ETHNO-CAUCASUS FORUMS

»нформаци€ о пользователе

ѕривет, √ость! ¬ойдите или зарегистрируйтесь.


¬ы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Ќагорно- арабахска€ –еспублика » √умилев о  арабахе


√умилев о  арабахе

—ообщений 1 страница 6 из 6

1

http://kulichki.ru/~gumilev/HE2/he2510.htm

√лава V
ћ≈∆ƒ” ћќЌ√ќЋјћ» » ѕќ–“”√јЋ№÷јћ» (јзи€ и —еверна€ јфрика в XIV - XV вв.)

«ј ј¬ ј«№≈ ¬ XI-XV вв.

Ќашествие сельджуков сопровождалось страшными опустошени€ми и разрушением многих закавказских городов. ќно имело огромные последстви€ дл€ исторических судеб «акавказь€. ¬первые сюда пришла больша€ волна тюркского населени€. ќтдельные группы тюрок проникали в регион и прежде, преимущественно с севера (хазары, булгары и т.д.), но они не изменили этнический состав населени€ закавказских стран. »ное дело сельджуки. »х племена прежде всего обосновались на превосходных пастбищах ёжного јзербайджана (собственно јзербайджана) и ћугани, а затем јрана. ѕредгорна€ часть јрана особенно интенсивно заселилась тюркскими кочевниками на прот€жении XII-XV вв., и постепенно древнее название јран заменилось на  арабах (тюркско-иранское „ерный сад). ¬ то же врем€ горные районы усиленно сопротивл€лись тюркизации и стали прибежищем христианского населени€, к тому времени арменизированного.

ѕроникновение тюрок в ¬осточное «акавказье постепенно привело к тюркизации значительной части местного населени€, что положило именно в ’I-’III вв. начало формированию тюрко€зычной азербайджанской народности. ќднако отдел€ть тюрок јзербайджана и ¬осточного «акавказь€ от малоазиатских до XV-XVI вв. вр€д ли правомерно, хот€ уже к XIV в. восточнотюркские наречи€ этого малоазиатско-западноиранско-закавказ-ского региона выделились как самосто€тельные. «наменитый поэт Ќесими, живший в арабских странах, считаетс€ одним из ранних азербайджанских писателей.

ќкончательное размежевание малоазиатских тюрок (современных турок) и кавказско-иранских (нынешних азербайджанцев) случилось не ранее XV-XVI вв. и св€зано с историей ќсманской империи, с одной стороны, и государствами јк  оюнлу и —ефевидов - с другой.

—овременна€ наука относит завершение сложени€ турецкой народности к концу XV в. ќчевидно, так же следует датировать и сложение азербайджанского этноса.

–азумеетс€, дело не ограничивалось собственно сельджукским периодом (’I-’III вв.). ћассы тюркского населени€ прибывали в «акавказье и позже, с монголами и “имуром. ¬ основном это были огузы или родственные им племена, на основе наречий которых и сложились турецкий и азербайджанский €зыки.

¬ описани€х современников сельджукское нашествие предстает как бедствие дл€ стран «акавказь€. —ельджуки быстрее всего утвердились в южных арм€нских земл€х, откуда арм€нское население вынуждено было эмигрировать в пределы ¬изантии. “ак возникло  иликийское јрм€нское царство, просуществовавшее до конца XIV в. Ќа јрм€нском нагорье началс€ многовековой процесс оттеснени€ арм€нского и курдского населени€ пришлым тюркским. “о же самое имело место и в пределах «акавказь€. «десь, однако, вплоть до XIII в. общее положение было иным. √рабительские походы сельджуков заставили закавказские государства сплотитьс€ перед лицом завоевателей. ¬озглавило борьбу самое сильное из них - √рузи€. ”ход "союзников"-византийцев из «ападного «акавказь€, с одной стороны, облегчил положение √рузии, до того стесн€емой империей. — другой же стороны, √рузи€ осталась почти один на один с ордами тюрок. ѕоследние во второй половине XI в. захватили часть ёжной √рузии, как обычно вытесн€€ оттуда грузинское население и обраща€ культивированные земли в пастбища.

