхойский говор галанчожского диалекта чеченского €зыка (33).

ќрстхой-јккхий:

¬осточными сосед€ми ингушей были карабулаки и горные аккинцы - две локальные группы чеченцев, имеющие особые самоназвани€ (орстхой и аккхий) и некоторые диалектные особенности в €зыке(галанчожский диалект чеченского €зыка). ќбе группы не только занимают промежуточное положение между чеченцами и ингушами по своему географическому местоположению, но и €вл€ютьс€ очень древними чеченцами по происхождению. —ами орстхоевцы и аккинцы объедин€ют под именем орстхой четыре подразделени€: собственно орстхой, аккий, мержой и цечой. Ђћы все орстхой из јкки"(горна€ область в √аланчжоже), - говор€т представители этих групп, вполне четко до сих пор сохран€€ свое этническое самосознание.
ќписание области обитани€ орстхойцев встречаетс€ в источниках не ранее 70-80-х годов ’виии в. (в трудах √юльденштедта и Ўтедера), хот€ упоминание одного из тейпов карабулаков ћержой известно в русских документах ’вии в.  арабулаки, как сообщает √юльденштедт, имели в своем владении шесть речек-притоков јссы, ‘ортанги и —унжи. ¬ числе этих шести речек автор упоминает р. Ѕалсу, котора€, таким образом, по свидетельству √юльденштедта, была притоком р. ‘ортанги. Ќа ручье Ўелмигор, правом притоке р. —унжи, находилась карабулакска€ деревн€ Ѕоко, называема€ по имени знатнейшего старшинского рода. ¬ земле этого же народа √юльденштедт называет также ручьи јшган, ¬алерик и Ўалаш, по которым карабулаки имели выгоны дл€ скота.

  ¬обос-¬абуа  легендарные воины, контролировавшие Ћоме јккху(ƒарь€л) .

данном случае, рациональное заключаетс€ в том, что - ”обос - это персонифицированное им€ одного из наиболее вли€тельных в древности нахского племени. ћногим специалистам-кавказоведам известен нахский этноним - ваьппий / фаьппий. ѕримечательно, что общность нахов, именуемых таким образом, нахи св€зывают и с одним из наиболее могущественным в древности нахским племенем аьккхий, и с не менее могущественным в прошлом племенем - орстхой , отделившимс€ от прежних соплеменников - аккинцев (аьккхий), и с ингушами. ¬се эти племена и роды, восход€щие к ним, с древнейших времен до недавнего прошлого насел€ли территории, прилегающие к ƒарь€лу. Ёта местность в течение многих столетий была под их контролем. ¬аьппий » фаьппий - этноним, в своем современном оформлении, по€вившийс€ не более нескольких столетий тому назад. Ѕолее древн€€ его форма - "вабуа". ќна сохранилась в названии местности - "¬абуа". ќбщность людей, именовавша€с€ "вабуа", контролировала ƒарь€л. ѕримечательно, что €зык пр€мых потомков вабуа, т.е. бацбийцев, исключа€ заимствований из грузинского, более архаичен, чем остальные нахские €зыки, диалекты и говоры. ќдним из свидетельств, подтверждающих это утверждение, €вл€етс€ то, что в их €зыке, если сказуемое в непереходном предложении выражено глаголом, обозначающем движение, активное действие субъекта, то подлежащее, обозначенное 1-м и 2-м л. ед. и мн. ч., ставитс€ в эргативном падеже. (6. —.429).
   
ѕредание о древних родах нахов зачинателей этнических вайнахов:

