ETHNO-CAUCASUS FORUMS

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Азербайджанская Республика » История и этнография Азербайджана


История и этнография Азербайджана

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Этнические и национальные группы, живущие в Азербайджане, прошли долгий исторический путь формирования и становления на этой территории. Самые древние источники, содержащие сведения об Азербайджане, указывают на разноплеменной характер здешнего населения. Многочисленные тюркские, кавказские, иранские племена на различных этапах исторического сосуществования становились соучастниками общих социально-экономических и политических процессов, что стало основой межэтнической интеграции на этой территории. Усилению интеграционных процессов способствовали некоторые факторы. Один из них - исламское вероисповедание, широко распространившееся среди большинства этносов Азербайджана начиная с VII века. В эпоху господства религиозной идеологии и перманентно изменявшихся политических границ принцип общности по вере во многом являлся определяющим.

Другим фактором было сходство видов хозяйственной деятельности. Живя в одинаковых природно-климатических условиях, различные этносы на территории Азербайджана занимались идентичными видами хозяйства, что определяло интенсивность контактов между ними.

Еще одним фактором, способствовавшим развитию межэтнической интеграции, являлся азербайджанский (тюркский) язык. Так сложилось, что именно этот язык в ходе длительного исторического процесса стал основным средством общения.

Завоевание азербайджанских земель Россией положило начало новым процессам в становлении этнической структуры общества и, следовательно, в системе межэтнических отношений. Одним из направлений политики царской администрации было переселение на завоеванные земли определенных групп населения. Так, в Азербайджане стали возникать поселения русских крестьян, преследовавшихся за сектантство, а также поселения армян из Ирана и Турции. И в дальнейшем в связи с ростом городов и развитием промышленности приток мигрантов продолжался.

Новые условия существования и непривычная культурно-бытовая среда предопределили первоначальную изолированность этих групп от остального населения. Вместе с тем, по мере расширения хозяйственной интеграции, между переселенцами и местным населением увеличивалась степень социально-культурного взаимодействия. Этому способствовал и высокий уровень этнорелигиозной толерантности местного населения. С 20-х гг. нынешнего столетия в Азербайджане функционировали многочисленные национальные школы, на различных языках издавались газеты и журналы, осуществлялись театральные постановки и т.п. Координацией всей этой работы занимались специальные государственные структуры. Именно в эти годы для бесписьменных этнических общностей Азербайджана были созданы алфавиты.

Однако уже с середины 30-х гг. вся эта деятельность была постепенно свернута. Это было связано с известным ужесточением сталинского режима и повлекло за собой кардинальные изменения в национальной политике. По всему Союзу закрывались школы на языках малочисленных этносов, предпринимались различные меры по ограничению официального списка народов, живущих в СССР.

В этих условиях в Азербайджане на протяжении всего советского периода наблюдалось некоторое несоответствие между официальными данными о численности определенных этнических групп и их реальной численностью. По этой причине некоторые этнические меньшинства постепенно теряли в своей численности, а некоторые вообще исчезали с этнической карты страны. Так, например, официальная численность курдов, талышей, татов, цахур и некоторых других этносов была гораздо меньше, чем их реальная численность. Это явление довольно четко зафиксировала последняя Всесоюзная перепись населения 1989 г., проводившаяся в несколько иных, чем предыдущие, условиях. В данных этой переписи талыши фигурировали как отдельная этническая группа, тогда как в данных предыдущих переписей такой группы вообще не было. Перепись зафиксировала более чем двукратное увеличение численности курдов и горских евреев, а также увеличение на 50% численности цахур. Учитывая ряд факторов, а именно: общий рост численности населения Азербайджана за период с 1979 по 1989 г. только на 20%, данные о рождаемости в указанных этнических группах, а также отсутствие в этот период крупных миграционных потоков в страну талышей, горских евреев и курдов, можно сделать вывод о том, что у части представителей этих общностей происходил процесс восстановления этнической идентичности. Однако этот процесс имел в Азербайджане и свою специфику. Так, динамика изменения этнического состава населения Азербайджана за XIX в. свидетельствует о том, что в среде ряда этносов происходили достаточно интенсивные процессы смены этнической идентичности. Так, цахурское население ряда сел Шеки-Закатальского региона к началу XX столетия в официальных российских статистических сборниках упоминалось уже как азербайджанское. Аналогичные процессы происходили и в регионах с татским населением (Апшерон, Губа-Хачмазский регион) и талышами (Ленкоранский регион). Ассимиляционные процессы в XIX в. коснулись и части лезгинского населения Азербайджана, в основном расселенного в азербайджанской этнической среде.

В зависимости от исторических, социально-демографических и культурных факторов этнические меньшинства Азербайджана можно объединить в несколько групп. Основными критериями группирования выступают здесь численность общности, история появления на этой территории, характер расселения и принадлежность к определенным историко-культурным системам (религия, духовная культура, система социальных норм и т.п.).

Одна из таких групп объединяет представителей крупных этносов (русских и армян), имеющих свои национально-государственные образования. Эти меньшинства имеют развитую социальную структуру. Среди них есть как городские, так и сельские жители. Кроме того, данные этнические общины кардинально отличаются от коренного населения своими историко-культурными системами.

Русские.
Первое распоряжение о переселении русских раскольников из внутренних губерний России в Закавказский край было издано в 1832 г. После этого, в 30-50-х годах XIX в., в Азербайджане появились русские переселенцы из Тамбовской, Саратовской, Воронежской и некоторых других губерний. Следующие волны русских переселенцев в Азербайджане относятся к концу XIX - началу XX вв. и связаны с развитием промышленности, особенно нефтяной, и ростом городов.

В настоящее время русское население Азербайджана насчитывает около 250 тыс. человек, подавляющее большинство которых проживает в Баку, Гяндже, Сумгаите и др. городах страны. Русские села сосредоточены, в основном, в Шемахинском, Исмаиллинском, Ленкоранском районах страны. С 1979 по 1989 г. русское население Азербайджана уменьшилось как в относительном, так и в абсолютном значениях. Если по переписи 1979 г. русских было более 475 тыс. человек, то по данным переписи 1989 г. их число уменьшилось до 392 тыс. Основными причинами данного явления выступают низкий уровень естественного роста численности русских, а также высокие темпы миграции за пределы страны.

Русское население уезжает из Азербайджана в основном по экономическим причинам, так как в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах России уровень жизни выше, чем в Азербайджане, хотя привлекательность этнически родственной среды для переселения играет также немалую роль.

Кроме того, социально-политические процессы, произошедшие после 1990 г., также обусловили значительное усиление оттока русских из Азербайджана. С этого момента стали усиливаться политические факторы, которые оказали влияние на миграционные настроения русских. Это, в первую очередь, конфликт в Нагорном Карабахе и вызванная им внутриполитическая нестабильность, резкое сужение сферы применения русского языка, возрастание психологической дискомфортности этой группы населения и т.п. В первые годы независимости русская община Азербайджана в определенной мере оказалась отчужденной от политической жизни страны. Начинавший разгораться карабахский конфликт, усиление требований о независимости не находились в ряду жизненных интересов русского населения Азербайджана. Именно поэтому участие представителей русской общины в политической жизни страны носило эпизодический характер.

Значение "русского фактора" в политической жизни Азербайджана определяется и той существенной ролью, которую продолжают играть русские в экономической и социальной жизни страны. Подавляющее большинство русских здесь - городские жители. Они, главным образом, квалифицированные рабочие, инженерно-технические работники. Часть русских занята также в государственных, научных и образовательных учреждениях. Многие из них имеют высшее образование.

Постоянное сокращение промышленного производства, остановка работы на многих фабриках и заводах, скудные бюджетные ассигнования на науку, образование и другие явления, характерные для последних лет, вызывают в обществе социальную деградацию, связанную с невостребованностью накопленного в течение многих лет интеллектуального потенциала. Так как русские составляют определенную часть интеллектуального потенциала страны, этот процесс привел к возрастанию в их среде степени пассивного социального протеста, что выражается как в миграции за пределы страны, так и в ориентации на политические силы, выступающие за реставрацию Советского Союза и советской политической системы.

Наличие многочисленной русской общины является также одним из существенных внешнеполитических факторов для Азербайджана. Насколько важным и серьезным является данный вопрос, можно судить по той активной политике, которая проводится официальными кругами Российской Федерации по отношению к соотечественникам за рубежом. Помимо гуманитарной направленности, эта политика преследует и определенные стратегические цели. Анализ текущих событий позволяет сделать вывод о том, что "русские в ближнем зарубежье" - это серьезный фактор, который еще долго будет оказывать влияние на политическую ситуацию в границах бывшего СССР. Следует отметить, что Азербайджан одним из первых испытал на себе опасность негативного использования этого фактора, когда в январе 1990 г., во время введения советских воинских частей в Баку, в российских средствах массовой информации проводилась широкая пропагандистская кампания антиазербайджанской направленности. Одними из главных аргументов, использовавшихся в данной акции, были не подтвердившиеся впоследствии факты притеснения и преследования русских.

Армяне.
До последнего времени одной из крупных этнических общностей Азербайджана были армяне. Но за период между переписями 1979 г. и 1989 г. число армян сократилась с 475 тыс. человек до 390 тыс. Впоследствии в результате известных событий значительная часть армянского населения покинула Азербайджан. В настоящее время их численность достигает 130 тыс. человек, и все они живут в Нагорном Карабахе.

