ETHNO-CAUCASUS FORUMS

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Азербайджанская Республика » Нахичеваньская область


Нахичеваньская область

Сообщений 1 страница 30 из 62

1

Несколько вопросов:

1. Когда была образована Нахичеванская ССР, когда она была ликвидирована и когда появилась Нахичеваньская АССР?

2. Зачем в пределах Азербайджанской ССР нужна была, грубо говоря, азербайджанская автономия уровня АССР?

3. Какой статус в настоящее время имет территория бывшей Н АССР?

4. Как осуществляются поездки из Нахичеванской области в остальной Азербайджан? Сколько на это тратится времени, денег. Каковы масштабы миграции?

5. Почему именно нахичеванский клан завоевал лидирующие позиции во властных структурах Азербайджана?

6. Существует ли особый нахичеванский диалект/говор азербайджанского языка?

7. Степень религиозности нахичеваньцев (относительно остальных азербайджанцев, Ирана, Турции)

8. За счет чего живет область - основные предприятия, уровень развития с/х, дотационна ли она, откуда энергоресурсы

9. Какова численность населения, этнический состав и другие демографические характеристики постсоветского периода

10. Какое отношение к русским и армянам в регионе?

Надеюсь получить ответы и обменяться мнениями и фактами хотя бы по некоторым вопросам

0

2

1) Вот, что написано в БСЭ
"после Февральской революции 1917 в гг. Нахичевань, Джульфа и на ж/д ст. Шахтахты возникли Советы, но фактически с марта до ноября 1917 по март 1918 Нахичевань была оккупирована турецкими войсками, в ноябре - английскими войсками. В 1918 мусаватисты, поддерживаемые интервентами, провозгласили т.н. "Аракскую Республику".
В июле 1920 трудящиеся края обратились к пр-ву РСФСР и АзССР с просьбой о помощи в освободительной борьбе. Части 11-й Красной Армии оказали поддержку восставшим, 28 июля 1920 в крае была провозглашена Соввласть, создан ревком. В тот же день образована Нахичеванская ССР, находившаяся в тесном военно-экономическом союзе с АзССР и РСФСР...
В начале 1921 на первой краевой партконференции избран Нахичеванский обком КП Азербайджана. В феврале 1923 на основе решения 3-го Всенахичеванского съезда советов создан Нахичеванский автономный край в составе Азербайджанской ССР, преобразованный 9 февраля 1924 в Нахичеванскую AССР. 18 апреля 1926 принята первая конституция Нахичеванская АССР".

2) Мне сложно сказать. Зачем надо было создавать автономную Аджарию, например? Врядли здесь важную роль сыграл религиозный фактор. Скорее политика. Когда был подписан советско-турецкий договор, по которому Аджария отходила к сов. Грузии, одним из условий было предоставление краю автономии, гарантами которой выступали Турция и Россия (кстати с советской стороны в переговорах участвовала "абхазская делегация" во главе с Н. Лакоба и Е. Эшба). Автономный статус Нахичевани также гарантируется Турцией согласно Карскому и Московскому договорам 1921 г.
Может, анклавность Нахичевани в широком смысле имела значение.

У Цуциева ничего толком по этому вопросу не обнаружил (может, плохо искал) Вот что он пишет, например:
"автономия армян НК формально не несёт "этнической титулатуры", равно как и втономия Нахичевани (азербайджанская автономия - сначала под протекцией Азербайджана ,а затем в его составе)..."

3) с ноября 1990 г. Нахичеванская Автономная Республика. В конституции Азербайджана я не обнаружил ни адм-терр. деления, ни упоминания о Нахичеване.

5) это не только для Азербайджана характерно. Люди из дальних национальных или анклавных окраин добиваются успеха во власти. В Армении тоже уютно себя чувствуют карабахцы.  Грузин Сталин в России, корсиканец Наполеон во Франции, австриец Гитлер в Германии...

Отредактировано nuri (2006-06-28 21:20:08)

0

3

1. Два последних предложения в твоем сообщении: "...преобразованный ... в ССР" и "...конституция...АССР" Где же связующее звено?

2. В Аджарии все таки религия и этнические оссобенности, а здесь такого вроде нет.

