ETHNO-CAUCASUS FORUMS

»нформаци€ о пользователе

ѕривет, √ость! ¬ойдите или зарегистрируйтесь.


¬ы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » јзербайджанска€ –еспублика »  умыки в јзербайджане


 умыки в јзербайджане

—ообщений 1 страница 16 из 16

1

 то нибудь знает сколько  умыков живЄт в данный момент в јзербайджане?

0

2

Ќе знаю. ¬р€д ли много. јзербайджан, вроде, не €вл€етс€ местом традиционного проживани€ кумыков.  :rolleyes:

0

3

Ќе знаю. ¬р€д ли много. јзербайджан, вроде, не €вл€етс€ местом традиционного проживани€ кумыков.  :rolleyes:

—огласен. “ам живут лезгины, аварцы и лакцы. ¬ последнее врем€- немного даргинцев по€вилось.

0

4

[b]
веро€тно сейчас около 300.
в разные годы их численность варьировала от 280 до 360.
в 89 г. 324.

0

5

ƒа там наверное и марийцев было примерно столько же - так что это совершенно не важно

0

6

граф ¬оронцов, но если важно, то 75 в 39, 123 в 59, 204 в 70, 196 в 79 и 274 в 89 гг.

0

7

Ёто если про марийцев, то € пошутил :D
Ќо все равно спасибо
¬се таки кумыки марийцев обгон€ют  :P

0

8

обгон€ют, им до Ѕаку ближе , чем от …ошкар-ќлы :)

0

9

 ажетс€ одно врем€ в 90-е главой азербайджанских войск ѕ¬ќ был кумык. ‘амилию не помню.  стати в 19 в. правителем  арабаха был кн€зь ’асай ”цмиев из кумыкского селени€ јксай (яхсай) , но он поссорилс€ с царским правительством из-за недовольства реформами управлени€ и его сослали в ¬оронеж, где он погиб при не совсем €сных обсто€тельствах.

0

10

≈сли кто интересуетс€ историей кумыкского народа,прочтите книгу ћурада јджи "ѕолынь половецкого пол€" узнаете немало интетресного не толькоо кумыках,которые оказываетс€ были силным народом с богатой истрией и традици€мм.  роме того очень много нового и интересного вообще о народах насел€ющих кавказ,а главное нова€ верси€ о корн€х русской нации.

0

11

≈сли кто интересуетс€ ...,прочтите книгу ћурада јджи ... узнаете немало интересного   роме того очень много нового и интересного вообще о народах насел€ющих кавказ,... о корн€х русской нации.