По мнению азербайджанских специалистов, история происхождения армян на территории Азербайджана не имеет столь древнюю историю, как в случаях с другими этническими группами. Правда, следует отметить, что небольшая группа армяноязычного населения проживала в горных местностях Карабаха и до XIX в. Но основной приток армянского населения в Азербайджан начался после окончания русско-иранской войны 1826-1828 гг. В этот период Закавказье имело для Российской империи прежде всего военно-стратегическое значение - оно должно было стать плацдармом для дальнейших территориальных захватов на Ближнем Востоке.

На Кавказе после российского завоевания стали происходить значительные изменения. В 1828 г. императором Николаем I был издан указ о создании на основе Эриванского и Нахичеванского ханств (азербайджанских государственных образований), Армянской области. Претворение этого указа в жизнь повлекло за собой значительные изменения в этническом составе региона. Большая часть мусульманского населения (в основном азербайджанцы) была уничтожена или выселена в Турцию и Иран. Если на территории, названной Армянской областью, армяне до русского завоевания составляли только 10% населения, то уже после окончания войны с Ираном в 1828 г. их доля увеличилась до 25%.

Решение переселить армян из Турции и Ирана активно претворялось в жизнь с марта 1828 г. до конца 1830 г. За этот период в Закавказье было вселено более 200 тыс. человек. Чтобы привлечь армянское население в пределы своих границ, российские власти освободили их на 5 лет от всех повинностей и налогов, выделили им пособия в размере 50 тыс. рублей серебром. Эти группы армянского населения были расселены в различных районах Закавказья, в том числе и в Карабахе. О том, что это была целенаправленная политика, достаточно красноречиво говорит докладная записка А.С.Грибоедова "О переселении армян из Персии в наши области".

Следует отметить, что переселение армян в Закавказье продолжалось на протяжении всего ХIХ века и особенно усилилось после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Вследствие этой переселенческой политики уже в 1886 году в Шушинском уезде Елизаветпольской губернии, в состав которой входила ныне почти вся территория Нагорного Карабаха, численность армян составила более 58%.

В результате Карабахского конфликта в Азербайджане прошли широкомасштабные этнические чистки. Как результат, сотни тысяч армянских беженцев покинули Азербайджан.

Следующая группа этнических меньшинств включает ингилойцев, горских евреев и удин. Данная группа в значительной мере отличается по своим социально-демографическим параметрам от предыдущей. Они малочисленны, компактно проживают на сравнительно небольшой территории и являются в подавляющей своей массе сельскими жителями. Вместе с тем историко-культурные системы данных этнических меньшинств позволяют выделять их среди остальных этносов Азербайджана. В первую очередь - это вероисповедание, исторически присущее данным группам населения. Часть ингилойцев и удин исповедуют христианство, а горские евреи - иудаизм.

Ингилойцы.
На западных склонах Большого Кавказского хребта, что в северо-западной части Азербайджана, расположена очень интересная в этнографическом плане Шеки-Закатальская зона, где наряду с азербайджанцами, составляющими подавляющее большинство населения, аварцами, цахурами, компактно проживают ингилойцы. Об этнической истории и процессе формирования ингилойцев в этой зоне Азербайджана существуют различные точки зрения. По мнению многих исследователей, данный регион относится к ареалу расселения албанских племен. Одними из потомков этих племен считаются современные ингилойцы, компактно проживающие в селах Белоканского, Закатальского и Кахского районов. Они говорят на одном из восточных диалектов грузинского языка. Часть из них исповедует ислам (жители сел Белоканского и Закатальского районов), а другая часть, живущая в Кахском районе, - христианство. Этноним "ингилой" производят от азербайджанских слов "ени"- новый и "йол"- путь. Такое название связывают с принятием в конце XVII-XVIII вв. грузиноязычным населением края ислама.

Известно, что после завоевания края Россией царская администрация проводила насильственную христианизацию региона. Но это не имело успеха. До 1834 г. христианство приняли всего лишь 32 ингилойца. Царским правительством было объявлено решение об освобождении принявших христианство от подати. В результате этих мер царизму удалось достичь известных результатов в деле христианизации населения Закатальского округа. Начиная с 1850 по 1856 гг. христианство приняли жители деревень Илисуйского участка: Ках, Алибегло, Караган, Котуклу и Мешабаш, а также часть жителей деревни Шотавар. В 1858 году христианство было принято обществами деревень Тасмало, Загям, Лала-Паша, Мирсая и Енгиан. Следует отметить, что очень скоро многие вернулись в ислам. Об этом свидетельствует нынешнее исламское вероисповедание жителей указанных выше сел.

В настоящее время часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, а часть грузинами, в зависимости от вероисповедания. При этом многовековое соседство ингилойцев и азербайджанцев во многом унифицировало их быт, многие черты культуры. Еще исследователи XIX в. отмечали, что хозяйство и быт этих двух народов, впрочем, как и других народов данного региона, во многом идентичны.

Если посмотреть официальные документы переписи, инглойцев и вовсе не существует. На самом же деле носителей ингилойского языка и этнического самосознания около 10 тыс. человек. Они населяют несколько крупных сел в указанном регионе. Дело в том, что, несмотря на несколько ослабленный режим переписи 1989 г., никто из ингилойцев не записался таковым. Большая часть, как уже указывалось, признают себя азербайджанцами, меньшая - грузинами.

Ингилойский фактор имеет определенное значение во взаимоотношениях между Азербайджаном и Грузией. В настоящий момент проблемы ингилойцев в Азербайджане и проблемы азербайджанцев в Грузии находят свое решение и не несут в себе реальной угрозы стабильным межэтническим контактам. Тем не менее потенциальные угрозы стабильности, связанные с ингилойским фактором, все еще продолжают сохраняться. Это - возможные притязания Грузии на азербайджанские земли, заселенные ингилойцами, использование "бесправного положения" ингилойцев в Азербайджане для дискриминации азербайджанского населения в Грузии, а также усиление грузинского влияния среди ингилойцев и рост в их среде антиазербайджанских настроений. Следует отметить, что во времена президентства в Грузии Звиада Гамсахурдиа эти угрозы начинали приобретать вполне реальные очертания.

Лезгины.
На северо-востоке Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказского хребта, живут лезгины - одна из крупных этнических общностей, населяющих страну. По данным переписи 1989 г., их насчитывалось 171 тыс. человек, и кроме Кусарского района, где лезгины составляют более 80% населения, они также расселены в Хачмазском, Губинском, Габалинском и некоторых других районах Азербайджана. Перепись 1999 г. показала увеличение лезгинского населения в Азербайджане.

Ранняя этническая история лезгин тесно связана с одним из древнейших государств на территории Азербайджана - Кавказской Албанией. Еще античные авторы писали о кавказоязычных племенах в северной части Азербайджана, среди которых упоминаются и леги, предположительно - далекие предки современных лезгин. Исторические исследования последнего времени локализуют основную этническую территорию легов на левобережье Самура, в современном южном Дагестане. Но на протяжении столетий происходило постепенное передвижение части лезгинских племен в южные, предгорные и прикаспийские зоны. Подобная тенденция сохранилась у лезгин вплоть до XX в. Важно отметить, что историческая судьба лезгинского народа тесно связана с Азербайджаном и азербайджанцами. Еще во времена арабских и персидских завоеваний, а также во времена относительно самостоятельного существования отдельных азербайджанских государственных образований лезгины входили в одну область с азербайджанцами и другими народами, ныне населяющими страну.

Лезгин и азербайджанцев связывали также взаимовыгодные хозяйственные связи. Такие азербайджанские города, как Губа, Шеки, Баку и другие, были местом, где лезгинские крестьяне и ремесленники сбывали свою продукцию. Но после русских завоевательных войн на Кавказе в XIX в. и присоединения Азербайджана и всего Кавказа к России между вновь образованными Бакинской губернией и Дагестанской областью была проведена граница по реке Самур (1860 г.). В результате этого разделенным оказался не только лезгинский народ, но и азербайджанцы, значительная часть которых проживала в Дербенте и прилегающих к нему районах. Эта граница была зафиксирована и после установления советской власти и после распада СССР.

Хозяйственная деятельность лезгин Азербайджана издревле носила земледельческо-скотоводческую направленность. На формирование особенностей их хозяйственного быта оказывало влияние как разнообразие природно-географических условий, так и хозяйственная деятельность и материальная культура азербайджанцев. Наряду с высоким уровнем развития скотоводства и земледелия лезгины достигли выдающегося мастерства в ремесленном производстве. Широкой известностью пользовались деревянные изделия, изготовлявшиеся лезгинами предгорной зоны. Наибольшую известность в этом отношении получили такие селения, как Гиль, Мирал, Юхары яраг и др.

Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин Азербайджана было ковроделие. В Кусарском районе было распространено изготовление сумахов (паласов) - безворсовых ковров с гладкой лицевой стороной и мохнатой изнанкой. При этом следует отметить, что в лезгинских коврах прослеживаются общеазербайджанские орнаментальные сюжеты, характеризующиеся либо растительными, либо геометрическими мотивами.

Лезгинский язык относится к дагестанской группе кавказских языков, на нем создана богатая духовная культура. Широко известны классики лезгинской литературы Етим Эмин и Сулейман Стальский. Творчество этих выдающихся поэтов и ашугов также является наглядной иллюстрацией тесных связей лезгинского и азербайджанского народов. Так, многие свои произведения они создали на азербайджанском языке.