5. Да, но вроде нигде не последовало перетаскивание предстваителей клана на управление во все районы страны. А в Азербайджане даже на "лезгинском" севере половина управленцев вышего эшелона - из Нахичеваня

0

4

1) опечатка. уже исправил. читать АССР.
2) для советского руководства религиозные особенности при выделении (и самое главное сохранении до последних дней) автономии Аджарии не имели никакого значения. Сам посуди, много ли было религиозных автономий в союзе? Кроме того, даже сегодняшние Грузия и Азербайджан не отменяют эти бессмысленные автономии ,т.к. до сих пор в силе договорённости с участием турецкой стороны, которая обязуется гарантировать автономный статус этих образований. Именно поэтому до сих официально сохраняется автономия Аджарии, которой после известных событий нет по факту.
Да и к тому же гораздо логичнее было бы в 20-е годы предоставить автономию не Аджарии, а Мегрелии, о чём кстати неоднократно просили мегрельские представители, ан нет. В отношении Мегрелии у совправительства (читай Сталина) были развязаны руки, никаких международных договорённостей. И мегрелы остались без автономии. Кстати в 20-е годы абсолютное большинство населения Мегрелии (крестьяне) вообще не понимали грузинского языка, именно с этой целью были изданы тогда мегрельские газеты, чтобы донести до крестьян новости о преобразованиях и всякую прочую комм пропаганду.
5) Видимо, азербайджанцы везде своих тянут.  :)

Отредактировано nuri (2006-06-28 21:31:16)

0

5

1. По оригиналу  итогов переписи 1926 г., вышедщих в 1930 г., в составе Азербайджана отдельно выделяется именно Нахичеванская ССР! Постараюсь сфотографировать и выложить, если получится

2. Все же при сравнении Аджарии и Нахичеваня у первой больше прав на автономию. Договоренности с Турцией - ты это серьезно?

Абхазскую ССР понизили, Курдский район ликвидировали. А автономия азербайджанцев в Азербайджане (звучит?) сохранилась? Или это не совсем азербайджанцы?

0

6

в составе Азербайджана отдельно выделяется именно Нахичеванская ССР!

Видимо, она имела примерно тот же статус, что и договорная ССР Абхазия периода 1922-1931.

Постараюсь сфотографировать и выложить, если получится

Было бы замечательно

Все же при сравнении Аджарии и Нахичеваня у первой больше прав на автономию.

Если сравнивать эти две р-ки, то согласен.

Договоренности с Турцией - ты это серьезно?

Более чем. Ты не слышал, как турки голос подняли по поводу гарантий аджарской автономии, когда сыр-бор вокруг Абашидзе был?

А автономия азербайджанцев в Азербайджане (звучит?) сохранилась? Или это не совсем азербайджанцы?

Да те же азербайджанцы. Я не знаю, может, конечно, там есть какие-то отличия, но врядли серьёзные. Причины тут, видимо, другие. Те, на которые я указывал выше. Только политика.

0

7

в составе Азербайджана отдельно выделяется именно Нахичеванская ССР!

Видимо, она имела примерно тот же статус, что и договорная ССР Абхазия периода 1922-1931.

Но про Абхазию это известно всем. А про Н ССР в 1926 г., даже договорную, я нигде не слышал. Может там и ошиблись, но не внескольких же местах!

По поводу Турции - столько событий прошло, в т.ч. поражение Турции во 2 М.В. Если бы хотели, автономию могли спокойно ликвидировать/понизить.

0

8

А про Н ССР в 1926 г., даже договорную, я нигде не слышал. Может там и ошиблись, но не внескольких же местах!

Я тоже не слышал раньше, но ошибки нет, т.к. фигурирует и в переписи, и у Цуциева, и даже в Большой Советской Энциклопедии. так что ошибки быть не может. ССР существовала, только непонятная какая-то: она была откровенно составной частью Азербайджана (и депутатов в Баку делегировала, и в переписи вместе с АзССР проходит). Только вот непонятно тогда почему ССР без приставки типа "договорная" или что-нибудь в этом духе. В чём заключался её статус как союзной республики не совсем понятно.

0

9

"фигурирует и в переписи, и у Цуциева, и даже в Большой Советской Энциклопедии"

Ты же исправил на "преобразованный 9 февраля 1924 в Нахичеванскую AССР"

Т.е.по БСЭ Нахичеванской ССР в 1926 г. не было получается

0

10

Я имел ввиду, сам факт существования ССР. А по годам действительно несостыковка выходит. Я не заметил.
Может быть перепись вписывали по адм-терр. делению на более ранний срок? Такое может быть?
Если сфоткаешь оригинал, то можешь заодно по Абхазии сфоткать если получится?

0

11

Может быть перепись вписывали по адм-терр. делению на более ранний срок? Такое может быть?

Вряд ли.
А когда в этот период была принята конституция СССР - может в ней есть про устройство страны?

0

12

а каков этносостав Нахичевани по поздним советским переписям? Заранее благодарен.

0

13

А когда в этот период была принята конституция СССР - может в ней есть про устройство страны?