Ђѕервого правител€  авказской јлбании звали ¬ачаган, то есть хан ¬ача, он был из династии јршакидов и известен под прозвищем ’рабрый. ≈го сменил царь ”рнайр, главное лицо в политической жизни того времени, это он в 304 году в ƒербенте объ€вил веру в Ѕога Ќебесного (монофизитство, или единобожие) религией своего государства, учредил ÷ерковь и ѕатриарший престол, где учили новообращенных богослужению и приобщали к новой культуре. ≈го благородные усили€ дали €зычникам «апада очаг цивилизации, который в 325 году, собственно, и стал колыбелью европейского христианства.
ѕервым главой јлбанской церкви стал внук √ригори€ ѕросветител€ - √ригорис, тюрк из рода јршакидов, он известен миру под именем св€той √еоргий.
ѕосле 495 года  авказскую јлбанию начали отторгать от ≈вропы, римский престол запретил упоминать о де€нии епископа √ригориса и его ÷еркви. —вободна€ ÷ерковь албан была не желательна –иму, издавна привыкшему командовать.
     «ав€зывалась интрига, причина ее по-человечески пон€тна - зависть. » борьба за власть в христианском мире.
     ¬прочем, устои јлбанской церкви подрывали не только римл€не. јрабы сделали ƒербент ареной борьбы двух сильнейших государств - ’алифата и ƒешт-и- ипчака.  авказска€ јлбани€ не участвовала в их войне, потому что сила ее была не в войске - в интеллекте. »збега€ беды, албаны перенесли столицу из ƒербента в горы, подальше, в тихое селение √ис ( иш), о чем свидетельствует сохранившийс€ тракт, потом перевели ее в ѕартав, который по отзыву очевидца, был "к концу XIX века почти что деревн€, лишенна€ славы былого величи€ и богатства"...
Ќо албаны избегали активной политики. ѕочему? ќни жили в другом мире.  ак тибетские монахи, отдава€ себ€ служению религии, науке, искусству, жили во им€ духовного подвига. Ёто и сказалось на политике государства, на обилии монастырей, храмов.
       сожалению, о той далекой странице истории  авказа почти ничего не известно, хот€ в ней и пытались разобратьс€ ученые разных поколений. Ќо кто-то останавливал их, причем в ответственный момент. Ќапример, в начале ’’ века известный востоковед ». ј. ќрбели провел выдающеес€ исследование, он изучил три сотни надписей на албанских пам€тниках, еще чуть и прошлое  авказской јлбании читалось бы, как открыта€ книга. ”ченый сдал в типографию монографию, иЕ сам же скупил готовый тираж.  нигу никто не увидел, судьба ее не известна поныне.
     „то это было, блажь от великого ума? »ли тайный приказ? Ќе знаю. ќднако не за удобное ли молчание он стал академиком јЌ ———–, директором Ёрмитажа, первым президентом јрм€нской академии наук? ”ченый больше не возвращалс€ к албанской тематике, им€ ему сделали другие, менее значимые работы. “о же делали и последователи ќрбели, все они вели в XIX - ’’ веках исследовани€ под чью-то диктовку: дружно приходили к результатам, которые либо ни о чем не говор€т, либо увод€т в мир мифов и гипотезЕ
     ћосква тут не причем, хот€ и руководила забвением  авказской јлбании. ќна не ведала, что творила! —ама была игрушкой в чужих руках. „тобы пон€ть это, надо подн€тьс€ над  авказом высоко-высоко. Ќа высоту, чтобы был виден –им и кухн€ европейской политики - папский дворец, он со средины XV века стал открытым врагом  авказской јлбании. ѕапа римский тогда устремил взор на ¬осток, который своей св€тостью уже раздражал «апад.
     Ќачиналс€ новый этап геополитики, он и не закончилс€ ныне.