В настоящее время в местах компактного проживания лезгин в Азербайджане на лезгинском языке ведется преподавание в начальных классах, издаются газеты, транслируются радиопередачи. С целью координации работ по развитию лезгинского языка и культуры в стране создан лезгинский национально-культурный центр "Самур". Вместе с тем состояние азербайджано-лезгинских отношений оказывает существенное воздействие на социально-этническую ситуацию в стране. В данном аспекте существуют определенные угрозы межэтнической стабильности в Азербайджане. Наиболее реальными угрозами представляются рост сепаратистских настроений среди азербайджанских лезгин под воздействием лезгинского национального движения в Дагестане и использование Россией "лезгинского фактора" в своей кавказской политике.

Аварцы.
Это - наиболее крупная, после азербайджанцев, этническая общность в Шеки-Закатальской зоне. По переписи 1989 г. численность аварцев достигала 44 тыс. человек. В основном этот этнос расселен в двух районах страны - Белоканском и Закатальском. В этих районах расположены крупные аварские села, имеющие богатую историю - Джар, Цилибан, Мацех и др. Основная часть аварского этноса расселена в Дагестане.

Нерешенным еще в научном плане остается вопрос о времени появления аварцев на данной территории. Как известно, аварцы и близкие к ним этнические группы расселены в западной части Дагестана. Одним из основных видов хозяйственной деятельности аварцев с древнейших времен было горное овцеводство. Поиск новых пастбищ и, следовательно, довольно подвижный образ жизни приводил к освоению новых сред обитания. Аварцы, зимние пастбища которых находились на южной стороне Главного Кавказского хребта, периодически перекочевывали на территорию современной Шеки-Закатальской зоны. Это обстоятельство, как и малоземелье, вынуждало аварцев переселяться в данный регион небольшими группами. Исторические сведения не дают возможности говорить о каком-либо одноразовом, массовом переселении аварцев. По всей видимости, постоянный исход аварских племен на данную территорию происходил на протяжении многих веков.

По преданию, первоначальным местом заселения аварцев в данном регионе была местность Голода. Располагалась она на горе Келан, на месте кочевки, где сохранились кладбище и фундаменты некоторых построек. Кстати, следует отметить, что аварцы в этой зоне долгое время были известны под названием "голодолал", что означало жители Голода.

Как бы там ни было, но окончательное утверждение аварцев в этой территории относится к началу XVI века. Именно в это время отдельные аварские общины стали объединяться в вольные общества, так называемые джамааты. К этому времени относится и образование самого крупного и могущественного из них - Джарского общества, по названию села Джар. К началу XVIII в. окончательно сложились шесть аварских джамаатов. В арабских и персидских источниках они именовались Джаро-Тала, а у самих аварцев - Голода. Сформировавшиеся Джаро-Белоканские джамааты являлись уникальной формой социально-политической организации общества, они являлись своеобразной федерацией вольных общин, которая управлялась советом старейшин и военачальниками. Джаро-Белоканские джамааты как военно-политические единицы просуществовали вплоть до русского завоевания в 1830 г.

Аварцы Закатальского и Белоканского районов говорят на анцухском наречии аварского языка, относящегося к дагестанской группе языков. Вместе с этим широко употребляется аварцами и азербайджанский язык. Недавно принято решение о преподавании аварского языка в начальных классах общеобразовательных школ, находящихся в районах компактного проживания аварцев. При этом в последнее время можно наблюдать некоторый рост аварского национализма, обусловленного тремя факторами:

- отставанием аварских альтернативных (теневых) экономических структур в соперничестве с азербайджанскими;

- влиянием аварских националистических сил, действующих в Дагестане;

- реакцией на рост азербайджанского тюркского национализма.

Все эти факторы носят в настоящее время достаточно скрытый характер и могут проявить себя в условиях резкой дестабилизации социально-политической ситуации в стране.

Цахуры.
Основная масса цахур расселена в Закатальском районе; здесь их 11,5 тыс. Всего в республике насчитывается 13 тыс. цахур. Небольшая группа цахурского населения проживает также и в Кахском районе. Наиболее крупными цахурскими селами являются Алибайрамлы, Гезпарак, Ени Сувагиль.

О появлении цахур на этой территории также существуют различные мнения. Несмотря на то, что имеются народные предания и исторические сведения, зафиксированные еще в XIX в. и свидетельствующие о переселении цахур с противоположного склона Большого Кавказского хребта, с территории нынешнего Дагестана, в исторической науке существует довольно убедительная гипотеза о генетической связи цахур с одним из албанских племен - джигбами. По всей видимости, данное обстоятельство свидетельствует о том, что в формировании всех без исключения этносов данного региона значительную роль сыграли албанские племена, ареал расселения которых включал не только современную территорию северного Азербайджана, но и территорию южного Дагестана. Тем не менее из исторических источников известно, что более 400 лет назад выходцы из селения Цахур, расположенного в одном из ущелий у Самурчая, перейдя на западные склоны Кавказского хребта, основали село Сарыбаш, поныне существующее и представляющее большую историко-архитектурную ценность. Позднее ареал расселения цахур увеличивался. Было образовано село Илису, ставшее впоследствии центром Илисуйского султаната, который находился в вассальной зависимости от Джаро-Белоканских джамаатов. Первоначально столицей этого султанства был Кахи, но впоследствии, для обеспечения безопасности своего султанства, правитель перенес свою резиденцию в с. Илису, где построил дворец, башни и укрепления, следы которых сохраняются и сейчас. Население этого султанства составляли не только цахуры, но и азербайджанцы и ингилойцы. Основу Илисуйского султанства составляли четыре вольных общества (джамаата) - Цахурское, Сувагильское, Карадулакское и Илисуйское. Данные общества состояли из тохумов - социально-родственных организаций с определенным укладом, аналогичным большинству дагестанских тохумов.

Цахуры издревле занимались отгонным скотоводством, а также земледелием в качестве подсобной хозяйственной деятельности. Длительное совместное проживание на общей территории обусловило тесные интеграционные связи между цахурами и азербайджанцами. Интеграция цахур в азербайджанский этнос достигла такого уровня, при котором уже сложно выделять специфические проблемы социально-этнического существования данной общности.

Таты, талыши, курды и представители так называемой шахдагской группы (хыналыгцы, будуги, крызы) образуют значительную группу этнических меньшинств. Указанные этнические общности компактно расселены на территории Азербайджана, они в основном заняты в сельском хозяйстве. Данное обстоятельство и определяет неразвитость социальной структуры этих этнических групп. Таты, талыши, курды и "шахдагцы" в значительной степени интегрированы в азербайджанский этнический массив.

Таты.
На северо-востоке Азербайджана находится ареал расселения татов. Язык татов относится к иранской группе индоевропейских языков и близок к фарси. По своему происхождению таты являются прямыми потомками ираноязычного населения, переселенного еще в IV веке Сасанидами в прикаспийские области Азербайджана. На территории Азербайджана таты в основном живут в Апшеронской зоне, в Хызы, Дивичинском, Губинском и некоторых других районах.

По утвердившемуся в науке мнению, происхождение слова "тат" не имеет этнического характера. Этим термином тюрки обозначали оседлое ираноязычное население Азербайджана. Об этом свидетельствует и самоназвание некоторых групп татского населения. Так, например, жители апшеронских селений Балаханы и Сураханы называют себя парсами, а жители селения Лагич в Исмаиллинском районе - лохудж. Следует отметить, что в прошлом веке сезонных работников из Южного Азербайджана скотоводы называли татами, хотя они являлись этническими тюрками.

В результате длительного исторического сосуществования татов и азербайджанцев возникло много общих черт в их хозяйстве, культуре и быту. В этом немалую роль играет азербайджанский язык, ставший с XIX века фактически вторым родным языком татского народа. Следует отметить, что широкое распространение азербайджанского языка значительно сузило сферу функционирования татского языка, который стал бытовым языком сельской местности. Значительные изменения произошли в этническом самосознании татов. Многие из них считают себя азербайджанцами и во многом утратили татский язык.

По данным переписи 1989 г. численность татов составила 10 тыс. человек. Необходимо подчеркнуть, что таты - этническая группа Азербайджана, которая в наибольшей степени подвержена ассимиляционным процессам. Это особенно характерно для городских татов. Все это затрудняет выявление реального числа татского этноса.

Курды.
На самом западе Азербайджана в горах Малого Кавказа живут курды. Их общая численность по последней переписи составила чуть более 12 тыс. человек. Подавляющее большинство курдов живет в Лачинском и Кельбаджарском районах. В результате армянской агрессии и оккупации этих районов, курды, также как и все остальное население этих районов, в настоящий момент временно расселены в других районах Азербайджана.

Крупными курдскими селами в указанных районах являются Агджакенд и Ленинкенд. Необходимо отметить довольно активные ассимиляционные процессы в среде курдского населения. Курдский язык относится к северо-западной ветви иранских языков. Среди курдов встречаются как мусульмане-сунниты, так и мусульмане-шииты. Кроме того, имеют широкое распространение различные секты (езиды, али-илахи и др.). Подавляющее большинство курдов Азербайджана - это мусульмане-шииты.

История расселения курдов на территории Северного Азербайджана до сих пор окончательно не выявлена. Известны случаи нападения огузских племен в XI в. на курдские кочевки в Ширване. Кроме того, есть сведения о том, что в XII в. в городе Бейлагане также имелась небольшая курдская община. Эти отрывочные сведения позволяют прийти к выводу о том, что отдельные группы курдов известны на территории Северного Азербайджана, начиная с XI в. По всей видимости, курды переселялись сюда постепенно, отдельными племенами и родами. Это переселение иногда принимало массовый характер. К примеру, есть предположение, что во время турецко-персидской войны 1589 г. курды находились в числе турецких войск и, как победители, остались в этих местах. А после русско-иранской войны 1826-1828 гг. из Персии переселилась племенная общность Зилан под предводительством Гусейн-хана. Значительная часть курдов переселилась на территорию Закавказья во второй половине XIX-начале XX вв. из Турецкого Курдистана. Таким образом, современное курдское население Азербайджана формировалось на протяжении длительного исторического времени.