В 1924

0

14

Вот вам информация о нашем Нахцыване(На нашем так произносится)

Азербайджан - одна из уникальных историко-культурных областей земного шара. Этот удивительный край является одним из очагов древней цивилизации, где можно наблюдать основные этапы развития общества. Вместе с тем каждый регион страны вносит свой вклад в формирование общенародной традиционной культуры. Хотя отдельные области и различаются по своим особенностям, вместе они составляют единую общеазербайджанскую культуру и в этом смысле дополняют друг друга. Не исключением в этом отношении является и древний Нахчыванский край. Исторические, археологические и этнографические данные неопровержимо доказывают, что азербайджанцы являются автохтонным населением края. Историк А.Климов писал ещё в 1938 г. о том, что изучение археологических памятников Нахчывана "позволяет сделать вывод, что азербайджанцы этой эпохи знали уже скотоводство и земледелие, что город Нахчыван является самым древним среди городов Азербайджана ..., и азербайджанский народ сумел перенести через века свою культуру" (А.Климов. Памятники прошлого, газ. "Бакинский рабочий", 18 ноября 1938 г.).

Наскальные изображения Гямигая в Ордубадском районе, относящиеся к бронзовому и раннему железному векам, представляют собой неистощимый источник изучения образа жизни, хозяйственного быта материальной и духовной культуры народа в далеком прошлом. В наскальных изображениях, особенно в сценах охоты, бросается в глаза динамизм, свидетельствующий о мастерстве древних художников.

На протяжении всей истории Нахчыван подвергался разрушительным нашествиям завоевателей. После каждой войны население вновь принималось восстанавливать и благоустраивать родной край, устраняя последствия разрушений. Причины нынешнего блокадного положения Нахчывана также следует искать в историческом прошлом. В соответствии с Туркменчайским договором, заключенным в феврале 1828 г., азербайджанские Нахчыванское и Эриванское ханства были присоединены к России. В марте того же года в составе империи была создана т.н. "Армянская область", а в 1849 г. - Эриванская губерния, Нахчыван же стал одним из ее уездов. Следует отметить, что прежде географические рубежи Нахчывана были куда шире, чем теперь, в его состав входили Даралагезский, Мегринский и Гафанский магалы. Однако при пребывании региона под властью царской, а затем и советской России указанные земли были переданы в состав Армении, в результате чего территория Нахчывана сократилась до 5,5 км2.

Переселение в Нахчыван армян из Ирана в 1828 г. значительно обострило межэтнические отношения в крае. По свидетельству В. Григорьева, в указанном году усилиями России сюда был переселен 2551 армян из Тебризского, Хойского, Салмасского и Урмийского магалов.(В.Григорьев. Статистическое описание Нахичеванской провинции, Спб, 1833). Следует отметить, что указанная книга В.Григорьева привлекла внимание А.С.Пушкина. В 1836 г. на страницах "Современника", издаваемого поэтом, была опубликована рецензия А.Золотницкого на работу В.Григорьева. Переселенцы расселялись на самых плодородных землях, где уже жило местное население. В результате часть азербайджанцев была вынуждена покинуть родные места. "Многие группы армян произвольно селились в тех лучших деревнях, где занимали пустые дома. От этого много потерпели коренные жители, стесненные в своем быту новыми пришельцами, на которых местное начальство обращало большое внимание, коренные жители должны были уступить им значительную часть своей земли".

Авторы XIX в. (В.Григорьев, А.Деконский и др.) характеризуют переселенных сюда армян как людей хитрых, жадных, корыстных и замкнутых. Как отмечал чиновник Министерства государственного имущества Российской империи по Кавказскому региону, армянин по национальности С.П.Зелинский, прибывшие из Салмаса и поселенные в селе Тумбул армяне занимались обманом и мошенничеством, изготовлением фальшивых денег, спекуляцией, особенно перепродажей золота и кражей крестов. Для достижения своих целей они в зависимости от ситуации выдавали себя то за православных, то за мусульман (С.П.Зелинский. Три магала: Нахичеванский, Ордубадский и Даралагезский. Географо-статистическое и сельскохозяйственное описание. "Сборник сведений о Кавказе", т. VII, Тифлис, 1880; А.Г.Деконский. Экономический быт государственных крестьян в западной части Шаруро-Даралагезского уезда, Эриванской губернии. "Материалы для изучения государственных крестьян Закавказского края", т. I, Тифлис, 1885).

История Нахчывана, насчитывающая тысячелетия, сохранила древнейшие свидетельства о богатой и разносторонней культуре этого края. Расположенный на территории Нахчывана уникальный памятник “Асхабу-ал-кахф” (в переводе с араб. "живущие в пещере") связан с распространенным среди мусульман Востока известным преданием. Согласно ему, семеро молодых людей - мусульман - для сохранения своей веры, во избежание давления со стороны язычников ушли в пещеру и заснули в ней. Об этом в Коране так говорится: "Между правоверными и безбожниками завязался спор, как поступить с уснувшими молодыми людьми. Говорили: "Постройте над ними здание". Их Бог лучше знает их. Правоверные же, лучше осведомленные об их состоянии, сказали: "Мы построим над ними храм". Некоторые скажут: "Число им три. Четвертая - собака", другие - "пятеро их, а шестая - собака". Словно желтый камень бросают в бездну. Есть и такие, кто говорит: "Семеро их, а восьмая - собака". Скажи: "Число их лучше ведомо Богу". В пещере они пробыли триста лет и ещё девять лет в придачу. Скажи: "Срок их пребывания лучше ведом Аллаху" (18:22-27).