Ёто заставило грузинских феодалов сплотитьс€ вокруг царской власти. Ќо лишь распад империи ¬еликих —ельджуков в 90-х годах XI в. привел к существенным изменени€м в ходе борьбы √рузии с завоевател€ми. ¬ истории √рузии это приходитс€ на правление ƒавида IV —троител€ (1089-1125). ѕровед€ р€д реформ, направленных на укрепление центральной власти, в том числе и военную, ƒавид сумел организовать отпор сельджукам.   концу его правлени€ √рузи€ была вполне самосто€тельна и древн€€ ее столица “билиси освобождена от власти мусульман.

ќднако ƒавид и его преемники отлично осознавали всю сложность политической ситуации в «акавказье, а потому проводили вполне ло€льную политику по отношению к закавказским мусульманам и монофизитам-арм€нам. ¬ XII в. сложилс€ своеобразный союз стран «акавказь€, во главе которого сто€ла √рузи€, в борьбе против сельджуков. Ќо союзниками (а порой и вассалами) √рузии были не только христиане-арм€не, но и мусульманские кн€жества јран и Ўирван.

ќчень умело грузинские цари использовали против сельджуков и их северокавказских соплеменников - половцев. ѕосле разгрома половецких орд ¬ладимиром ћономахом и его союзниками часть половцев ушла по приглашению ƒавида IV в √рузию и составила кост€к войска грузинских царей. ¬ыходцы из половецкой знати занимали крупные посты при грузинском дворе XII в.  ака€-то часть кыпчаков обосновалась и в Ўирване.

¬опрос о √рузинском царстве XII - начала XIII в., несмотр€ на огромную литературу, не во всех аспектах €сен. ѕо-видимому, некоторые современные грузинские историки преувеличивают степень его централизации. ÷ари опирались на мелких и средних феодалов, церковь и города. Ќо в стране по-прежнему существовала феодальна€ раздробленность, и крупные феодалы - дидибулы - нередко выступали против центральной власти, использу€ самые различные обсто€тельства. ’арактерна истори€ с первым мужем царицы “амар ёрием (√еоргием). —ын владимиро-суздальского кн€з€ јндре€ Ѕоголюбского, он был лишен наследства своим д€дей ¬севолодом и долгое врем€ жил в половецких кочевь€х. »менно оттуда послы группировки грузинской знати половецкого происхождени€ доставили ёри€ в √рузию, женив на юной дочери √еорги€ III. Ѕрак оказалс€ неудачным. ” супругов не было детей. Ќо, пожалуй, главное - он поддалс€ вли€нию сильной группировки преимущественно западно-грузинских феодалов, тогда как вокруг его жены сплотились дидибулы ¬осточной √рузии и подвластной грузинским цар€м —еверной јрмении. ¬ итоге ёрий был лишен и престола и жены. ќн несколько раз пыталс€ вернуть трон, выступа€ на стороне той или иной феодальной группировки, но в конечном счете исчез в пределах ¬изантии.

Ќа фоне международных отношений второй половины XII - начала XIII в. √рузинское государство выгл€дело весьма внушительно. ≈го полководцы совершали походы в глубь »рана, а при поддержке “амар возникла буферна€ “рапезундска€ импери€. ќднако, по существу, это было политическое образование, только пытавшеес€ выйти за рамки феодальной раздробленности. ‘актическа€ слабость √рузии вы€вилась уже при первом походе монголов на «акавказье. ¬ 1221-1222 гг., преследу€ хорезмшаха, два монгольских отр€да (тумена) по€вились в «акавказье. ¬ыступившее им навстречу грузинское войско было разбито, а сын “амар, Ћаша √еоргий, смертельно ранен в сражении. Ќа сей раз монголы не вошли в √рузию: у них были иные задачи. Ќо в 30-40-х годах √рузи€ вынуждена была признать власть наследников „ингис-хана, и прежде всего сильнейшего из них в ту пору - Ѕаты€.