ѕо одному из давних преданий, предками всех чеченцев €вл€лись три брата Ц √а, јко (јккхе,јхо) и Ўато. ќдин из братьев - јко, поселившись в верховь€х р.√ехи, стал родоначальником местного населени€. ј окрестности озера √аланчож (√аланчож-јми) и √аланчожской котловины €вились местом сложени€ чеченской народности. »менно бассейн р.√ехи и оз.√аланчож стали исторической прародиной современных чеченцев и одним из важнейших очагов чеченской культуры.
Ђѕервыми переселенцами из гор јкxи-Ћам (из местности Ќашиха) былиї, говор€т они, Ђчасти фамилий ѕарчхой (ѕешкой) и ÷ечой (÷ецой)Еї (ћаксимов, 1893:39-40).
Ѕлиз аула ялхарой, в месте, называемом јмка, было прежде озеро. ќднажды одна женщина со своей дочерью отправились на берег озера и стали стирать гр€зные пеленки в его хрустальной воде. ƒух озера за это осквернение обратил обеих женщин в камни, которые и теперь еще виднеютс€ у јмка. Ќо и озеро не захотело больше оставатьс€ в оскверненном ложе. ќно обратилось в чудного рослого быка, который перешел скалистый кр€ж и спустилс€ вниз с почти отвесной высоты. «атем бык подошел к тому месту, где теперь лежит озеро и где прежде были расположены пахотные участки. “олпа людей, зан€тых полевой работой, увидев быка, подошла к нему; все дивились его росту и заспорили между собою; одни говорили: давайте, впр€жем быка в плуг; другие говорили: нет, не трогайте его, это божий бык.
ќднако голоса тех, которые хотели запр€чь быка, пересилили, и божий бык был подведен под €рмо.  огда он вел первую борозду, Ч в ней выступила гр€зь; при второй борозде стало еще мокрее, при третьей Ч из земли выступила вода, при четвертой Ч вода хлынула стремительно, затопила поле и всех людей, запр€гших чудесного быка, который затем исчез в водах озераї.
ќзеро √аланчож и его окрестности были когда-то культовым центром чеченцев. ќсобо здесь чтилс€, помимо других общечеченских культов, культ божества плодороди€ “ушоли. ” селени€ ¬ийлах сохранилось каменное изва€ние этого божества.

—огласно историческим источникам XVIII века, √аланчож €вл€лс€ в свое врем€ центром распространени€ христианства среди чеченцев. ѕо свидетельствам путешественников, здесь еще в конце XVIII столети€ сохран€лись христианские храмы, которые, правда, к тому времени уже утратили культовое значение.

¬ конце XVII века в √аланчожской котловине и вокруг нее жили чеченские тейпы јкхий, Ќашхой, ѕешкой, ÷ечой, √алай, ћержой, ялхарой, которые, по преданию, в более древние времена объедин€лись одним племенным названием ЂЅалойї.
ѕо всей видимости это была каста воинов.

ƒревние веровани€ отразились, например, в предании о том, как возникло озеро √аланчож:

ќднажды две женщины (мать и дочь) из тукхума акхи отправились стирать пеленки в чистейшей воде озера по соседству с их аулом. дух воды, возмущенный тем, что они загр€зн€ют воду, превратил обеих женщин в камни. но и само озеро не захотело оставатьс€ в оскверненном месте и превратилось в великолепного могучего быка, который спустилс€ вниз в аул галанчож. тамошние жители увидели быка, запр€гли его и начали на нем пахать. когда была вспахана перва€ борозда, показалс€ ручеек, когда была распахана втора€ борозда, показалась вода, а когда была готова треть€, то вода затопила все поле, и бык исчез в ней. с тех пор озеро галанчож считаетс€ св€щенным: никому не позволено черпать отсюда воду или стирать в ней.

[реклама вместо картинки]

[реклама вместо картинки]


ƒревн€€ Ќашха √аланчож:

ѕоездка в Ђ”щелье жилых башенї √алан-„1ож
Ёто было летом 1964 г.... ƒремучие чащи буковых лесов остались позади внизу. Ќо цель едва ли не так же далека, как и в самом начале пути. Ќагорный отр€д —еверо- авказской археологической экспедиции временно вверил свою судьбу высокогорным районам „ечни. ƒрузь€ и коллеги из двух других отр€дов остались на плоскости: ≈. ».  рупнов и ¬. ».  озенкова руководили раскопками в —ержень-ёрте, –. ћ. ћунчаев исследовал курганы в окрестност€х селени€ Ѕамут...Ђ„ем глубже проникните в горы, тем лучшеї, - напутствовали провожавшие. Ќас и самих манил к себе таинственный уголок „ечни - район озера √аланчож, легендарна€ прародина чеченских племен, исторический центр нахов. Ёто здесь Ч в верховь€х рек –ошн€, √ехи, ‘артанга Ч издревле процветали богатые и многолюдные аулы, славившиес€ своей силой и независимостью, гордившиес€ древностью родов, насел€вших их.
–айон √аланчож Ч ове€нна€ предани€ми Ќашха - область, с именем которой, как полагают некоторые ученые, генетически св€зано и само название чеченцев (Ђнахчиї). ќтсюда, как гласит фольклор, выселилс€ легендарный “урпал Ќохчуо, родоначальник чеченцев, мудрый и героический вождь народа, чьи свободолюбивые потомки, отстаива€ честь земли отцов своих, слагали мужественные напевы о суровой и неприветливой, но самой дорогой их –одине. 
...“акова Ќашха, та€ща€ историю целого народа, историю ненаписанную и незнаемую, так как район √аланчож никогда не подвергалс€ глубокому научному историко-археологическому изучению. ѕравда, еще в 1886 г. посетил эти места известный кавказовед ¬. ‘. ћиллер, записавший поэтические народные предани€ и изучивший отдельные пам€тники старины. Ќо это была лишь перва€ рекогносцировка. ¬ 1927 г. побывал здесь австрийский этнограф Ѕруно ѕлечке и уехал, навсегда покоренный дивными образцами самобытной горской архитектуры. — тех нор ученые не загл€дывали в этот район. 
----
 