Археологические раскопки, проведенные в Хараба-Гилане, Кюльтепе и Гызыл-Ванге, свидетельствуют о развитой городской культуре в Азербайджане. Археологические изыскания в Нахчыване в начале прошлого века проводили армяне Е.А.Лалаян (Кюльтепе, Гызыл-Венг, 1904) и С.В.Тер-Аветисян (Хараба-Гилан, 1913), которые занимались кражей и вывозом за границу ценных образцов материальной культуры.

Средневековая архитектурная школа Нахчывана была знаменита на всем Востоке. Она проявляется как в жилых, так и общественных зданиях. Строения Ордубада привлекают особое внимание как с точки зрения архитектуры, так и этнографии, и известны в народе как "харпиштали эвлер". На первом этаже этих домов имеются коридоры с полукруглыми восьми- или шестиконечными арками, неповторимые по технике строительства. Эти коридоры, выложенные жженным кирпичом с высоким художественным вкусом и имеющие несколько дверей, представляют собой ходы сообщения, соединяющие комнаты и двор. Очень характерным является и украшение окон ажурными витражами. По мнению специалиста истории архитектуры Р.Салаевой, на всем Востоке трудно найти аналоги ордубадским домам.

Отличаются оригинальной конструкцией и водотоки - чешме - во дворах Ордубада, в которые вода поступает по специальным каналам из кяризов. Эти водотоки располагаются на глубине 3-5 метров, к ним ведут каменные лестницы в 40 ступенек. Поэтому эти водотоки известны среди народа и как "гырхаяг" (букв. "сороконожка"). В прошлом число кяризов в городе и вокруг него было значительно больше. Историк и этнограф-кавказовед И.Шопен, побывавший здесь в 20-30-е годы XIX в., зарегистрировал 70 кяризов. В прошлом в Ордубаде были известны такие чешме, как Гаджи Фате чешмеси, Билал чешмеси, Педжи , Мейрамча чешмелери и т.д.

Нахчыван - один из важных центров азербайджанского ремесла. Здесь испокон веков занимались ткачеством и в особенности ковроделием. Об этом свидетельствуют и археологические находки в Кюльтепе. Здесь обнаружены глиняные прялки и костяные наконечники веретен, относящиеся к IV-III тыс. до н.э. Изготовляли ворсовые и безворсные ковры из верблюжьей шерсти.

Как и повсюду в Азербайджане, нахчыванские ковры также богаты геометрическими фигурами, изображениями растений и животных. Ковры украшались неповторимыми узорами. В прошлом Нахчыван, Ордубад, Джульфа и Шахбуз славились как центры изготовления ковров из шерсти и шелка. Среди многочисленных высокохудожественных ковров следует отметить ворсовый ковер "Нахчыван" (1802 г.). Ковры типа зили были распространены в основном в г.Нахчыване.

Весьма развиты были в Нахчыване и другие виды искусства и ремесел. В начале XIX в. число их в крае достигло 100. Широко распространены были ювелирное дело, художественная обработка металла, камня и дерева, художественная вышивка, изготовление посуды, гончарное дело, искусство гравюры. В.Григорьев в 1829 г. отметил на нахчыванском рынке 53 плодовые лавки, 35 лавок парчи и мануфактуры, две лавки серебра, две - оружия, 13 кузниц. В 1880 г. число магазинов на городском рынке достигло 425.

Специфическими особенностями характеризуются в Нахчыване искусство художественной вышивки и обработки дерева. Не случайно этим народным искусствам посвящены исследования искусствоведов Г.Алиевой и А.Алиевой. Образцы их были известны на всем Востоке. В анонимном труде XIII в. "Чудеса мира" указывается: "В Нахчыване изготовляются бытовые изделия - прекрасные ткани, тонкие покрывала, деревянные чаши. Узорчатая посуда, изготовляемая нахчыванскими мастерами из дерева, развозится в качестве подарков по всему свету". В обработке дерева широко использовались резьба, орнамент и инкрустация.

Как и в ряде регионов Азербайджана, в Нахчыване также широко использовались такие традиционные приемы вышивки, как джулме, чахма, тортикме, гондарма и нагда. Украшения наносились на бархатные, шелковые и хлопчатобумажные ткани. В отношении узоров в образцах народного искусства бросается в глаза их своеобразие. Однако искусство росписи на ткани представляет специфичную для Нахчывана область ремесла. В этом искусстве узоры наносились на хлопчатобумажную ткань тиснением. Образцы этого искусства достигали высокого художественного уровня и отличались разнообразием. Известный турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби отмечал, что вышивки, гелемкари, а так же бахрамгюри и хлопчатобумажные скатерти г. Нахчывана пользовались известностью во всем мире.