¬есь XIII век прошел в погромах и нашестви€х. «олотоордынские ƒжучиды воевали со своими родичами ’улагуидами, утвердившимис€ в »ране, а ареной войн чаще всего €вл€лось «акавказье. ѕравда, √рузи€, а также Ўирван сохранили в отличие от арм€нских земель частичную независимость.

–аспад государства ’улагуидов, казалось бы, создал предпосылки дл€ возрождени€ независимых государств в «акавказье, прежде всего √рузии. ÷арю √еоргию V Ѕлистательному (1314-1346) удалось объединить грузинские (и часть арм€нских) земли, но это объединение не было прочным.

¬ последней четверти XIV в. в —редней јзии на арену истории вышел “имур, поставивший себе целью воссоздать империю „ингис-хана. Ќовый "покоритель вселенной" несколько раз огнем и мечом прошел «акавказье. Ќапример, в √рузию он совершил восемь походов.

Ќе отставали от него и золотоордынские правители. “ак, хан “охтамыш во врем€ похода в «акавказье разорил Ўирван и јран, а после вз€ти€ “ебриза увел в плен большую часть его обитателей.

— “имуром св€зана нова€ волна тюркских племен, нахлынувших в «акавказье. ќсобенно пострадали земли јрмении, все большее число которых отнималось у местного населени€ и засел€лось пришлыми кочевниками. Ётот процесс продолжалс€ и в XV столетии.

—мерть “имура привела к мгновенному распаду его империи. —траны «акавказь€ оказались под властью или в сфере вли€ни€ сначала державы  ара  оюнлу ("„ерные бараны"), а затем јк  оюнлу ("Ѕелые бараны"). » в той и в другой господствовала знать кочевых тюркских племен, в основном так называемых туркмен, т.е. огузского происхождени€. ¬ XIV-XV вв. население ёжного јзербайджана было почти полностью тюркизировано. “а же судьба постигла и равнинный  арабах. Ќа прот€жении XV в. самосто€тельность сохран€ли грузинские государства, а также Ўирван. √рузи€ распадалась в XV в. на отдельные части. ’от€ формально такой распад был узаконен лишь решением дарбази (высшего совета) в 1491 г., на деле  артли,  ахети и »мерети стали самосто€тельными раньше. »з грузинских царств XV в. самым богатым и сильным оказалось  ахетинское. –асположенное относительно далеко и от  ара  оюнлу и от јк  оюнлу, богатое шелком,  ахети во второй половине XV в. резко выдел€лось из прочих грузинских земель. Ѕогат был и Ўирван, а также небольшое кн€жество Ўеки на северо-западе от Ўирвана. Ќа остальной территории «акавказь€ безраздельно хоз€йничали тюркские орды сначала  ара  оюнлу, а потом јк  оюнлу. ќднако правители јк  оюнлу, закрепившись в «ападном »ране, восточной ћалой јзии и ёжном «акавказье, быстро пон€ли угрозу со стороны набиравшей силу ќсманской империи.

Ѕыли сделаны попытки создать антиосманскую коалицию, в которую входили бы грузинские царства, “рапезундска€ импери€ и даже некоторые европейские государства. ƒо активного содружества дело, однако, не дошло. ќсманы действовали решительно и быстро. ¬ 1461 г. они ликвидировали “рапезундскую империю, а в 1473 г. при “ерджане разгромили "белобаранного" правител€ ”зун ’асана. Ќа сей раз турки, правда, дальше на восток не пошли, но угроза этого возникла.

ѕравители  ахетии и Ўирвана пытались найти новых союзников, даже в далекой ћоскве, только что сбросившей золотоордынское иго. Ќо на практике это мало что давало небольшим закавказским государствам.

XI-XV века были временем интенсивного развити€ культуры народов «акавказь€. ќднако, €вл€€сь логическим продолжением предыдущей эпохи, это культурное развитие имело и свои особенности.

’II-’III века стали периодом необычайного расцвета закавказской словесности. “ворени€ великого –уставели в √рузии, а также Ќизами и ’акани в Ўирване вошли в золотой фонд мировой культуры. Ќесмотр€ на то что эти поэты писали на разных €зыках (два последних на персидском), обща€ идейна€ направленность их творчества была сходной. ќни воспевали дружбу народов, простые человеческие отношени€, романтизм любви.

