"В вост. ингушском направлении - уже не существующие б.станицы Сунженская, Тарская, В-Дашковская и т.д. - это другая история...
Кстати, до 18 века, есть ли какие-нибудь свидетельства о населении этих мест?"......................
(Не знаю, как делать ссылки на пост...)
Ну ты провоцируешь меня, Нури. Думаешь, провели референдум и нам нечем заняться? Вы хочете песен? Их есть у меня. Но вкратце, без пространных ссылок на "свидетельства"...
Данные по численности – в той или иной степени точности – со времен российской инкопорации и разведок (т.е. – с 1770-х). По этническому составу, вкратце! – у меня сложилась такая картина в хронологически обратной последовательности:
Верховья р.Сунжи: т.е. Сунжа и Комгарон.
1. Сунжа + Комгарон + Верх.Комгарон, осетинские села, с 1944-45 и по сей день. Население полностью «южанское». Всего – около 13-14 тыс.чел.
2. Ахки-Юрт+ Шолджи+ Таузен-Юрт, ингушские села, с 1918-20. Депортированы в 1944. Всего – около 6-8 тыс.чел. Надо уточнить, не помню точно.
3. Сунженская + - + Воронцово-Дашковская (она же до 1909? - Аки-Юртовская), казачьи станицы с 1859-61 гг. Выселены в 1918 г. С частичным смертоубийством… Всего в двух станицах было около 5-6 тыс.чел.
4. Ингушские хутора (снизу вверх по Сунже к 1850-м годам были: Нальгиев, Бабуков, Албогачиев, Юсуп-Зауров, Исмаилов, Анзоров, Ходожукин, Акхи-юрт/ Наврузов и др.), в этом районе возникли где-то с 1740-50-х. Переселены/ выселены в 1859 г. Численность – не могу дать оценку. Не видел каких-либо данных. Может у Волковой есть?
5. Алимурзино, кабардинский кабак (к 1733). В этом районе каб.кабаки существовали, двигались туда-сюда где-то с середины XVI в (по более критической версии - с 1640-50) и до 1740-х гг. Переселились на речку ??псе (не помню каб.название, она же Аксу, Урсдон и Белая). Потом – еще дальше.
6. До кабардинцев (т.е. до XVI-XVII в.) верховья Сунжи – здесь уже идут не документы или карты, а предположения и версии с различным историческим и археологическим основанием (а скоро и генографические появятся) - так вот, до кабардинцев, думаю, были времена, когда очередные фазы выхода в предгорные долины/ равнины горцев (здесь – нахоязычных групп) перемежались с очередным «натиском степей» (в XV в. – скорее всего ногайцы), из-за чего горцы уходили выше, здесь - в Таргим или на Армхи. Т.е. кабардинцы пришли уже на незаселенные места, ко времени их колонизации уже изъеженные и регулярно зачищаемые рейдово-набеговым контролем ногайцев или м.б. даже кумыков. Кабардинские кабаки были и в горной полосе (по Тереку Кайтукино, скорее – пограничный пост, а не село-кабак в р-не нынешнего Чми – существовало вплоть до начала XIX в.) Вообще – одна их характеристик тех времен – это тенденция к совпадению этнических (и во многом – хозяйственно-культурных) границ с границами природно-ландшафтными. Отсюда, я думаю, что «горцы» никогда, скажем так, до обоснования здесь первого некочевого государства (т.е. – до России!) не могли устойчиво расселиться на плоскости. Привет всем искателям исконных земель на плоскости!
7. Итак, моя версия – верховья Сунжи до входа в ущелье – в XV в (т.е до кабардинцев) – зона рейдового контроля ногайцев и никаких постоянных нас.пунктов – ни кочевников, ни горцев – там не было.