Очень богата и духовная культура живущих в Нахчыване азербайджанцев. Легенды и предания, связанные с "Асхабу-ал-кахф", Иландагом и другими местами, существуют и в наши дни. В статье И.Шопена о музыкальной культуре азербайджанского населения Нахчыванского и Эриванского регионов, опубликованной в 1840 г. в петербургском журнале "Маяк", содержится информация о танцах "гювенг" (сидячий танец) и "мирзайи". Автор отмечает, что живущие в указанных регионах пришлые армяне не имеют своей национальной музыки и что они усвоили азербайджанскую музыку. Коллективные танцы - яллы - в регионе отличаются хореографическим содержанием и разнообразием жанров. Вокальный яллы распространен главным образом в Ордубаде, Шаруре и Шахбузе, вокально-инструментальный - в Шаруре. А.Алекперова, специально исследовавшая нахчыванские яллы, отмечает, что в прошлом в Нахчыване были распространены десятки видов танцев: яллы-тензере, шерил, маралы, газ-газы, кочери и др.

Согласно своему географическому местоположению, Нахчыван является к тому же одним из древнейших земледельческих регионов Азербайджана. Особо следует упомянуть садоводство. Путем народной селекции здесь выведены десятки сортов фруктов. В 30-е годы XIX в. в Нахчыване было 184 фруктовых сада, а в Ордубаде - 473 и 50 виноградных садов. В 80-е годы XIX в. число садов в Нахчыване достигло 1263. Как писал в 1882 г. инспектор городских школ Нахчывана К.Никитин, в Нахчыванском уезде возделывалось 60 сортов винограда. (А.Никитин, г.Нахчыван и Нахичеванский уезд, "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа", вып. II, Тифлис, 1882). Здесь садоводы-азербайджанцы выращивали виноград сортов "аг халили", "гара халили", "гызыл изюм", "аскери", "хусейни", "ордубади", "хачабаш", "кишмиши", "теберзе", "шафаи", "мермери", "сахиби" и др.; абрикосы сортов "бадамы", "абуталиби", "теберзе", "аг эрик", "индженабат"; груши сортов "сини", "гюлабы", "хивили", "гызыл армуд", "шекери"; айву сортов "эндемиджи", "ордубади", "вененди"; персики сортов "селамы", "ордубади", "нарынджи", "энджири", "аг назлы", "гырмызы назлы"; черешню сортов "аг гилас", "гара гилас", "май гиласы", "сары гилас"; яблоки сортов "реджебли", "султанлы", "язлы" и другие фрукты. В 80-е годы XIX в. в одном только селе Биляв выращивали 12 редких сортов черешни (С.П.Зелинский, 1880). Характерным для региона, особенно для Нахчывана и Ордубада, был сорт дыни "тутма". Наиболее известны были летняя и зимняя "тутма" из села Алиабад. Широко распространенными в регионе являлись такие разновидности тутмы, как "надирханы", "миянбур", "агджанабат", "гойдженабат" и "нарынджи". Хорошими вкусовыми качествами, несмотря на крупные размеры, отличаются и нахчыванские арбузы.

Все вышеуказанные нами культурные ценности созданы талантливыми народными умельцами-азербайджанцами - автохтонами этого удивительного и прекрасного края. Хотя для изучения богатой и многоплановой традиционной культуры Нахчывана сделано немало, этнография этого края не исследована в должной мере. Мы должны создать фундаментальные труды и по истории всего Азербайджана и Нахчывана в частности. Этими трудами мы должны не только ответить на выдвигаемые притязания, но и показать всему миру древнюю, богатую историю и культуру Азербайджана.

0

15

Автохонты-махтохонты...)))

Лучше расскажи, тов. Талыш, что произошло в 1585, 1588, 1590, 1603, 1604 в городах Нахиджеван, Джуга и других городах края.

И еще, уточни, на чем основываются "утверждения" о том, что Нахиджеванское ханство было азербайджанским?

В 13м веке, например, в городе Нахиджеван было 80 армянских церквей. Что с ними произошло, я думаю, все догадываются. Если б была возможность, прикрепил бы картинку, что осталось на месте армянской церкви, стоявшей еще в 1988 году

Здесь уместно было бы привести статью из Аз. прессы с комментариями пользователей форума az-maz.com

Код:
В Баку переделывают историю так, чтобы стало понятно: все великие достижения принадлежат исключительно азербайджанскому народу.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, обнаружив в своем рабочем кабинете тома "Азербайджанской Советской Энциклопедии", стал сравнивать некоторые места и увидел, что в ней нет имен видных азербайджанских деятелей науки и политики. 