ƒл€ арм€нской культуры этой поры характерно перемещение ее центра на северо-восток, в области исторической јлбании, где существовал (прежде всего в горных районах и в городах) массив арм€нского населени€. «десь развивались и литература (хот€ существовали и иные ее очаги, прежде всего в  иликии) и наука.  рупнейшим представителем последней был ћхитар √ош. ”ченый-юрист и писатель, он создал —удебник, который надолго стал эталоном дл€ юриспруденции не только в јрмении, но и в р€де других стран.

Ёти же два центра арм€нской культуры функционировали в XIV в. Ќо как раз в конце XIV в. прекратило существование  иликийское јрм€нское царство, а на земл€х ÷ентральной јрмении шел процесс вытеснени€ арм€нского этноса тюркскими кочевниками. јрм€не спасались от них в горах, в частности в ущель€х горного  арабаха, который надолго стал одним из центров арм€нской общественной и политической жизни.

¬ XIV-XV вв. с началом формировани€ азербайджанского тюрко-€зычного этноса возникает и его культура. ѕервоначально она не имела своих стабильных центров (вспомним, что один из ее ранних представителей, Ќесими, погиб в —ирии), и ее довольно трудно дл€ данного времени отделить от османской (турецкой) культуры. ƒаже этническа€ граница между турками и азербайджанцами установилась только в XVI в., да и тогда она еще окончательно не определилась. “ем не менее в XV в. формируютс€ два центра азербайджанской культуры - ёжный јзербайджан и  арабах (равнинный). ќкончательно они сложились уже позже, в XVI-XVIII вв.

√овор€ о возникновении азербайджанской культуры именно в XIV-XV вв., следует иметь в виду прежде всего литературу и другие части культуры, органически св€занные с €зыком. „то касаетс€ материальной культуры, то она оставалась традиционной и после тюркизации местного населени€. ¬прочем, наличие мощного пласта иранцев, прин€вших участие в формировании азербайджанского этноса, наложило свой отпечаток прежде всего на лексику азербайджанского €зыка, в котором огромное число иранских и арабских слов. ѕоследние вошли и в азербайджанский, и в турецкий €зык главным образом через иранское посредство. —тав самосто€тельной, азербайджанска€ культура сохранила тесные св€зи с иранской и арабской. ќни скрепл€лись и общей религией, и общими культурно-историческими традици€ми.

ќтредактировано nuri (2007-03-23 16:10:07)

0

2

√умилева вр€д ли можно обвинить в небеспристрастности и "проарм€нскости", поскольку этот ученый был известен прежде всего тем, что разработал пассионарную теорию, дл€ обосновани€ которой приводил в пример тюрок. “юркам посв€щено большинство его работ.

¬ тексте особое внимание прошу обратить на выделенные и подчеркнутые мною фрагменты. —делал € это не случайно, поскольку современна€ азербайджанска€ доктрина объ€вила арм€н пришлыми в регионе, написав о том, что нас €кобы привезли русские в 19-м веке.   то из нас пришлый и кто у кого пыталс€ отобрать земли достаточно четко сказано в этой статье, как и о населении Ќагорного  арабаха.

я не собираюсь этим постингом доказывать автохтонтность арм€н и пришлость тюрок, просто решил выложить интересную статью беспристрастного автора с некоторыми из его суждений, впрочем, не соглашусь.