Основным занятием курдов издревле является скотоводство, а также отчасти земледелие. Из традиционных народных ремесел и промыслов в настоящее время сохраняется ковроделие и выделка войлока.

Большое место в жизни курдов Азербайджана занимает азербайджанский язык, которым они пользуются как в общении с азербайджанцами, так и между собой. Курдский язык в настоящее время сохраняется только у части старшего поколения. Правда, следует отметить, что по этнографическим данным, курдское население было зафиксировано еще в XIX веке в Зангеланском и Джебраилском районах Азербайджана, где в последующем все население регистрировалось как азербайджанское (тюркское). В некоторых селах указанных районов население говорило на курдском языке вплоть до середины XIX в.

В последнее время в стране предпринимаются определенные шаги по сохранению и развитию курдского языка, духовной культуры курдского народа. Для этих целей при Фонде культуры Азербайджана создан курдский национально-культурный центр. Однако "курдский вопрос" продолжает оставаться существенным фактором этнополитической стабильности в стране. Здесь прежде всего следует отметить возможность использования этого вопроса для вовлечения азербайджанских курдов в деятельность Курдской рабочей партии, ведущей борьбу за создание курдского государства на территории Турции.

Талыши.
Данная этническая группа расселена на юго-восточной части Азербайджанской республики. Талыши живут в Ленкоранском, Астаринском и, отчасти, в Масаллинском и Лерикском районах. По данным переписи 1989 г., талышей в Азербайджане насчитывалось более 21 тыс.

В прошлом талыши, жившие в равнинах, занимались в основном рисоводством, а жители гор - скотоводством. Талыши глубоко интегрированы в азербайджанский этнос. Традиционная культура и быт талышей мало чем отличаются от культуры и быта азербайджанцев. Широкое распространение получило талышско-азербайджанское двуязычие, имеющее массовый характер. Вместе с тем, несмотря на широкое распространение азербайджанского языка, талышский язык не утратил своего функционального значения. Им широко пользуются в быту, на производстве. В настоящее время в зоне компактного расселения талышей введены уроки талышского языка в общеобразовательных школах. В Ленкорани организована трансляция радиопередач на талышском языке. Однако наблюдения последних лет свидетельствуют о существовании потенциальных угроз стабильности в этом регионе страны. Здесь в первую очередь следует отметить вероятность перерастания социально-групповых противоречий в этнические. Кроме того, не исключено усиление в данной зоне иранского влияния и использование Ираном, при определенных условиях, "талышского фактора" в своих интересах.

Шахдагская группа. На высокогорье, у восточной подошвы горы Шахдаг, на территории Кубинского района Азербайджана расселена группа этнических общностей, известная под названием "шахдагская". Этими малочисленными народами являются хыналыгцы, будуги и крызы - жители горных селений Будуг, Крыз и Хыналыг. Помимо названных селений, будуги проживают также и в селениях Дели Гая и Гюней Будуг, а крызы - в селениях Алик, Джек и Гапут Ергюдж. Эти селения, особенно Хыналыг, относятся к числу самых высокогорных и труднодоступных селений Кавказа. Сообщение между ними и другими районами Азербайджана осуществляется преимущественно в летнее время.

Языки шахдагской этнической группы относятся к кавказским языкам. Из них будугский и крызский близки между собой и находятся в генетическом родстве с лезгинским языком. Что касается хыналыгского, то он занимает особое место, хотя и относится к кавказским языкам. Кроме своего родного языка, эти народности говорят на азербайджанском языке.

Если исключить упоминание слова "хыналыг" арабским географом VIII века Якутом Хамави, то вплоть до начала XIX в. хыналыгцы нигде не упоминались.

Хыналыгский язык не имеет ни диалектов, ни говоров. Правда, в самом Хыналыге в ряде случаев различается произношение жителей верхней, средней и нижней частей села соответственно трем основным родам хыналыгцев. О большом влиянии азербайджанского языка и культуры на хыналыгцев свидетельствует значительное количество тюркизмов в хыналыгском языке, а также множество схожих элементов в традициях и обычаях.

Другой этнической общностью, входящей в шахдагскую группу, являются крызы. Об истории этого народа практически ничего не известно. Основное занятие крызов - скотоводство.

Такими же малоизученными в историческом и этнографическом отношении являются будуги. Язык, как, впрочем, и другие элементы культуры будугов, очень близок к крызскому.

Несмотря на то, что этнические общности, входящие в шахдагскую группу, являются в какой-то мере изолянтами, в их языках очень много лексических, фонетических заимствований из азербайджанского языка. Это свидетельствует о том, что этнокультурные контакты между "шахдагцами" и азербайджанцами имеют давнюю историю. Именно поэтому азербайджанский язык активно функционирует в среде хыналыгского, крызского и будугского народов. Кроме того, в быту, хозяйстве, так и в соционормативной культуре этнических общностей шахдагской группы наблюдается значительное влияние азербайджанской культурной традиции.

Не удобно читать красным наклонным, поэтому я отредактировал (Админ).

Отредактировано nuri (2006-11-11 10:49:03)

0

2

Спасибо за тему..Очень интересная

0

3

была тема еще одна про горских евреев..удалили((

Отредактировано nuri (2006-11-11 16:00:02)

0

4

Не удалили, а объединили с темой "таты" в Дагестане. Советую ознакомиться с правилами форума, которые находятся в разделе "вопросы работы форума и сайта".

Прошу без необходимости не использовать цвета и размер, это "засоряет эфир". Я понимаю, что девушкам часто трудно от этого отказаться, но всё же.

0

5

Не удалили, а объединили с темой "таты" в Дагестане. Советую ознакомиться с правилами форума, которые находятся в разделе "вопросы работы форума и сайта".

Прошу без необходимости не использовать цвета и размер, это "засоряет эфир". Я понимаю, что девушкам часто трудно от этого отказаться, но всё же.

Нури, думаю, что таты не только дагестанский, но и азербайджанский народ, так что mach-much открывала тему именно про наших, азери татов.

0

6

Нури, думаю, что таты не только дагестанский, но и азербайджанский народ,

Без сомнения. Просто тему посвящённую этому немногочисленному народу уже давно открыли в разделе "дагестан", и я считаю, что не имеет смысла её дробить, учитывая, что в правилах форума прописано, что не следует создавать темы, схожие по смыслу или повторяющие уже существующие.

0

7

Без сомнения. Просто тему посвящённую этому немногочисленному народу уже давно открыли в разделе "дагестан", и я считаю, что не имеет смысла её дробить, учитывая, что в правилах форума прописано, что не следует создавать темы, схожие по смыслу или повторяющие уже существующие.

Ну а если открыть тему "Азербайджанские таты"? Согласись, ведь как-то странно будет писать о татах Хачмаза и Губы в разделе "Дагестан".

0

8

Прицеденты есть. Но я всё же думаю, что для маленького этноса, каким являются таты, лучше писать в одном месте.

0

9

Прицеденты есть. Но я всё же думаю, что для маленького этноса, каким являются таты, лучше писать в одном месте.

Нури, решать тебе. Я просто высказал своё мнение и считаю это неправильным.

0

10

Ахеменидская империя персов просуществовала более двух веков и пала под ударами Александра Македонского в 30-х годах IV в. до н.э. Ко времени похода Александра Великого на Восток, Атропат был сатрапом Мидии и в битве при Гавгамелах (331 г. до н.э.) был на стороне персидского царя Дария III против Александра Македонского. После крушения Ахеменидской империи и победы Александра Македонского, Атропат перешел на его сторону и получил в управление свою прежнюю сатрапию - Малую (северную) Мидию, или Атропатийскую Мидию. С началом раздела империи Александра Македонского после его смерти, Атропат стал царем Атропатены (греческое), или Атурпатакана (персидское), впоследствии Азербийджана (арабское) - что означало "страна, хранительница огня". Границы Атропатены на севере доходили до реки Аракс. Независимая Атропатена просуществовала пять столетий до начала III века н.э., пока не была сломлена Сасанидским Ираном. Общая атропатенская народность говорила на языке, как полагают, близком к талышскому.

Кавказскую Албанию составляли в основном земли современного Азербайджана. Албания упоминается и описывается в трудах римско-византийских историков - Апполония Родосского, Дионисия, Страбона, Плутарха, Клавдия Птолемея. Албаны занимались животноводством, охотой и рыболовством, ткачеством, обработкой металла и другими ремеслами. Столицей Албании была Кабала. Уникальные творения албанских мастеров свидетельствуют о высоком развитии Албании. Находки близ села Нидж Габалинского района, в других местах, заставили говорить о Ялойлутепинской культуре. Великолепная керамика, орудия труда и украшения (IV в. до н.э. - III в. н.э.) представлены в МИА. Большое развитие получило денежное обращение. Пользовались привозными (селевкидскими, парфянскими, греко-бактрийскими, римскими, армянскими и др.) и многочисленными местными монетами. Здесь начали чеканить монеты - подражания монетам Александра Македонского (первая половина III в. до н.э.). В быту широко применяли печати (привозные и местные).