Но вместо них в энциклопедию вошло достаточно много имен лиц армянской национальности, тех, кто, по его мнению, не играл никакой роли в истории Азербайджана. Он был очень удивлен, обнаружив в "Азербайджанской Советской Энциклопедии" ряд армянских фамилий, сообщает ЦентрАзия со ссылкой на азербайджанскую газету "День". 

Как считает Ильхам Алиев, армяне не сыграли такой важной роли в современной истории Азербайджана. По его мнению, в 70 - 80-е годы, когда республика в составе СССР процветала, была искажена история Азербайджана. 

"В то время кто-то пришел, перевернул здесь вверх дном всю историю", - заявил Ильхам Алиев. 

Поэтому, по мнению президента, необходимо срочно переписать книги по истории страны, вырезав из них упоминания о выдающихся людях армянского происхождения. 

В соответствии с его распоряжением "Об издании Азербайджанской Национальной Энциклопедии" ученые страны должны заняться составлением новой версии энциклопедии.
http://www.yandex.ru/yandsearch?rpt=rad&text=%CF%EE%FD%F2%EE%EC%F3%2C+%EF%EE+%EC%ED%E5%ED%E8%FE+%EF%F0%E5%E7%E8%E4%E5%ED%F2%E0%2C+%ED%E5%EE%E1%F5%EE%E4%E8%EC%EE+%F1%F0%EE%F7%ED%EE+%EF%E5%F0%E5%EF%E8%F1%E0%F2%FC+%EA%ED%E8%E3%E8+%EF%EE+%E8%F1%F2%EE%F0%E8%E8+%F1%F2%F0%E0%ED%FB

Цитаты из комментариев (это почти все):

Ну вот,ведь может,когда захочет!Правильно.

(смайл с апплодисментами)
Тока жаль что это бывает редко!

Я поддерживаю нашего президента, этого надо было делать давно как все истории времени Русская и армянская пропоганда в Аз-не хорошо работали и много чего достижения Аз-го народа они украли и присвоивали армекошам! теперь уж этому придет конец! хотя если так посмотреть кроме отрицательных персонажей армяне в истории Аз-на не играли никогда положительную роль да не только в нашем но и в мировой!

да уж почаще бы так он задумывался, и тогда все будет постепенно налаживаться!

ну конечно он напишет энциклопедию в стиле свого папочки!!

Лучше учить историю Аз-на в стиле Гейдара Алиева чем стиле к покровительства России (Ленина. Сталина или Горбачева)

а почему его отец, который во времена, когда 'была искожена история', бывший главой цккп Азербайджана, а позже первым замом председателя совета министров СССР, никак этому не помешал?

если вопрос идет об искажении фактов и истории Аз-на в период СССР во главе Советских правителей! то это очень важный шаг! нет тут ничего смертельного!

Отредактировано Thug (2006-12-31 10:35:23)

0

16

Автохонты-махтохонты...)))

Лучше расскажи, тов. Талыш, что произошло в 1585, 1588, 1590, 1603, 1604 в городах Нахиджеван, Джуга и других городах края.

И еще, уточни, на чем основываются "утверждения" о том, что Нахиджеванское ханство было азербайджанским?

В 13м веке, например, в городе Нахиджеван было 80 армянских церквей. Что с ними произошло, я думаю, все догадываются. Если б была возможность, прикрепил бы картинку, что осталось на месте армянской церкви, стоявшей еще в 1988 году

а чтож произошло может вы обьясните уважаемый и приведите доказательство тому что в нахичеване было стока церквей

и ешё в армении были десятки мечетей и почемуж в армении шас осталась только одна мечеть-гёй мечеть?

Отредактировано nuri (2007-03-08 14:57:48)

0

17

и ешё в армении были десятки мечетей и почемуж в армении шас осталась только одна мечеть-гёй мечеть?

Да и ту они иранской называют.

0

18

а то что нахичевань автономная республика--то это в первую очередь связанно с тем что она не имейет обшей границы с азербайджаном---между нахичеванем и азербайджаном расположенно армения----вот из за этого в первую очередь она стала автономным

во вторых часть нахичевана шас расположенно  на територии ирана---в иране шас имеются два автономных республик-каторая называются южным и западным азербайджаном -населёным на 80 процентов азери тюрками--в иране шас живут 25-30 миллионов азербайджанцев

90 процентов население нахичевана являются азери тюрками

0

19

в иране шас имеются два автономных республик-каторая называются южным и западным азербайджаном -населёным на 80 процентов азери тюрками

В Иране останы, и они неавтономные.

а то что нахичевань автономная республика--то это в первую очередь связанно с тем что она не имейет обшей границы с азербайджаном

Вряд ли это могло быть причиной. Ведь Нахичень изначально оформилась как автономное образование. В советской практике национально-государственного строительства одна лишь анклавность вряд ли могла послужить причиной для автономизации территории.