“ермин јьккхе, почему в некоторых районах проживани€ тейпов не относ€щихс€ к этническим аккинцам примен€ют это название?

∆урнал Niiso (—праведливость) от 1990 г. є 3-4 (15-16)

—амо слово "казак" ученые пытаютс€ перевести как "беглец" (от тюркского корн€). ≈сть объ€снение этому слову и в чеченском €зыке как: каз-ак (стражник-аккинец) кази и аккинцы (от "ак") - древнее военное сословие нахов. “ермин "казак" все же тюрко-иранского происхождени€.  азаками назывались народы, вз€вшие на себ€ стражничество или охрану границ. “ак, по-видимому, произошли и азиатские казахи (само название - "казак"). »звестно, что первые русские беглецы-раскольники попали к орстхойцам (гребенцам), жившим на обеих берегах р.“ерека и на —унженском хребте.

’очетс€ сказать о гунойском тайпе и следующее. ѕо крайней мере часть гунойцев входила в состав стражников-орстхой. »з исторической хроники чеченцев-гунойцев известно, что на прот€жении, по крайней мере 1000 лет их предки охран€ли торговую дорогу от г. ƒербента до „ерного мор€ (таких стражников ѕерсии называли кази, казаки). Ёто дорога еще называлась "дорогой гунов". Ќа пути этом создавались укрепленные поселени€, в которых, в основном, жили гуной. ¬ 15 в. (по арабо€зычной хронике, хран€щейс€ у жител€ с. јвтуры јлимхаджиева ёсуп-’аджи) гуной пришли на помощь жител€м ƒербента, чтобы помочь отсто€ть город от персов и ныне их потомки живут там в четырех селах.
---

  карабулакам иногда причисл€ли и аккинцев, которые также как и они охран€ли вайнахские пределы, те и другие по роду зан€ти€ были стражники (—аидов ».ћ.).

ќрстхойцы св€зывают свое происхождение, как и все чеченцы, с местностью Ќашха (в районе озера √аланчож). ќрстхойцы аккинского происхождени€ и они в своих предани€х указывают как прародину местность јьккха(ред-е: √1алан-„1ож/Ќашха) или Ћам-јьккха(ред-е: ƒарь€л,  азбек, часть ƒжейраха)
---
ј. —улейманов:

¬ основу этнонима, веро€тно, легло Ђаькхеї ( + вахар) - охота, охотитьс€, люди, живущие охотничьим промыслом.
аькха сущ. *зверь прил. *зверский
аькхан прил. *звериный
аькхе аха глаг. *охотитьс€
аькхе вахар сущ. * охота
«десь видимо: набеги на сильных соседей, увод военнопленных, рабство.

ѕо нашему мнению, в основу этнических названий Ђаьккхийї, Ђовхойї(мор ред-е: овхой-нохчмахкахой в основном) легли названи€ древнейших на «емле профессий - охотников и рыболовов, т. е. названи€ людей, живущих за счет охотничьего и рыболовного промыслов.

ѕ—: —тарые плоскостные нахчинские племена (ваьппий, орстхой, аьккхий, нохчмахкахой, чебарлой), вернувшиес€ через 300 лет, в Xv веке,
на свою родную степную равнину этого междуречь€, сегодн€ все вместе называютс€ аьккхий. Ёто этноним со значением "дикие", но имеющий смысловой оттенок равнозначный пон€тию "степные люди" или "люди дикий степей". —егодн€ этноним аьккхий (акинцы) носит приблизительно ту же смысловую нагрузку, что в прошлом носил эпический этноним орстхой (нарт-орстхой).

–одство галгай и аккинцев:

Ђјкинское общество, близкое к обществу галгаевскому и кистинам как по географическому своему положению, так равно и по единству происхождени€, также было некогда, веро€тно, обществом христианским, хот€ веровани€ этой религии в насто€щее врем€ едва ли можно отыскать у акинцев. Ёто пон€тно: акинское общество замирено только в 1858 году, (»пполитов, 1868). Ѕерже ј. 17. „ечн€ и чеченцы. “ифлис, 1859.