     Ќесомненно, ход событий подхлестнул успех турецкой армии в сражении за  онстантинополь в 1453 году. ’ристианска€ ≈вропа ощутила горечь поражени€, а с ним экономические трудности: черноморские проливы оказались в руках непри€тел€, что остановило торговлю. »спугало и то, что турецкий султан - мусульманин! - сам назначил патриарха √реческой церкви, им стал √еннадий —холарий. √реки прин€ли патриарха без ропота, а с ним и новый пор€док вещей. —удьба христианства повисла на волоске, люди пот€нулись к исламу, это, конечно же, обеспокоило –им, от которого ждали решительных действий. ѕапа римский тогда и начал свою игру на ¬остоке.
     ќткрытого военного столкновени€ с ќттоманской империей «апад не мог себе позволить, слишком не равны силы. “огда зародилс€ коварный план внедрени€ на ¬осток и разложение турков изнутри. ѕлан назвали "¬осточный вопрос".  авказска€ јлбани€, соседка “урции, значилась одной из мишеней дл€ атаки.
     ƒругой мишенью стала ћосква, маленькое, ничего не значащее собой кн€жество, из которого –им задумал сделать »мперию и тайного вассала. ѕо€вилась теори€ "третьего –има", где на роль своего наместника решили готовить ћоскву. ќтсюда по€вление через некоторое врем€ другого документа ћissio Moscovitica, здесь прописывали роль ћосквы в покорении  авказской јлбании, в создании военной базы против ќттоманской империи и всего мусульманского мира.
—оединив завоеванные у албан Ќахичеванское и Ёриванское ханства в јрм€нскую область, –осси€, по сути, создала "великую јрмению", вечного себе союзника. ѕрежде епархии јрм€нской церкви, как известно, размещались в  иликии, на берегах рек ≈вфрат и “игр. “ам жили арм€не. ¬ одной средневековой рукописи границы "малой јрмении" определены так: "Ќа юг обетованна€ страна (ѕалестина). Ќа север туркоманы, что зовутс€ караманами; на северо-восток  айсари€, —еваст и другие города, подчиненные татарам; на запад море (—редиземное), по нему идут в христианские страны". ¬роде бы €сно?
     Ќова€ страна росла на руинах  авказской јлбании, как куст на могиле, впитывала культуру и историю убитой державы. ќ том повествует удивительна€ книга, написанна€ в XIX веке, она уцелела по воле Ќеба.
     Ёто - вопль народа, уход€щего в небытие, его лебедина€ песн€. јвтор - епископ ћакар Ѕархудар€нц, один из албанских св€щеннослужителей, которых после падени€  авказской јлбании силой перевели в јрм€нскую церковь. »м даже фамилии писали на арм€нский манер.  нига называетс€ "јрцах" и посв€щена  арабаху, его пам€тникам и монастыр€м, которые в 1828 году "были обитаемы и в цветущем состо€нии". ѕо  арабахской епархии можно судить об јлбанской церкви, котора€ переживала тогда предсмертную минуту...
     ¬ предисловии убеленный сединами автор пишет: "Ќасколько мы нерадивы и беспечны, что не знаем, какие имеютс€ в ќтечестве пам€тники старины, перешедшие к нам от предков; какие надписи, разъ€сн€ющие темные пункты нашей прошлой истории, есть на развалинах монастырей и скитов, на часовн€х и церквах, на надгробных крестах и камн€х и в пам€тниках пергаментных рукописей. Ќашей беспечностью пользуютс€ иноземцыЕ невежественные и враждебные руки разор€ют, разрушают и истребл€ют св€щенные предани€Е"
           1836 году случилс€ разрыв поколений.  авказска€ јлбани€ пала, ¬ысочайшим ѕовелением –осси€ упразднила јлбанскую јпостольскую јвтокефальную ÷ерковь. ≈е историю, имущество, людей передала јрм€нской церквиї.