В 1 веке до н.э. римляне вторглись в Закавказье, в 66 г. до н.э. Помпей овладел Арменией, затем пошел к Каспийскому морю, но сопротивление албанов заставило его отступить. В Гобустане есть надпись о пребывании римского легиона.

В начале нашей эры Албания занимала территорию от Дербентского прохода на севере до Муганской степи на юге. Для укрепления власти правители Албании распространяли христианство. Было воздвигнуто немало прекрасных храмовых сооружений. В начале V века был разработан албанский алфавит, возникла письменность. Борьба между Византией и Сасанидским Ираном в Закавказье закончилась в 387 г. заключением мира, по которому Албания перешла к сасанидам. Около трех веков Албания находилась под их гнетом. Население платило тяжелую поземельную и подушную подать. Вспыхивали восстания: албанского царя Ваче в 459 г., восстание маздакитов в конце V - начале VI вв.

Еще в III веке вторгшиеся в Албанию кочевники (гунны) дошли до Атропатены. Для защиты от кочевников на северной границе Албании сасаниды возвели укрепления (Дербентские ворота V-VI вв. н.э., а от главного Кавказского хребта до Каспийского моря - стену длиной 40 км и 18-20 м в высоту). В течение IV - первой половины VII века тюркоязычные племена (гунны, хазары и др.) вели войны в Албании, а часть этих племен оседала здесь. В результате набегов кочевников Албания потеряла часть северных земель, и столицу перенесли в VI веке из Кабалы в Барду. Длительное пребывание Албании и Атропатены в составе Сасанидского Ирана создало условия для хозяйственного и культурного сближения обеих частей Азербайджана. Росли города - Кабала, Барда, Шеки, Шемаха, Шабран, Тебриз, Газак. Тюрки и хазары вторжениями ослабили мощь сасанидов, которые и так вели длительные войны с Византией. В Албании начинает усиливаться область Гирдыман, которой правила династия мехранидов. Мехраниды захватили Барду и перенесли сюда свою резиденцию. Образовалось Гирдыманское государство с правителем Джеванширом (638-670 гг.)

Во второй половине VII века - первой половине IX века Азербайджан находился под властью Арабского Халифата.

Арабский Халифат последователей основателя ислама Мухаммеда нанес поражение византийцам, в 637 г. разбил иранские войска и овладел столицей Сасанидов (г. Ктесифон). Сасанидский царь Йездигерд III направил к Ктесифону 80-тысячную армию из Атропатены под командованием Рустама с участием воинов из Албании во главе с Джеванширом. Однако, в результате поражения, Рустам погиб, а Джеваншир возвратился в Албанию.

Арабы в 642 г. разгромили иранцев и этим положили конец Сасанидскому государству. В том же году арабы напали на Арран, заняли Нахчыванскую область. Атропатена (у арабов - Азербайджан) была завоевана арабами, они двинулись к Баб-аль-Абвабу (Дербенту), Шеки, прошли к Байлакану, заняли Барду, Шамкир, Кабалу, обложили податями многие области и города. Барда стала резиденцией халифских наместников в Азербайджане. В 705 году был положен конец государству Кавказская Албания. Ислам стал основной религией Азербайджана. Стала создаваться новая культура, новые традиции. Идолопоклонству и огнепоклонству никакого примирения не допускалось, хотя с христианами арабы мирились. Арабский язык вводится как официальный государственный язык, становится языком науки, философии и литературы. На землях Аррана и Азербайджана оседают арабские переселенцы. Вскоре начинаются длительные войны между арабами и хазарами, Азербайджан становится главной ареной этих войн со всеми их опустошительными и истребительными последствиями, страданиями мирного населения. В 735 г. арабский полководец Мерван возглавил поход арабов в страну хазар, разгромил их дотла, захватил многие города, в том числе новую столицу ал-Бейда. В результате хазары приняли ислам. Почти полтора столетия до конца VIII века территория Азербайджана являлась ареной арабо-хазарских войн.

Восстание носивших красные одежды хуррамитов в начале IX века за освобождение из-под гнета арабских и местных феодалов, возглавленное сначала Джавиданом, а затем легендарным Бабеком, сильно ослабило халифат. Образовались независимые от халифата государства - ширваншахов Мазьядидов, Саларидов, Саджидов, Шедаддидов, Раввадидов. Эти государства вели частые междоусобные войны.

Во второй четверти XI в. тюркоязычные племена начали проникать на территорию Азербайджана из Средней Азии через Иран с юго-востока. Первыми среди них были тюрки-сельджуки (огузы). Огузы-сельджуки в XI в. овладели Закавказьем, разбили византийцев и создали империю от Средней Азии до Малой Азии, которой правили султаны.

Султан Масуд (1133-1152 гг.) при своем дворе имел купленного раба-кипчака (половца) Ильдегиза - человека, одаренного и умом, и военным талантом. Масуд выдал за него свою овдовевшую невестку, жену покойного брата, а в 40-х годах XII века послал Ильдегиза управлять Азербайджаном и Арраном. Эта область сделалась уделом самого Ильдегиза до 1175 г., потом уделом его детей и внуков. Султан же стал здесь лицом, лишь формально исполнявшим роль главы государства. Ильдегиз, в частности, разбил грузин и прекратил их попытки прорваться на юг и к Каспию. Государство атабеков-ильдегизидов способствовало "ренессансу"азербайджанской культуры. Прославил себя зодчий XII века Аджеми Нахчывани. В 1175 г. умерла жена Ильдегиза Момине-Хатун, а через месяц и сам Ильдегиз. Аджеми создал мавзолей Момине-Хатун - шедевр нахчыванской архитектурной школы. Атабеками были также сын Ильдегиза Джахан Пехлеван, братья Джахана - Кызыл-Арслан, Абу Бекр и Узбек (1210-1225 гг.). Государство ильдегизидов просуществовало до татаро-монгольского нашествия.

Еще осенью 1220 года монголы вторглись в пределы Ирана и Азербайджана, дошли до Тебриза, а затем в 1221 г. овладели Марагой, Ардебилем, Байлаканом, Шемахой, дошли до Гянджи и Дербента. Вторжение сопровождалось страшными последствиями, разорениями, пожарами, гибелью жителей. В 1227-1228 гг. состоялся второй поход монголов на юго-запад, и в 1235-1236 гг. войско Джормагуна прошло через Гянджу, Шамкур, Тавуз. В 1258 г. Хулагу-хан занял Багдад и положил конец Багдадскому Халифату. Государство Хулагуидов (Ильханов) просуществовало сто лет (1256-1355 гг.).

Еще при Аргун-хане Хулагуиде (1284-1291 гг.) из Средней Азии в Иран пришли тюркоязычные племена кара- и ак-коюнлу, получившие свое название от черного и белого барана, изображенного на их знаменах. После смерти Тимура (Тамерлана) эти племена вновь оказались в Азербайджане и, одержав победу над тимуридами, положили начало сменявшим друг друга государствам Кара-Коюнлу (1410-1468 гг., столица Тебриз) и Ак-Коюнлу (1468-1500 гг.)

Основателем государства Сефевидов был шах Исмаил Сефеви (род. 1487, правление 1501-1524 гг.). Опираясь на тюркоязычные кочевые племена кызылбашей, осенью 1500 г. Исмаил занял Шемаху, подступил к Баку. В начале весны 1501 г. путем подкопа кызылбашам удалось проникнуть в Бакинскую крепость. Овладев городом Баку, Исмаил двинулся в Нахчыван, разбил силы Альвенда Ак-Коюнлу, получив в руки весь Южный Азербайджан с Нахчыванским краем и Карабахом. В 1503 г. Исмаил победил в битве близ Хамадана и положил конец государству Ак-Коюнлу. За несколько лет он завладел не только Азербайджаном, но и Ираком (1508 г.) и Хорасаном. За 14 лет Исмаил завоевал 14 провинций. В 1524 г. после кончины Исмаила к власти пришел его 10-летний сын Тахмасп (1524-1576 гг.). В 1551 г. Тахмасп включил Шеки в состав Сефевидского государства. К середине XVI века все земли Азербайджана впервые были объединены в составе единой державы азербайджанского государства Сефевидов.

После смерти Тахмаспа во главе государства стал один из его 9 сыновей - Мухаммед Худадбенде (1577-1587 гг.), но правила в государстве его жена Махди Улья, дочь правителя иранской провинции Мазендеран. Она отстраняла от государственных дел азербайджанских (тюрко-кызылбашских) эмиров. Эмиры убили Махди Улья, мать будущего шаха Аббаса I (1587-1629 гг.). Вступив на престол, шах Аббас I в отместку за убийство матери велел перебить предводителей кызылбашских племен, перенес столицу в Исфахан (1598 г.), вследствие чего Сефевидское государство переродилось в Иранское государство. На западе Сефевидского государства шли длительные войны между Сефевидами и турками-османами (1514-1639 гг.). Дважды - в 1534-1536 гг. и в 1578-1601 гг. почти весь Азербайджан был оккупирован войсками Турции, истребившими много народа и многих переселившими во внутренние области Ирана. Были опустошены Тебриз, Хой, Салмас и Урмия, города, которые покинуло большинство жителей.