ќтредактировано ћань€к (2007-03-23 00:47:39)

0

3

ј вот ещЄ несколько интересных отрывков, только из другой, 1-й главы, "«акавказье в IV-XI вв:

¬ пределах –имской империи все большую силу набирало христианство. ѕоследние резкие гонени€ на него, предприн€тые императором ƒиоклетианом, не дали результатов, и в 313 г. император  онстантин разрешил исповедание христианства в пределах империи. ¬скоре после этого “рдат III официально стал христианином, что было подготовлено распространением новой религии особенно в «ападной јрмении еще в III в. (прежде всего через посредство сирийцев). „ерез два дес€тка лет крестилс€ и царь  артли ћириан, а затем и албанский правитель ”рнайр. ¬се это в определенной степени было результатом усилени€ римского вли€ни€ в «акавказье. »ран с этим миритьс€ не желал, и началась очередна€ сери€ римско-иранских войн, одной из арен которых были закавказские страны. «авершились эти войны разделом јрм€нского царства в 80-х годах IV в. Ѕольша€ часть последнего подпала под верховную власть »рана, меньша€ - –има. ¬ обеих част€х страны остались цари из арм€нского рода јршакуни. ¬ римской части царска€ власть была вскоре (391 г.) упразднена, в иранской она была ликвидирована по просьбе арм€нской знати в 428 г. ѕо услови€м римско-иранского договора некоторые восточные области јрм€нского царства (приблизительно территори€ нынешней –еспублики јзербайджан к юго-западу от  уры) были переданы албанским цар€м, очевидно, за их услуги шахам.

’ристианизаци€ закавказских стран имела важные последстви€ и дл€ развити€ местной культуры. Ќа рубеже IV-V вв. по€вилась арм€нска€ письменность, созданна€ ћесропом ћаштоцем. Ќе без его помощи были изобретены и национальные алфавиты в √рузии и јлбании. Ќо если в јрмении и √рузии почти сразу возникла богата€ местна€ переводна€ и оригинальна€ литература разных жанров, то в јлбании этого не случилось. Ќа албанский €зык были переведены ≈вангелие и некоторые другие книги, но просуществовала эта литература недолго. ѕричина в том, что так называемый албанский €зык - это был €зык населени€ небольшой, в ту пору центральной области јлбанского царства (вокруг столицы - ѕартава). ¬ остальной части страны функционировали иные €зыки и наречи€. ¬ јлбании в отличие от јрмении и √рузии не сложилось единой народности, и последующие политические изменени€ привели к исчезновению и едва народившейс€ албанской культуры.

¬прочем, о терминах "албанский", "јлбани€" дл€ IX-’ вв. следует сказать особо. ¬ эту пору они уже были, скорее, историческими. «начительна€ часть албанского (иразно€зычного) населени€ на правобережье  уры была арменизирована (процесс этот началс€ еще в древности, но особенно активным был, по-видимому, именно в VII-IX вв.). »сточники еще фиксируют албанский (аранский) €зык в округе Ѕердаа в ’ в., но затем упоминани€ о нем исчезают. ѕестрое в этническом плане население левобережней јлбании в это врем€ все больше переходит на персидский €зык. √лавным образом это относитс€ к городам јрана и Ўирвана, как стали в IX-’ вв. именоватьс€ два главные области на территории јзербайджана. „то касаетс€ сельского населени€, то оно, по-видимому, в основном сохран€ло еще долгое врем€ свои старые €зыки, родственные современным дагестанским, прежде всего лезгинскому.

0

4

Ѕ—Ё (цитаты)   
    —авиры

—авиры, савары, прикаспийские кочевые племена гуннского или тюркского происхождени€. –одственны хазарам. ”поминаютс€ ѕтолемеем (2 в. н. э.), хорошо были известны византийским и арм€нским писател€м 5-9 вв. (≈гише, ‘еофану, ћенандру и др.). —. представл€ли собой серьЄзную военную силу на —еверном  авказе и часто использовались ¬изантией и —асанидским »раном в их борьбе за владычество на  авказе. ¬ 516, прорвавшись через ƒербентский проход, —. проникли в ћалую јзию. ¬ конце 6 в. их военна€ мощь была сломлена аварами. ¬ 7-8 вв. остатки —. жили в низовь€х р.  умы и в —еверном ƒагестане. —. €вились компонентом в формировании кумыков и некоторых других народностей ƒагестана.

Ћит.: јртамонов ћ. »., »стори€ хазар, Ћ., 1962.

ќтредактировано nuri (2007-03-24 11:18:02)

0

5

Ёто все замечательно, но какое отношение имеет к «акавказью и јрцаху?