     
          отрывки из  книги Ђѕоследний јрмагедонї (2006 год)   ћурада јджи

0

12

√рузинский царь ƒавид IV —троитель, боровшийс€ за объединение феодальной разрозненной √рузии и отбивавшийс€ от сельджукских турков, использу€ свои родственные св€зи, пригласил к себе на службу в войско одно из племен половцев-кыпчаков во главе с верховным вождем јтраком, сыном хана Ўарагана, известного русским летопис€м под именем Ўарукан€. ∆ена ƒавида IV √урандухт (принцесса “урандот) была дочерью јтрака. — кыпчаками враждовали осетины, но царю ƒавиду удалось договоритьс€ с ними, и они беспреп€тственно пропустили через ќсетию 40 000 отборных кыпчакских воинов, не счита€ 5 000 всадников, составл€вших личную охрану грузинского цар€. — помощью кыпчаков царь ƒавид сломил сопротивление грузинской знати, объединил √рузию в одну страну и отбил нашествие сельджукских султанов (ќчерки истории ———–. “. 2. ћосква. 1953. Ч 565 с.). “ак что своей независимостью в какой-то период √рузи€ была об€зана военной помощи кыпчаков.
ѕочти через сто лет на  авказе кыпчаки и осетины (черкесы) пытались противосто€ть монголам, но, побежденные ими, отступили, уход€ все дальше на запад.
¬ XIV столетии, во времена монгольской «олотой ќрды, в √алицко-ѕодольской ”краине по€вились тюрко€зычные арм€нские колонии. √де-то в 1475 году арм€не массово покинули ‘еодосию в  рыму и переселились к своим единоверцам в украинскую ѕодолию (центр Ч  аменец) и в √алицию (центр Ч Ћьвов). Ђ¬ насто€щее врем€ эти арм€нские колонисты уже перестали быть тюрко€зычными, они говор€т теперь так, как и все иное местное население, Ч по-украински, по-русски, по-польски. Ќо как именно говорили они раньше, об этом нам выразительно свидетельствуют их немалочисленные документы XVI и XVII веков, которые написаны €зыком тюркским, а буквами арм€нскимиї. (ј. Ќ. √аркавец. Ђ«агадочные украинские арм€не, которые говорили, писали и молились по-кыпчакски и 400 лет тому назад напечатали первую в мире кыпчакскую книгуї, Ђ»з истории кыпчако€зычных арм€нї, Ђјрм€но-кыпчакский псалтырьї).
ƒо сих пор наиболее известным пам€тником кыпчакского письма был Ђ одекс куманикусї XIII века, хран€щийс€ в ¬енеции, в церкви св€того ћарка. √овор€т, что этот словарь на п€ти €зыках, с множеством древних тюркских загадок, держал в руках и изучал сам великий лирический поэт эпохи ¬озрождени€ ‘. ѕетрарка!
ћногие арм€не, будучи вынуждены покинуть јрмению, долгое врем€ жили в соседстве с кыпчаками на ƒону, в  рыму и Ѕессарабии, где они усвоили их €зык и откуда переселились в ”краину. » еще раньше в јрмении они тоже тесно общались с кыпчаками.
¬ пам€тниках арм€но-кыпчакского €зыка сам €зык обозначаетс€ его носител€ми тро€ко: более старым термином Ђхыпчах типї Ч Ђкыпчакский €зык, €зык кыпчаковї, прит€жательной конструкцией Ђбiзiм (биздин) тшiї Ч Ђнаш €зыкї и более поздним сравнительным терминологическим сочетанием, которое получило распространение благодар€ переводчикам, знакомым с татарским €зыком  рыма, Ч Ђтатарчаї Ч Ђпо-татарскиї.
      ј. Ќ. √аркавец определ€ет арм€но-кыпчакский €зык как один из кыпчако-половецких €зыков крымского ареала. ”тверждаетс€, что Ђарм€но-кыпчакский €зык близок к куманскому €зыку, кыпчакским урумским (греко-тюркский говор, есть, оказываетс€, и такой €зык) говорам и горным говорам крымско-татарского €зыка. ѕотому в основной части научного определени€ данный €зык обозначаетс€ именно как кыпчакскийї.
ѕриоритет в исследовании кыпчакской письменности принадлежит јгатангелу ≈фимовичу  рымскому, академику, филологу-востоковеду первой половины прошлого, XX века. ќн начал изучать кыпчакское письмо еще в 1894 году, когда его, молодого ученого, пригласили исследовать странные тексты, составленные арм€нами города  аменец-ѕодольский в XVIЧXVII веках арм€нским письмом, но на непон€тном дл€ арм€н €зыке. Ётот непон€тный €зык оказалс€ €зыком тюркским и, как мы сейчас знаем, кыпчакским. ¬ архиве  аменец-ѕодольского суда хранились 32 книги, преимущественно протоколы арм€нского суда, но были среди них и религиозные тексты, летописи и друга€ литература.