Шах Аббас I в 1605 г. переселил жителей Нахчывани в Южный Азербайджан, а жителей Джульфы - в Исфахан. На пути от Салмаса до Тебриза было выжжено все. В 1607 г. Шах Аббас I превратил в руины Шемаху, выселил много народу из Гянджи и Ардебиля. В ходе войны Сефевидского Ирана с султанской Турцией в 1616-1639 гг. разрушались азербайджанские города. В 30-х годах XVII века турки разорили Нахчыван. В начале XVII века возникают мощные антифеодальные выступления крестьян ("джелали"). Среди имен 23 вождей отрядов упоминается и Кероглы (Ровшан), герой народного эпоса XVII века. В 1638 г. был заключен мир между Ираном и Турцией, который продлился 80 лет до 1723 г. Весь XVII век Азербайджан оставался под властью Ирана. С конца XVII века начался упадок экономики Ирана, и власть над окраинами начинает слабеть. В начале XVIII века образуется Кубинское ханство. В 1722 г. русский царь Петр I взял Дербент, а в 1723 г. генерал Матюшкин взял Баку, разрушив строения Дворца Ширваншахов, и в Петербурге посол Ирана подписал договор о передаче России прикаспийских земель Азербайджана и Ирана. По договору Турции и России (Стамбульский мир, 1724 г.) Азербайджан, кроме прикаспийских земель, отошел к Турции. Борьбу Ирана с Турцией возобновил полководец Надир. Он изгнал из Ирана афганцев, а из ряда городов и турок. Отбив в 1734 году у турок Гянджу, Надир подписал с Россией договор, по которому русские отдавали Ирану прикаспийские земли. В 1736 году Надир провозгласил себя шахом. Он обложил Азербайджан тяжелыми налогами и повинностями. Вспыхивают восстания против иранского гнета. Наиболее успешным было восстание в Шеки (1743-1744 гг.). Надир-шах не смог взять крепость "Гелесен-гересен" ("Придешь - увидишь"). В мае 1747 Надир-шах был убит заговорщиками, и его государство стало распадаться. Образуются независимые азербайджанские ханства. На севере выделялось Кубинское ханство во главе с Фатали-ханом, на северо-западе - Шекинское ханство, в горах Малого Кавказа - Карабахское ханство, где визирем был мудрый поэт Вагиф. В середине 90-х годов XVIII века иранский хан Каждар, захватив южную часть Азербайджана и провинции Ирана, в 1795 г. разорил Талышское, Нахчыванское и Эриванское ханство, вторгся в Карабах. Россия также вторгается в Закавказье.

Война России с Ираном в 1804-1813 гг. закончилась подписаниемГюлистанского договора, по которому к России отошли многие ханства северного Азербайджана. Повторная стычка 1826-1828 гг. завершилась Туркманчайским договором, разделившим Азербайджан на две части между Ираном и Россией. Россия начала привносить капитализм в Азербайджан. В 1848 г. на Биби-Эйбате была пробуренапервая в мире нефтяная скважина. В 1859 г. Шемахинская губерния переименовывается в Бакинскую, и Баку возводится в ранг губернского города. Конец XIX века в Азербайджане проходит под знаком бурного развития Баку и Апшерона. В Сураханах строится первый нефтеперегонный завод (1859 г.), а в 1863 г. - первый в мире керосиновый завод. В 1868 г. открывается телеграфное сообщение между Баку и Тифлисом. В 70-е гг. XIX века в Баку открываются азербайджанский национальный театр, реальное и нефтяное училища. В 1883 г. проводится железная дорога Баку-Тифлис, а в 1892 г. начинает функционировать городской транспорт - конка. Баку стремительно разрастается. В 1894 г. Нариманов основал первую азербайджанскую библиотеку-читальню. Видный меценат Г.-З. Тагиев строит в Баку первое на Востоке женское училище, текстильную фабрику. В 1897 г. начинается строительство нефтепровода Баку-Батуми.

В начале века продолжается бурный рост Баку. Г.-З. Тагиев проводит первую линию бакинского водопровода из с. Шоллар (1911). Строится цементный завод. Баку превращается в мировой центр нефтедобычи - дает 50% мировой нефти и 95% нефти России. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России создает условия для развития национально-освободительных движений на окраинах. 28 мая 1918 года провозглашается Независимая Азербайджанская Республика, просуществовавшая 23 месяца, до ввода войск XI Красной Армии в Баку и установления 28 апреля Советской власти в Азербайджане. В декабре 1922 г. социалистический Азербайджан становится частью СССР. Продолжается освоение нефтяных запасов Азербайджана. В 1923 г. на месте искусственной насыпной гавани образуется первый в мире морской нефтепромысел. В Баку пускают трамвай (1924), первую в СССР электрическую железную дорогу на Апшероне (1926). В 1941-1945 гг. азербайджанский народ вместе с другими народами СССР отражает агрессию фашистской Германии.

0

11

Неугасимый, бьющий из-под земли, он вызывал у людей чувство преклонения. Его обожествляли, строили святилища. Одно из таких мест - храм "Атешгях", что означает "Дом огня", "Место огня".

Храм огня Атешгях расположен в 30 километрах от центра Баку, на юго-восточной окраине селения Сураханы Апшеронского полуострова. Нынешний Атешгях построен в XVII-XVIII веках на месте «вечных», неугасимых огней - горящих выходов естественного газа. Он сооружен проживавшей в Баку индусской общиной, большинство членов которой происходило из Северной Индии и относилось к касте сикхов.

С очень отдаленных времен Баку отмечался в источниках как местность, где горели неугасимые огни. В Сураханы было святилище зороастрийцев- огнепоклонников, которые приезжали сюда на поклонение священному огню. Предполагается, что это первое святилище относится к началу нашей эры. После завоевания арабами Азербайджана и Баку и принятия жителями ислама храм огня зороастрийцев был разрушен. Многие зороастрийцы, не приняв ислам, вынуждены были уйти в Индию. Дальнейшая история огнепоклонничества продолжается именно там. Сменилось много поколений, прежде чем торговля и Шелковый путь не связали огнепоклонников вновь со святилищем в Сураханах. Поклонение огню в Сураханы возобновилось после XV века в виду развития экономических и культурных связей с Индией. В XVII веке источники отмечают паломников индусов, прибывших в Баку на поклонение огню.

На месте древнего святилища огнепоклонников- зороастрийцев богатые индийские купцы начали сооружать постройки. Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним относится центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году. В течении XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, каравансарай. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма – даванагари и гумруки.

Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашеной извести - до омертвления отдельных частей тела. Они не трудились, жили за счет пожертвований индийских купцов. Отшельники верили, что душа человека после смерти перерождается и возвращается вновь на Землю. А в каком обличье - знатного человека или какого-нибудь животного - зависит от кармы - суммы добрых и злых дел.

В начале XIX века храм уже имел тот вид в котором он дошел до нас. Выстроенный в местных архитектурных традициях, Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. Это пятиугольное в плане сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре внутреннего двора возвышается четырехугольная ротонда главного храма-алтаря. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната – «балахане». Близ храма-святилища находится четырехугольная яма, теперь совершенно заваленная камнями, где прежде сжигали тела мертвых индусов на священном огне.

В середине XIX века, в связи со смещением земли, выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года, когда последний индус, оставшись один, уехал в Индию.

В 1975 году, после проведенных реставрационных работ, Атешгях был открыт для посещения.
http://www.window2baku.com/ateshqeh.htm

0

12

История Баку уходит в глубокую древность, хотя точная дата его возникновения до сих пор не известна. Территория Апшеронского полуострова, на котором расположен город, имеет выгодное географическое положение, удобную бухту, теплый, сухой климат, плодородную почву, природные ископаемые, поэтому возникновение древних поселений здесь вполне закономерно. На юго-западе от современного Баку у Каспийского моря находится район Гобустан. Здесь на огромных просторах паслись многочисленные стада животных, изображения которых зафиксированы на скалах окрестных гор. В рисунках, датированных от 8 тысячелетия, нашли отражение разные сцены охоты, обрядовые и ритуальные процессы живших здесь древних людей.

Примечательна латинская надпись 80-90-х годов нашей эры, найденная у подножья горы Беюкдаша в Гобустане, которая гласит: "Время императора Домициана Цезаря Августа Германика, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного". О пребывании римских войск на Апшероне в I веке возможно говорит и название селения Рамана или Романа в окрестностях Баку. Дислокация римских войск в Гобустане указывает на наличие вблизи крупного населенного пункта или города, которым мог быть в это время Баку и куда, вероятно, направлялись римские войска.

Археологические раскопки, проведенные в самом Баку и его окрестностях, доказывают существование здесь поселений до нашей эры.  О древнем происхождении города говорят также архаические дозороастриийские захоронения, найденные в 1888 году при рытье котлована под фундамент бывшего собора Александра Невского, на месте старого мусульманского кладбища. В котловане были обнаружены древние погребения в виде каменных ящиков в несколько рядов один над другим и могила в виде большого тендира, в котором находилось шесть-семь человеческих скелетов в полусидячем положении. Перед скелетами были небольшие, неправильной формы глиняные чаши. Это была родовая могила, дошедшая из глубины веков со времен родоплеменной организации общества.

Баку, его нефть, «горящая земля» уже издревле были известны далеко за его пределами. В письменных  источниках средневековья, касающихся Баку, неизменно упоминаются находящиеся в его окрестностях "вечные огни". Одним из первых сообщает о них в начале V века византийский Приск Панийский, который описывая города Кавказкой Албании, упоминал местность, где "пламя поднимается из подводной скалы". Арабский историк ал-Балазури также сообщает в 754 году о нефти и соли Ширвана. В связи с распространением ислама в регионе начиная с IX века Баку упоминается в письменных источниках арабских географов и историков как небольшой, но развитый феодальный город. И неизменно, что в Баку – источники белой и темно-серой нефти. За нефтью сюда прибывали караваны со всего Ближнего Востока. В Баку приезжали славянские, хазарские, византийские, китайские, иракские, сирийские, кенийские, венецианские, иранские, индийские купцы. Находящийся на пересечении торговых путей Баку всегда был в центре внимания иностранных захватчиков, борющихся за влияние в регионе.