0

20

в иране шас имеются два автономных республик-каторая называются южным и западным азербайджаном -населёным на 80 процентов азери тюрками

В Иране останы, и они неавтономные.

а то что нахичевань автономная республика--то это в первую очередь связанно с тем что она не имейет обшей границы с азербайджаном

Вряд ли это могло быть причиной. Ведь Нахичень изначально оформилась как автономное образование. В советской практике национально-государственного строительства одна лишь анклавность вряд ли могла послужить причиной для автономизации территории.

уважаемый в иране две автономных республик --каторые называются юж и запад азербайджаном--эт вы можете узнать из иранских сайтов и т д----так же мы в азербайджане можем смотреть иранскую телевидению  и там тож идут эти информации и т д

с нахичеваном немогу свами согласится -именно в те время происходили столкновении между армянами и азербайджанцами---територию азербайджана каторая связывала нахичевань с азербайджаном называлась-зангезур именно после передачи его большевиками армении---сразуж был создан нахичеванская автономная республика под протекцией турции

0

21

уважаемый в иране две автономных республик --каторые называются юж и запад азербайджаном--эт вы можете узнать из иранских сайтов

Возможно, что-то прошло мимо меня  :)  Я знал, что в Иране существуют останы Восточный и Западный Азербайджан. Западный этнически наполовину курдский. Но кроме этих двух территорий азери тюрки компактно расселены в ряде соседних останов.

сразуж был создан нахичеванская автономная республика под протекцией турции

Вот-вот "под протекцией" Турции, как и Аджария.
Не думаю, что здесь определяющую роль играла территориальная разобщённость с основной территорией Азербайджана. Кстати в документах того времени фигурирует не АССР Нахичевани, а ССР.

0

22

Привожу сведения о городе Нахичеване и Нахичеваньском уезде Эриванской губернии из Энциклопедического Словарбя Брокгауза и Ефрона.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/070/70821.htm

Нахичевань

(Нахджаван у древних армян, Наксуана у классических писателей) — уездный город Эриванской губернии, на высоте около 3000 футов над уровнем моря, на предгорьях Карабахских возвышенностей, в 1 версте от правого берега реки Н.-чай и в 8 верстах от левого берега реки Аракс. По преданию, основан Ноем, гробница которого показывается местными армянами. Некоторые персидские и армянские историки относят основание его к 1539 г. до Р. Х. По распоряжению армянского царя Тиграна I (565—520 до Р. Х.) Н. была заселена пленными мидянами; в IV в. после Р. Х. город был разрушен персами, в 1064 г. им овладел сельджукский султан Альп-Арслан, в XIII в. Н. была разграблена Чингисханом и затем много раз подвергалась разорению персами и турками. В 1828 г., по туркмен-чайскому договору, Н. уступлена Персией России.

К 1896 г. в Н. было 7433 жителя (3988 мужчин и 3445 женщин): армян 2376, адербейджанских татар 4512, русских 52 человека. 1 православная церковь, 3 армяно-григорианских, мечетей, 1 мужское городское училище, 1 мусульманское городское училище, 2 армяно-григорианские церковно-приходские училища; на народное образование расходуется до 9876 руб. в год. Климат нездоровый (лихорадка). Жители занимаются садоводством и частью ремеслами. Достопримечательности Н. — развалины крепости, мечеть из тесаного камня, с барельефными украшениями, и Атабегова башня в 13 саженей высоты, в виде 10-гранной призмы, украшенная изразцами и покрытая барельефными куфическими надписями. Постройка башни относится к XIV в.

Нахичеванский уезд, Эриванской губернии — занимает юго-восточную часть последней и граничит на севере с Елисаветпольской губернией; южную границу Н. уезда, за исключением лишь небольшого участка, составляет река Аракс, отделяющая Эриванскую губернию от Персии. Н. уезд занимает 3858,8 кв. верст (по Стрельбицкому), с населением, к 1 января 1896 г., в 86878 душ обоего пола (48635 мужчин и 38243 женщины).
..........
Население, сосредоточенное лишь в немногих местностях, занимающих не более 10% всей площади уезда, по народностям распределяется так: русские — 0,22%, курды — 0,56%, армяне — 42,21%, адербейджанские татары — 56,95%, грузины и цыгане 0,06%. 42,2% населения — армяно-григориане, 57% — мусульмане-шииты.
..........
1 православная церковь, 58 армяно-григорианских церквей, 66 мечетей.

Отредактировано Маньяк (2007-03-27 00:58:50)

0

23

Нахичеванский уезд в целом совпадает территориально с современной Нахичеванью, но всё же небольшая часть территории того уезда, ныне в составе Армении

0

24

Нахичеванский уезд в целом совпадает территориально с современной Нахичеванью, но всё же небольшая часть территории того уезда, ныне в составе Армении

Какая же?
Возможно западные участи Районов Зангезура, или же южная часть Араратского района.

