Мурад Петросян
2. О возвращении территорий
Начиная со дня взятия этих районов, - руководство Армении по сути не возражало требованиям об их возврате. И подтвердило оное официально - в подписанном Соглашении о перемирии в 1994 году в Бишкеке, где прямо говорится, что "стороны обязываются содействовать претворению резолюций СБ ООН", а в резолюциях СБ ООН черным по белому написано "…территории подлежат возврату".
Да и не могло возражать! В ныне сложившемся миропорядке, только таким державам как Китай (и то с большими тяготами) может сойти с рук нечто подобное, даже под именем ОСВОБОЖДЕНИЯ земель, некогда принадлежавших предкам.
Почему же на нас не оказывается давление с целью заставить вернуть эти районы? Лишь по одной причине. Как аргументирует армянское руководство на международной арене: "Эти районы мы брали, чтобы создать вокруг Арцаха гарантированный пояс безопасности; Силы Самообороны НКР ударили по ним, потому что оттуда били по арцахцам. И пока у НКР не будет реально наглядных гарантий безопасности, мы не можем пойти на самоубийственный шаг, коим явилось бы возвращение этих районов". Мировое сообщество осознает истинность этого довода и потому не прибегает к давлению. Ибо в ситуации, - когда НКР всеми странами мира (за исключением РА) единодушно и официально признается как составная часть Азербайджана, - брать ответственность, стать гарантом безопасности НКР - означало бы подставить к носу Азербайджана железный кулак и впрямую встать на защиту независимости Арцаха от Баку...
Но с другой стороны, неразрешенность этого вопроса накаляет общественную обстановку в Азербайджане, милитаризуется общественное сознание. Потому что основная часть накала вокруг решения Карабахской проблемы, проистекает не столь от самого факта независимого существования НКР, сколь от факта существования опустошенных и нейтрализованных районов, вокруг НКР.
Эта ситуация воспринимается как боль - довлеющая ежечасно над азербайджанским общественным сознанием - неустанно напоминающая об унизительном поражении и оскорбленном состоянии его национальной чести и достоинства…
Дело в том, что речь идет о возвращении всех территорий… Как армянскому руководству объяснить народу, что баталии на переговорном процессе идут вокруг вопроса об оставлении армянам всего лишь коридора через Лачинский район . …К чести Сержа Саркисяна - тут должно быть сказано - что лишь он один из всего руководства Армении время от времени публично выступает с заявлениями, проливающими свет на истинную ситуацию в переговорном процессе. Такими, к примеру, как: "…Мы брали эти районы не под лозунгом их освобождения, а с одной лишь целью - обезопасить себя от обстрелов и нападений и, следовательно, должны их вернуть, как только исчезнет опасность возобновления военных действий".
Что касается моего мнения, то на мой взгляд, "не-анклавность" должна быть протяженностью в два района , т. е. - в обмен на реальную безопасность - НКР возвращает 5 из 7 районов . Тем более эти два района нам нужны как один из составных элементов реальной гарантии безопасности НКР. Здесь уместно, еще раз, напомнить отрывок из интервью тогдашнего главного государственного мужа Армении В. Саркисяна, данного им Арцахскому ТВ в конце 1997 года в разгар внутриармянских дискуссий по КП. "…Лачинский и Кельбаджарский районы мы не отдадим, ибо без них не может быть гарантирована безопасность НКР. И о Шуше не может быть никакой речи".
…Конечно, мне тоже очень и очень не хотелось бы возвращать территории, исторически принадлежащие нам, которые из векa в век переходили от одного ослабевшего завоевателя армянских земель к другому… "