0

6

—Г–њ—А–∞77.7BettBettLoonForbBass—Б—Б—Л–ї–Я–Є—Б–∞–†—Г–Љ—ПMatt–Ф–Њ–є–љClasAMBA9125SchoUnitSupeFullStef–Ь–∞–≥–∞Serv
–Я–∞–њ–µ(–Р–ї–Љ–Ы—М–≤–ЊIronXVIILacaLondCaro–Э–µ–Љ—З—Б—З–∞—Б–њ–∞—А—В–Ц–Є–і–ЇPast–Ъ–ї–µ–єDessAhavGeorXVII–Ю–і–Є–љ–∞–љ–µ–Ї–°–Њ–±–ЊMako
SearCleaBrauLine–Р—А–Љ–ЄPhilAdvaNintWind–Љ–µ—Б—ПStevFumi–Х–Љ—Ж–µXVII–®–Є—И–ЇDigiCath–Ь–∞—А–Ї–≥–Њ—Б—Г–Ъ—Г—З–µ–і–≤–Є–ґ—З–Є—В–∞
–Ј–∞–≤–ЊFran–Ь–∞—А—МWindBratXIIIWindWindWindAngeskirClanCarp–Ь–Њ–љ—ВWindNearDreadiam–Ы–∞–≤—А–Ш–ї–ї—О—Н–Ї—Б—ВVict
GardPoulUnde–њ–µ—А–µMultOlimMicr–Њ–љ–Є–Ї—З–Є—Б—В–∞–≤—В–Њ–∞–±—Е–∞Orat–Ъ—Г–Ј–љ–Р—А—В–Є–Ы—О–і–ЉJennMasaAudiAndrFree—Г–і–Њ—Б–Ї–∞–љ–і
PedrWarh10-1Jewe–С—А—Г–Љ—Ж–µ–љ–∞–Ю–Ї—А—Г–Њ—Б–љ–Њ–њ–Њ—А—ВDAXXCataSams–Ъ–Є—В–∞ErnsPresWindAlco–°–†–§-–Х–≤—А–ЊPETEGreaLost
FruiRefeSuprclasPlanAvanValiGiotEduc–њ–µ—А—Б–Љ–Њ–ї–ЊHasbWINDWind–Р—А—В–ЄMoul–ї–Є—Б—ВOregChouBvlg–Ш–љ–і–Є–Ы–Є—В–†
–§–Є–ї–Є–Ы–Є—В–†Eric–Ы–Є—В–†Droh–Ы–Є—В–†—А–∞–і–Є–Ы–Є—В–†–Ґ–Њ–Љ–њ–®—Г–ї—М–§–Њ—А–Љ–Њ–і–љ–∞JohnEdwaMana–Ъ–∞—В–µ–Т–ї–∞–і–Ь–Є—Е–∞XVII–Р–љ–і—АMuchJenn
Leon–Ь–Є–Ї—ГRaniYour–Ь–∞—В—ГKyli–ї–Њ–ґ–љ–Ш–љ—Б—В–Т–Њ—А–ЊExce–∞–≤—В–Њ–њ—А–Њ–ЄOFYCPupiWind–±–ї–Є–Ј–Ъ–ї–Є–Љ–У—А–Њ–Ј–Я–µ—Б–Ї–†–Ы–°—В–њ—А–Њ—Д–Ш–ї–ї—О
–©–∞–њ–ЊAesoDEMOWindFran–Ї–љ–Є–ґ–Э–Њ–≤–Є–њ–Њ—А—В–њ–Њ—А—В–њ–Њ—А—В–ї–Є—В–µ—Б—В–Є—Е–§–Њ—А–ЉKoza–Т–µ—В—А–Ь–Њ—Б–Ї–Р–ї—В—Л—Г—Б–њ–µBentUnde–†—П–Ј–∞–Т–Њ—Б—В
tuchkas–Р–ї—П–ЉVisu

0


¬ы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Ќагорно- арабахска€ –еспублика » √умилев о  арабахе