0

25

Возможно, часть запада Зангезура тоже, но точно территория севернее

0

26

Возможно, часть запада Зангезура тоже, но точно территория севернее

Хотя, город Ордубад, например, не входил в состав Нахичеваньского уезда, он был частью Зангезурского уезда Елизаветопольской губернии, но вошел при советской власти в Нахичеванскую АССР.

0

27

Ну и обратное тоже, но всё же Нахичеванский уезд был больше сегодняшней автономии. Хорошо наложенные карты посмотреть.

0

28

или же южная часть Араратского района

Территории севернее, входившие в Нахичеванский уезд - это часть современного Вайоцзора

0

29

Привожу сведения о городе Нахичеване и Нахичеваньском уезде Эриванской губернии из Энциклопедического Словарбя Брокгауза и Ефрона.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/070/70821.htm

Нахичевань

(Нахджаван у древних армян, Наксуана у классических писателей) — уездный город Эриванской губернии, на высоте около 3000 футов над уровнем моря, на предгорьях Карабахских возвышенностей, в 1 версте от правого берега реки Н.-чай и в 8 верстах от левого берега реки Аракс. По преданию, основан Ноем, гробница которого показывается местными армянами. Некоторые персидские и армянские историки относят основание его к 1539 г. до Р. Х. По распоряжению армянского царя Тиграна I (565—520 до Р. Х.) Н. была заселена пленными мидянами; в IV в. после Р. Х. город был разрушен персами, в 1064 г. им овладел сельджукский султан Альп-Арслан, в XIII в. Н. была разграблена Чингисханом и затем много раз подвергалась разорению персами и турками. В 1828 г., по туркмен-чайскому договору, Н. уступлена Персией России.

К 1896 г. в Н. было 7433 жителя (3988 мужчин и 3445 женщин): армян 2376, адербейджанских татар 4512, русских 52 человека. 1 православная церковь, 3 армяно-григорианских, мечетей, 1 мужское городское училище, 1 мусульманское городское училище, 2 армяно-григорианские церковно-приходские училища; на народное образование расходуется до 9876 руб. в год. Климат нездоровый (лихорадка). Жители занимаются садоводством и частью ремеслами. Достопримечательности Н. — развалины крепости, мечеть из тесаного камня, с барельефными украшениями, и Атабегова башня в 13 саженей высоты, в виде 10-гранной призмы, украшенная изразцами и покрытая барельефными куфическими надписями. Постройка башни относится к XIV в.

Нахичеванский уезд, Эриванской губернии — занимает юго-восточную часть последней и граничит на севере с Елисаветпольской губернией; южную границу Н. уезда, за исключением лишь небольшого участка, составляет река Аракс, отделяющая Эриванскую губернию от Персии. Н. уезд занимает 3858,8 кв. верст (по Стрельбицкому), с населением, к 1 января 1896 г., в 86878 душ обоего пола (48635 мужчин и 38243 женщины).
..........
Население, сосредоточенное лишь в немногих местностях, занимающих не более 10% всей площади уезда, по народностям распределяется так: русские — 0,22%, курды — 0,56%, армяне — 42,21%, адербейджанские татары — 56,95%, грузины и цыгане 0,06%. 42,2% населения — армяно-григориане, 57% — мусульмане-шииты.
..........
1 православная церковь, 58 армяно-григорианских церквей, 66 мечетей.

и чтож в в этом статье доказывается?---население в древние времена были мидянами--а мидяне являются предками ираноязычных -------до седьмого века язык в нахичеване был персидским-а патом до 12 века в нахичеване язык был двух язычным-персо-тюркским-после 15 века народ полностью асимилировавшись стали тюркоязычными

во вторых в этом статье показано как население были в основном кавказкие татары

так же в зангезуре и в ериванском губернии 60 процентов население были кавказкими татарами

если вы задаёте вапрос дескать куды делись армяне в нахичеване и церкви тоже то обоюдный вапрос преадресовано вам куды делись стока кавказких татар из зангезура и ериванской губернии?




0

30

Ну и обратное тоже, но всё же Нахичеванский уезд был больше сегодняшней автономии. Хорошо наложенные карты посмотреть.

вы правы так же часть нахичевана находится и в иранском зоне-------даж имеется городок--ДЖУЛЬВА--каторая разделена на азербайджанский и иранский----------------армяне утверждали что дескать в джульве населения вся были армянскими----и что азербайджанцы их депортировали--но тогда возникает вапрос ----если этот город до советизации было населено армянами-то и что их депортировали-то почемуж в иранском джульфе население тож являются азербайджанцами?--ведь тама не былож депортации?

0


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Азербайджанская Республика » Нахичеваньская область