Во второй половине IX века ослабление Аббасийского халифата и усиление тенденции удаления от центральной власти в подчиненных Халифату странах привело к созданию ряда независимых государств. Одним из таких государств было государство Ширваншахов. Средневековый Баку, наряду с Шемахой, превратился в один из основных городов Ширвана. Свое подлинное развитие город начал с XI века, когда государство Ширваншахов постепенно оказалось в центре событий этого региона. Именно в это время Баку впервые стал обноситься крепостными стенами. Об этом свидетельствует найденная во время реставрации стен каменная надпись, которая гласит, что стены воздвигнуты во время ширваншаха Манучехра II (1120-1160). 

Дальнейшее развитие государство Ширваншахов получило во время правления сына Манучехра II Ахситана I. Он успешно отражал атаки сельджуков и кочевых кыпчаков. При нем в бакинском порту был создан мощный флот. Так в 1175 году ему удалось отразить нападение русских, атаковавших окрестности Баку на 73 судах. В 1191 году ширваншах Ахситан I перенес свою резиденцию из Шемахи в Баку. Баку впервые стал главным городом Ширваншахов.

В связи с укреплением Ширваншахов на территории Апшеронского полуострова велось большое строительство. Многие замки и минареты, медресэ и башни, караван-сараи и бани, овданы, мечети и жилые дома построены в эти времена. Наиболее ранним из сохранившихся до наших дней сооружений этого времени является мечеть Мухаммеда, возведенная в бакинской крепости в 1078-1079 годах. Среди сооружений того периода башни и замки занимают особое место - они служили надежным оплотом феодалам в междоусобной борьбе, а также местом убежища и защиты во время нападений. Большое внимание было уделено укреплению крепостных стен и бакинской крепости. Для защиты Баку со стороны моря в 1232-35 годах в бакинской бухте была построена крепость - ныне оставшийся под водой Сабаиловский замок.

В XIII веке вся страна оказалась под монгольским игом. В 1230-х годах после длительной осады Баку также сдался монголам. Город был беспощадно разрушен и разграблен «в наказание» за сопротивление. Добыча нефти и торговля пришли в упадок. Местные правители пытались возродить городскую жизнь. Об этом, в частности, свидетельствует указ султана Мухаммеда Олджайту (1304-16), высеченный на стене Джума-мечети в старой крепости. Указом были ликвидированы некоторые налоги, чтобы стимулировать торговлю и восстановить экономику.

В начале XIV века торговля, в частности морская, вновь оживилась. К бакинскому порту прибывали корабли итальянских купцов из Генуи и Венеции. Баку торговал с Золотой Ордой, Московским княжеством, Европейскими странами. Отсюда вывозились нефть, ковры, другие товары.  Товары вывозились также в Астрахань, Среднюю Азию. Во второй половине XIV века в связи с возросшей экономической и политической ролью Баку, Каспийское море часто называли Бакинским. В частности так оно указано в одном атласе 1375 года. Сохранившиеся в Бакинской крепости архитектурные памятники – Бухарский караван-сарай (XIV век), караван-сарай Мултани (XV век) и другие – свидетельствуют о широких связях Баку со Средней Азией и Индией.

В следствии возвышения экономического и политического значения Баку в XV веке, ширваншах Халилуллах I (1417-62) сменил резиденцию Ширваншахов с Шемахи на Баку. В городе развернулось большое строительство. В это время был построен комплекс дворца Ширваншахов - крупнейший памятник ширвано-апшеронской ветви азербайджанского зодчества. Развивалась торговля, искусство, ремесло. Были установлены дипломатические связи с Московским княжеством.

В 1501 году шах Исмаил Хатаи из династии Сефевидов вторгся в Ширван и осадил Баку.  Город в это время был окружен линиями мощных стен, которые с одной стороны ограждались морем, а со стороны суши были защищены широким рвом. Осажденные бакинцы мужественно боролись, полагаясь на неприступность своих укреплений. В отсутствии правителя города Гази-бека обороной Баку руководила его жена. Она приказала казнить посланцев шаха Исмаила, явившихся к ней с предложением сложить оружие. Видя нежелание осажденных сдаться, Исмаил приказал сделать подкоп и взорвать большой камень в стене. Жители продержались еще три дня, но затем оборона крепости была сломлена сефевидскими войсками, которые истребили много жителей. Видя, что дальнейшее сопротивление бесполезно, 70 человек знатных бакинцев с Кораном в руках, с мечами на шее и саванами на спине явились к Исмаилу и объявили о своей покорности ему. Исмаил немедленно занял крепость. Много золота и драгоценностей было вывезено из захваченной казны Ширваншахов. Хотя этот поход шаха Исмаила на Ширван и нанес сильный удар по государству Ширваншахов, оно продолжало существовать еще до 1538 года. В 1538 году Сефевидский правитель шах Тахмасиб положил конец правлению Ширваншахов и присоединил весь Ширван, включая в Баку, в состав государства Сефевидов.

http://www.window2baku.com/001history_1.htm

0

13

К СОЖАЛЕНИЮ Я НЕ МОГУ ПРИКРЕПЛЯТЬ ФОТКИ ТУТА(((((

0

14

Две темы об истории и этнографии Азербайджана соединены в одну.

0

15

Ингилойцы.
На западных склонах Большого Кавказского хребта, что в северо-западной части Азербайджана, расположена очень интересная в этнографическом плане Шеки-Закатальская зона, где наряду с азербайджанцами, составляющими подавляющее большинство населения, аварцами, цахурами, компактно проживают ингилойцы. Об этнической истории и процессе формирования ингилойцев в этой зоне Азербайджана существуют различные точки зрения. По мнению многих исследователей, данный регион относится к ареалу расселения албанских племен. Одними из потомков этих племен считаются современные ингилойцы, компактно проживающие в селах Белоканского, Закатальского и Кахского районов. Они говорят на одном из восточных диалектов грузинского языка. Часть из них исповедует ислам (жители сел Белоканского и Закатальского районов), а другая часть, живущая в Кахском районе, - христианство. Этноним "ингилой" производят от азербайджанских слов "ени"- новый и "йол"- путь. Такое название связывают с принятием в конце XVII-XVIII вв. грузиноязычным населением края ислама.

Известно, что после завоевания края Россией царская администрация проводила насильственную христианизацию региона. Но это не имело успеха. До 1834 г. христианство приняли всего лишь 32 ингилойца. Царским правительством было объявлено решение об освобождении принявших христианство от подати. В результате этих мер царизму удалось достичь известных результатов в деле христианизации населения Закатальского округа. Начиная с 1850 по 1856 гг. христианство приняли жители деревень Илисуйского участка: Ках, Алибегло, Караган, Котуклу и Мешабаш, а также часть жителей деревни Шотавар. В 1858 году христианство было принято обществами деревень Тасмало, Загям, Лала-Паша, Мирсая и Енгиан. Следует отметить, что очень скоро многие вернулись в ислам. Об этом свидетельствует нынешнее исламское вероисповедание жителей указанных выше сел.

В настоящее время часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, а часть грузинами, в зависимости от вероисповедания. При этом многовековое соседство ингилойцев и азербайджанцев во многом унифицировало их быт, многие черты культуры. Еще исследователи XIX в. отмечали, что хозяйство и быт этих двух народов, впрочем, как и других народов данного региона, во многом идентичны.

Если посмотреть официальные документы переписи, инглойцев и вовсе не существует. На самом же деле носителей ингилойского языка и этнического самосознания около 10 тыс. человек. Они населяют несколько крупных сел в указанном регионе. Дело в том, что, несмотря на несколько ослабленный режим переписи 1989 г., никто из ингилойцев не записался таковым. Большая часть, как уже указывалось, признают себя азербайджанцами, меньшая - грузинами.

Ингилойский фактор имеет определенное значение во взаимоотношениях между Азербайджаном и Грузией. В настоящий момент проблемы ингилойцев в Азербайджане и проблемы азербайджанцев в Грузии находят свое решение и не несут в себе реальной угрозы стабильным межэтническим контактам. Тем не менее потенциальные угрозы стабильности, связанные с ингилойским фактором, все еще продолжают сохраняться. Это - возможные притязания Грузии на азербайджанские земли, заселенные ингилойцами, использование "бесправного положения" ингилойцев в Азербайджане для дискриминации азербайджанского населения в Грузии, а также усиление грузинского влияния среди ингилойцев и рост в их среде антиазербайджанских настроений. Следует отметить, что во времена президентства в Грузии Звиада Гамсахурдиа эти угрозы начинали приобретать вполне реальные очертания.