8. До конца XIV в – это район аланского политического и, очень вероятно, поселенческого доминирования. Это доминирование было сродни тому, что было при кабардинцах. Вроде уже почти не кочевники, но все ж еще и не полностью осели. Города есть, но погоды не делают. Это, скорее – перекрестки торговых путей, базары, купеческие «терминалы». Во многом – иноплеменные. Алан я считаю многосоставной ираноязычной группой, т.е. состоящей из различных, но ираноязычных групп, одни из которых – в западной Алании уже в массе своей к тому времени сильно тюркизировались под влиянием кипчакской иммиграции и политико-культурного влияния. В восточной Алании – ираноязычные бывш. кочевники вообще могли не носить и не иметь такового самоназвания – аланы. Я думаю, что после Тамерланова нашествия ираноязычные группы – те, что не были полностью истреблены – ушли, в т.ч. с Сунжи – куда? – в горы, ест-но! Какие-то группки влились и ассимилировались даже в нахские общества. А с равнины Ардоз (нынешняя Сев-осет. наклонная равнина) аланы ушли в горную Осетию… Там уже другая история.
9. До алан? Очень долго и нудно – ираноязычные кочевые группы, еще раз – ираноязычные и снова – ирано… Хоть пусть треснут все тюрковерсии скифов и нахо-версии алан. А «кобанцы»? Думаю, они вряд ли были иранцами. Хотя у нас в Осетии – это почти аксиома «исторической рефлексии». Думаю, что были нахоязычные или, точнее! кавказоязычные кочевники, господствовавшие на плоскости предкавказской и ставшие потом, под давлением – пока неведомых или уже ставшими ведомыми - других кочевников – кавказскими горцами. И стали они горцами… и оставались ими до самого пришествия русских, которых иные из них теперь люто ненавидят за отобранные земли. А оглянуться на русскими-же даденные уже сил не хватает. У истории нет сослагательного наклонения, но ежели б не Романовы с Османами, да не чума на плоскости, так была бы сейчас Сунжа и Комгарон – были бы каки-нибудь ***куаже и ***хабль. Так-то вот. И смотрю я на кабардинцев и думаю, хорошо это или плохо для их макроистории – степенным таким быть народом, несуетным таким.
Тарская:
1. Тарское, с 1944-45 осетинское, а с 1957-58 и по сей день - осетино-ингушское село, население – около 4 тыс.чел.
2. Ангушт, ингушское село, более 3 тыс.чел. С 1918-20 гг. Депортировано в 1944 г.
3. Тарская казачья станица, более 3 тыс. чел. С 1861 г. и до 1918-20. Выселена, частично в р-н Пятигорья (там есть теперь Тарский хутор), частично – в Северный край.
4. Ингушские аулы-хутора с общим названием Большие Ингуши/ Ангусти (включая округу в неск. Км. – на картах 1830-50 гг. есть Тарс-юрт/ Таршхой-юрт, Бехов, Налко-Юрт, Ваппи и др). Выселены в 1859-60 гг. в р-н Назрани. А появились в Тарской долине хутора джераховцев, потом + галгаевцев не позже 1650-х гг. Через сто лет, т.е. где-то в 1740-60 гг. население этих сел двинулось дальше, и появились новые «колонии»: на западе - Заур-юрт, на севере – в Шолоховой Кабарде - Мал.Ингуши или Шолха (ныне – сел.Октябрьское, Пригородного р-на Сев.Осетии, а в 1920-1944 – сел.Шолхи Назр.округа, Инг.АО, Чеч-ИнгАО и с 1936 ЧИАССР, а до 1918-20 хутор Тарский, он же - упраздненная станица Камбилеевская).
5. До середины XVII в. – Тарская долина, скорее всего, широкая полоса соперничества горцев (нахоязычные джераховцы, галгаевцы, мецхальцы…) и кочевников (кабардинцы, до них – ногайцы или м.б. даже кумыки). Т.е. см. п.6. из куска про Сунжу.
6. При аланах, когда те постепенно сходили с кочевнической траектории на оседлую, Тарская долина, входившая в пределы Аланского государства или государств, скорее всего была зоной нахоязычного расселения. Возникал т.сказать алано-нахский локальный государственный симбиоз. Но это расселение, как мне представляется, никогда не было устойчиво-непрерывным (по крайней мере – в черт какую долгую эпоху ираноязычных кочевников). Почему - см. тот же п.6.