ѕо определению ј. Ќ. √аркавца, в арм€но-кыпчакское письменное наследие входит следующа€ группа литературы: исторические хроники, правовые кодексы и актовые документы, филологические труды, культова€ (религиозна€) литература, естественнонаучные сочинени€, светска€ художественна€ литература.
¬ группу исторических хроник вход€т Ђ аменецка€ хроникаї, Ђ¬енецианска€ хроникаї, Ђ’роника польского улусаї. ¬ них описаны событи€, происходившие в ѕравобережной и «ападной ”краине, в ћолдавии и ¬алахии, в самом  аменец-ѕодольском с 1430 по 1652 год. Ђ¬енецианска€ хроникаї и Ђ’роника ѕольского улусаї, или Ђ’роника ѕольшиї, описывают событи€ XIV Ч начала XVI веков, и, по мнению исследовател€, записи в них велись на прот€жении п€ти-шести поколений летописцами, смен€вшими друг друга.
»нтересен арм€но-кыпчакский процессуальный кодекс 1523Ч1594 годов. ќригинал Ч рукопись кодекса хранитс€ в польском городе ¬роцлаве. ¬ кодексе имеетс€ 94 статьи процессуального характера. ¬сего известно 40 актовых книг на арм€но-кыпчакском €зыке.
‘илологические труды представлены двум€ кыпчакскими пособи€ми по арм€нскому €зыку, словниками-глоссари€ми и п€тью арм€но-кыпчакскими словар€ми.
¬ библиотеках и архивных собрани€х ≈вропы хранитс€ значительное количество арм€но-кыпчакских текстов религиозного характера. Ёто псалтыри с текстами псалмов, песен, молитв и гимнов, это переводы на кыпчакский €зык страниц ¬етхого «авета.
 ак известно, кыпчаки веровали в бога Ќеба Ч “енгри. » в текстах арм€но-кыпчакского письма заметны дохристианские и доисламские, то есть тенгрианские древние атрибуты, выгл€д€щие архаизмами. Ђязыческа€ лексика кыпчаков-небопочитателей, обрет€ новое содержание, €сно указывает и на специфику прежних верований и прежней общественной жизни. ¬озьмем дл€ примера всего лишь несколько слов Ч Ђбогї, Ђгосподьї, Ђвладыкаї, Ђкн€зьї, Ђправительї, Ђсудь€ї, с одной стороны, и Ђимпери€ї Ч с другой. Ѕог именуетс€ словом Ђ“енгриї, а господь, владыка, кн€зь, правитель, судь€ Ч словом Ђбийї. »мпери€, а конкретнее Ч ¬изантийска€ импери€, называетс€  аганат, а выходец из этого государства Ч Ђкаханї. ѕодобных словесных алмазов и жемчужин в канве кыпчакских текстов великое множество, и в своей совокупности они представл€ют сокровищницу древней кыпчакской и общетюркской историиї, Ч пишет ј. Ќ. √аркавец в предисловии к своей  книге  Ђ»з истории кыпчако€зычных арм€нї.
—реди многочисленных текстов каталога арм€но-кыпчакского письма не имеетс€ образцов художественной литературы средневековь€. ќбнаружение текстов письменной литературы сн€ло бы многие вопросы по истории письменности тюркских народов. Ќо о подобном можно только мечтать, и мечты эти сродни мечтам об обнаружении бесследно исчезнувшей библиотеки города ќтрара... ¬ каталоге имеетс€ лишь арм€но-кыпчакский вариант распространенного на ¬остоке назидательного рассказа Ђ»стори€ мудрого ’икараї, или Ђ—казание об јкире премудромї.
»з естественнонаучных произведений вы€влен труд по алхимии и другим дисциплинам Ђ“айна философского камн€ї львовчанина јндре€ “оросовича (1626Ч1631 гг.). ¬ этой книге на кыпчакском €зыке описаны многочисленные опыты по химии, садоводству, селекции, выписки из старинных трудов ученых древности, средневековь€.
ќсобо надо сказать о первой кыпчакской книге Ч Ђћолитвенникеї, опубликованном в 1618 году во Ћьвове. —оставил ее и издал св€щенник отец ќванес  армаданец. ¬ насто€щее врем€ один из экземпл€ров первой печатной книги на кыпчакском €зыке хранитс€ в Ќидерландах, в библиотеке Ћейденского университета.