Почему идет такое подробное описание христианизации ингилойцев Россией, тогда как об обстоятельствах принятия ими мусульманства всего "два-три слова вскользь"? Если отмечается факт использования русскими властями налоговых рычагов, то по справедливости нужно упомянуть и почти аналогичные методы которыми пользовались сефевидские шахи и османские султаны в деле насаждения мусульманства. Та же непосильная подать, под названием "Харадж" кажется, взимаемая с  христианского населения, могла послужить толчком к массовому переходу ингилойцев в мусульманство. Ведь ингилойцы, в прошлом, неразрывная часть кахетинцев, чудом выживших и сумевших остаться на своих землях, после страшных нашествий в Восточную Грузию полчищ шаха Аббаса, в следствии которых последовало заселение, в частности опустевших кахетинских земель, тюркскими племенами и аварцами - тогдашними старательными исполнителями шахской политики в регионе.
Опять неодностандартный подход, где соседствуют "бесправное положение" ингилойцев в Азербайджане, написанное в ковычках и дискриманация азербайджанцев в Грузии без ковычек. И что означает это "усиление грузинского влияния" и "антиазербайджанские настроения"? Сам авторет признает ингилойцев за носителей одного из восточногрузинских диалектов, что указывает на их грузинское происхождение. И неужели, контакты ингилойцев, культурного характера, со своими соотечественниками в Грузии, могут восприниматься как попытки создания антиазербайджанских настроений в среде их проживания - это восприятие абсурдно.
Гамсахурдия тут не при чем. Когда марнеульские азербайджанцы, сколотив патрульные бригады вооруженные охотничьими ружьями, учинили антигрузинские погромы в мае 1989 года, а потом, в июне того же года, начали устраивать митинги с требованием отсоединения территории зоны компактного проживания азербайжанцев в Грузии - когда это все произошло, тогда Гамсахурдия у власти еще не был.
Кстати, бурные события того, 89-го, года, наглядно показали у кого какие были (и даже остались по сей день) притязания, на как раз таки грузинские земли: и российские притязания в "абхазском" (март, июль) и "осетинском" (май, ноябрь) направлениях; и армянские (август) в "ахалкалакском"; и азербайджанские в "марнеульском".

0

16

Вы обратили внимание - второй по численности (после кавказских татар) этнос - талыши упоминаются в последнюю очередь(!!!)
В настоящее время все учебники Азербайджана переписаны, и в них упоминается только появившийся в этих краях после XI века этнос -азербайджанские тюрки(кавказские татары, адербейжанские татары и т.д.)
Раскопки ведутся по всему Азербайджану с целью найти свидетельства автохтонности этого этноса... Однако их нет и не может быть!
Правдивая древняя история Азербайджана содержится в книгах:
Дъяконов И.М. История Мидии, М-Л, 1956
Алиев И. История Мидии, Баку, 1956
Алиев И. Очерк истории Атропатены, Баку, 1989

0

17

слыш мерд ты во многих сайтах апорочиш азербайджанцев----прошу если есть у тя доказательство то сперва приведи доказательство своих домыслов

0

18

Ингилойцы.
На западных склонах Большого Кавказского хребта, что в северо-западной части Азербайджана, расположена очень интересная в этнографическом плане Шеки-Закатальская зона, где наряду с азербайджанцами, составляющими подавляющее большинство населения, аварцами, цахурами, компактно проживают ингилойцы. Об этнической истории и процессе формирования ингилойцев в этой зоне Азербайджана существуют различные точки зрения. По мнению многих исследователей, данный регион относится к ареалу расселения албанских племен. Одними из потомков этих племен считаются современные ингилойцы, компактно проживающие в селах Белоканского, Закатальского и Кахского районов. Они говорят на одном из восточных диалектов грузинского языка. Часть из них исповедует ислам (жители сел Белоканского и Закатальского районов), а другая часть, живущая в Кахском районе, - христианство. Этноним "ингилой" производят от азербайджанских слов "ени"- новый и "йол"- путь. Такое название связывают с принятием в конце XVII-XVIII вв. грузиноязычным населением края ислама.

Известно, что после завоевания края Россией царская администрация проводила насильственную христианизацию региона. Но это не имело успеха. До 1834 г. христианство приняли всего лишь 32 ингилойца. Царским правительством было объявлено решение об освобождении принявших христианство от подати. В результате этих мер царизму удалось достичь известных результатов в деле христианизации населения Закатальского округа. Начиная с 1850 по 1856 гг. христианство приняли жители деревень Илисуйского участка: Ках, Алибегло, Караган, Котуклу и Мешабаш, а также часть жителей деревни Шотавар. В 1858 году христианство было принято обществами деревень Тасмало, Загям, Лала-Паша, Мирсая и Енгиан. Следует отметить, что очень скоро многие вернулись в ислам. Об этом свидетельствует нынешнее исламское вероисповедание жителей указанных выше сел.

В настоящее время часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, а часть грузинами, в зависимости от вероисповедания. При этом многовековое соседство ингилойцев и азербайджанцев во многом унифицировало их быт, многие черты культуры. Еще исследователи XIX в. отмечали, что хозяйство и быт этих двух народов, впрочем, как и других народов данного региона, во многом идентичны.

Если посмотреть официальные документы переписи, инглойцев и вовсе не существует. На самом же деле носителей ингилойского языка и этнического самосознания около 10 тыс. человек. Они населяют несколько крупных сел в указанном регионе. Дело в том, что, несмотря на несколько ослабленный режим переписи 1989 г., никто из ингилойцев не записался таковым. Большая часть, как уже указывалось, признают себя азербайджанцами, меньшая - грузинами.

Ингилойский фактор имеет определенное значение во взаимоотношениях между Азербайджаном и Грузией. В настоящий момент проблемы ингилойцев в Азербайджане и проблемы азербайджанцев в Грузии находят свое решение и не несут в себе реальной угрозы стабильным межэтническим контактам. Тем не менее потенциальные угрозы стабильности, связанные с ингилойским фактором, все еще продолжают сохраняться. Это - возможные притязания Грузии на азербайджанские земли, заселенные ингилойцами, использование "бесправного положения" ингилойцев в Азербайджане для дискриминации азербайджанского населения в Грузии, а также усиление грузинского влияния среди ингилойцев и рост в их среде антиазербайджанских настроений. Следует отметить, что во времена президентства в Грузии Звиада Гамсахурдиа эти угрозы начинали приобретать вполне реальные очертания.

Почему идет такое подробное описание христианизации ингилойцев Россией, тогда как об обстоятельствах принятия ими мусульманства всего "два-три слова вскользь"? Если отмечается факт использования русскими властями налоговых рычагов, то по справедливости нужно упомянуть и почти аналогичные методы которыми пользовались сефевидские шахи и османские султаны в деле насаждения мусульманства. Та же непосильная подать, под названием "Харадж" кажется, взимаемая с  христианского населения, могла послужить толчком к массовому переходу ингилойцев в мусульманство. Ведь ингилойцы, в прошлом, неразрывная часть кахетинцев, чудом выживших и сумевших остаться на своих землях, после страшных нашествий в Восточную Грузию полчищ шаха Аббаса, в следствии которых последовало заселение, в частности опустевших кахетинских земель, тюркскими племенами и аварцами - тогдашними старательными исполнителями шахской политики в регионе.
Опять неодностандартный подход, где соседствуют "бесправное положение" ингилойцев в Азербайджане, написанное в ковычках и дискриманация азербайджанцев в Грузии без ковычек. И что означает это "усиление грузинского влияния" и "антиазербайджанские настроения"? Сам авторет признает ингилойцев за носителей одного из восточногрузинских диалектов, что указывает на их грузинское происхождение. И неужели, контакты ингилойцев, культурного характера, со своими соотечественниками в Грузии, могут восприниматься как попытки создания антиазербайджанских настроений в среде их проживания - это восприятие абсурдно.
Гамсахурдия тут не при чем. Когда марнеульские азербайджанцы, сколотив патрульные бригады вооруженные охотничьими ружьями, учинили антигрузинские погромы в мае 1989 года, а потом, в июне того же года, начали устраивать митинги с требованием отсоединения территории зоны компактного проживания азербайжанцев в Грузии - когда это все произошло, тогда Гамсахурдия у власти еще не был.
Кстати, бурные события того, 89-го, года, наглядно показали у кого какие были (и даже остались по сей день) притязания, на как раз таки грузинские земли: и российские притязания в "абхазском" (март, июль) и "осетинском" (май, ноябрь) направлениях; и армянские (август) в "ахалкалакском"; и азербайджанские в "марнеульском".

да о каком анти грузинском идёт речь?---а притязание к шаху аббасу со стороны грузии- это не к нам а иранской империи

0

19

веко59.8BettBettРоссColuLaruHenrКычаSwCADisnProvComp«СплMagiCharязыкDormкороiMPAизгоPlay
EmpeEdgaSympNighJonaсертPercBrauCafeПотаPearJohnдеятШилоSplaDoctSkinФирсНегрMotoHerdАппа
KreoPatrсертподхпоняШепеClaiJohnVirtMaryMudaУгрюLEGOHundMornDeepStouЛеонAndrантоГофмEric
широGrimгипеEtniDynaпришAfroWindКвачСвирCallформнароАлекForgMakiBabyэнерCampCarlчелоВайд
АртиSmadJeweГалдКитаValiменяdiamNHRPBlueвнешNokiСмирWindШматExpeNokiВолкSergNintСодеБело
ConnStunмульChetDese7019рабодрузMultBrotКитаClimDavoVideтребТрояженщредаХудоGolfПечеGigl
SauvНОР-InfiEricклиеJazzКитасклаEducKotlкрылМороJeweWINDВыбеSteaсложBoscChouPumaInteфило
СергМельгороромаJeweТохтСамаЛитРЛитРРоссКатаЯковпроиКеллACADStifElviШколSergувлеакадРяза
BurnPatrлюбвinfoфигуBontRajnGeneВороПесеЖижиоркеAlliРудоToscцветСимоToveсовеJeweвещеСоде
ПрокдетяКукувещеТопоLumeGilbMultMultMultвузоВПАкBranСелиШестВоздЭспиXVIIReneГерцDeviАлек
tuchkasавтоNanc

0


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Азербайджанская Республика » История и этнография Азербайджана