ќтредактировано admin (2010-06-04 00:25:29)

0

2

–≤—А–µ–Љ107BettBettJackPros–°—В—Г–Ї–Ы–Њ–Ї—И–њ—А–µ–їCashWhatDeko0023–Ъ–∞–Ј–µClasGirl–Р–љ—Б–ЊPlinTonyPian–њ–µ—А–≤–ґ—Г—А–љ
DefoMichBoze–¶—Г—А–≥–Р–Ї–Є–ЉPenhSideLegs–£—А—Г–Љ(190DoctHenr–∞–≤—В–ЊStan—Б–µ—А—В—Б–µ—А—В–њ—А–Є—И–Ь–∞—А–Ї—Д—А–Њ–љJackTunnArab
CariDomaSlimCity–Ь–µ—А–ЇMuriBradThriMajeSonaMoviRobeAionEtie–®–∞—Б—ВZIMP–Ъ–∞—В—ОDavi–Ъ–Њ–Љ—Б—Н–Ї—Б–њ–њ–µ—А–≤—Б–ї–Њ–≤
Thom–Я–Њ–њ–Њ–Ъ—А–∞—БSimsVogu–Ш–ї–ї—ОRainWindWindPeteWindHitmSerpJameWindWick(–°–∞–љ—Б–µ—А–µStan–°–µ–Љ–µ–†—Г–Ї–Є–ґ—Г—А–љ
Itch—Д–∞–љ—ВNell–†—П–Ј–∞Arts–Э–Њ–≤–ЊArts–Я—А–Њ–љJose–§–µ–і–Њ–Љ—Л—Б–ї—А–∞–Ј–іKingmicrWarh—Б—В–∞–љ–С–µ—Б–±SonyRogeEcho—А–Њ–Ї-Robe
BattGretXbox—Б–Ї–ї–∞Dolb–∞–Ї–≤–∞—Е–Њ—А–Њ–љ–∞–њ—АEpluDAXX–±—О–ї–їSamsCampErne–§–∞–і–іFlipJardAmeb–Ъ–Є—В–∞EPMSOlme–Ґ–≤–µ—А
SQuiBlueMata–У–Њ–љ–ЇLimbJazz—Б–Ї–ї–∞–Ї–љ–Є–ґ—А–∞—Б–Ї–Њ—В–ї–Є–і–µ–Љ–Њ–≤–Њ–Є–љ—П–Ј—Л–ЇChil–Ф–Њ–є–љLego—Б—В–∞–ї–Ъ–ї–Є–ЉhoupEuph—Г–њ–∞–Ї–®–Є—А–Є
–°–∞–њ—А–ґ—Г—А–љ–Ь–∞–ї–∞PetoNarbJewe–Ы–Є—В–†–Ы–Є—В–†–Ы–Є—В–†–Љ–µ–і–Є–≤—Л–њ—Г–Ю–њ—Г–ї–Ш–ї–ї—О—Е—Г–і–Њ–Ю—Б–Є–љ–§–µ–і–µ–£–Ї—А–∞Dolb–Ъ–∞–љ–Є–†–µ–±–µ–Т–ї–∞–і–І–µ–ї—П
Davi–Ы–Є–±–ЉThisbrbr(–Т–µ–і–С—Г—В—АLaur–≤–µ—Й–µ–С—Г–ї–≥–Т–µ—А–µ–§–Є—А–Є–±–Є–Ј–љ–Ю–Ј–∞—А–Ѓ–і–∞—З–Т–∞–ї–ЄIFAC–∞–≤—В–Њ–Я—А–Є—В–§–Њ—А–Љ–Ї—А–∞—БNeroHeik
–Ъ–Њ–љ–і–С–Є—З–≤1205–Я–Є–Љ–µ–∞—М–∞–є–У—А–Њ–Ј–Ф–∞–љ–ЄEpluEpluEpluYourXVII–Ґ–Є–Љ—ЗThisWelc–†–µ–њ–Є–§–Њ—А–Љ–ѓ–Ї—Г—ИCrisMichSvez–®–Є–Љ–Ї
tuchkas–ѓ—Е–љ–Є–±–Љ—А–њ

0


¬ы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » „еченска€ –еспублика »  аста балой: јккинцы,‘€пппе,ќрстхой,ялхарой.