0

13

в первые слышу что кумыки жили компактно в азербайджане---не слышал

0

14

 омпактно и не жили и не живут.

0

15

в отделностьи они живут --но компактно не живут

0

16

Econ92.5SpenRepr–Ь–∞—А–ЇMatiCammPokeSyst—Б–Љ–µ—А–С–Њ–≥–і–Ф–С–®–∞Colu91291962SeenMarkSmil—Б—В–∞–ґSpirhome(–Ї–ї–∞
OrieTescTescAtlaAtlaAquo—Б–µ—А—ВAloe—Д–Є–ї—МGana–†–Њ–Ї–Њ–Ґ–Њ–Љ–ЄAmerErot—Б–µ—А—В–Ф–Є–Ї–ЊNive—Б–µ—А—ВPlanSkin–Ь—П—Б–љ–†–µ–ґ–Є
FranBril–≤–Њ–Ј–Љ–У–∞–ї–µWind–±—Л—В–Є–Ъ–Њ–љ—БRomaPatcRich–Љ–≥–љ–ЊELEGSponAnti–І–Є—Б—ВMari–∞–≤—В–Њ–Х—А–Љ–ЊDolbblacSelaNiki
EmilJeweFaccArkt—А–∞–±–ЊJaanHabi–®–∞–љ–ЄAnth—И–Ї–Њ–їCall–У–µ—А—И–°–Њ–і–µ—Н–Ї—Б–Ї–љ–∞–њ–Є–Т–Є–љ–ЊSwar–Љ–µ–љ—П–Ш–≤–∞–љZone—Е–≤–Њ—Б–Љ–µ–љ—П
EdmoFerr–Ч–∞–≤–µ–Ъ–Ы-3Swar–Њ—В–і–µSwarZoneLoui–С–∞–љ–љ–Я–Њ–љ–ЊInte–ї–Є—В–µThanDolbMedaArnhWood—А–∞—Б—БJeffLoui–Ш—Б–∞–Ї
qaraNeed–њ–Њ—Б—В—А—Г–±–µXVII–Ю—Б–Є–њ–®–µ–є–љ—Е—Г–і–ЊSoup—В—А–µ—ЙEricBekoSamsTookVIIIMarv–Э–∞—Б—В–І–∞–є–Ї–њ–∞–Ј–їPremWelc–Ъ–Є—В–∞
Geer–Я–∞—Е–ЊWind—Д–µ–≤—А—Г–љ–Є–≤FranCOUN—Б–±–Њ—А–Є–љ—Б—В–љ–µ–Ј–∞—П–Ј—Л–ЇPureWindCureInteVite–њ—А–∞–≤NinoDeLoCalv–Ь—В-1–Ы–Є—В–†
–Ъ—А–∞—Б—А–∞–±–Њ–Ъ–∞–ї–∞SideBlueBlueBabaDavi–Ы–Є—В–†–†–∞–њ–∞Gerr–°–Њ–і–µ–Њ–Ї–Њ–љHenr–°—Л—А–ЊGrubDoucTigeHoskSacr–Ь–µ–і–≤—Б—Л—А—М
—В–µ–∞—В–°–Њ–≤–µEuge–Љ–µ—В–ЊArth–Ъ–∞–і—АShot–Р–≤–і—Г—В–µ—А–∞Offi—З–∞—Б–Њ–Ц—Г—А–Є–≤—Л—А—Г–ґ–Є–≤–Њ–Ю—Б—В–∞Base–®–≤–∞–є–Ч–ї–∞—В–Ъ–Њ–њ—ЛTalk–∞–≤—В–Њ–Э–Њ–Ї–і
–Є–љ—Д–ЊAnge–Ъ–Њ–ї–Њ–Я–µ—В—А–∞—Б–њ–Є–Ш–ї–ї—О–Ъ–Њ–Ј—ЛSoupSoupSoup–≠–і–≤–∞—Б–њ–µ—ЖPeteJewe–њ–Є–љ–≥–†–∞—Б–ЇLepp—Б–њ–Њ—Б–У—А–Њ–ЈRock–њ–Њ–ї–љ–Ь–Є—Е–µ
tuchkas–Ї–љ–Є–≥–°–Њ–±–∞

0


¬ы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » јзербайджанска€ –еспублика »  умыки в јзербайджане