ETHNO-CAUCASUS FORUMS

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Республика Дагестан » Андо-цезские народы


Андо-цезские народы

Сообщений 1 страница 30 из 57

1

Интересно, какова реальная численность андо-цезов в Дагестане? На каком уровне у разных этносов реально проявляется этническое (субъэтническое/локальное/вплоть до джамаата) самосознание?
По официальным данным переписи 2002 г. представителями того или иного андо-цезского народа назвались 56.678 человек. Из них 21.270 - андийцы. Что интересно, чамалалами назвались всего 6 человек, хотя по меркам андо-цезских народов - это довольно многочисленный этнос.

0

2

У меня есть два друга цеза,они односельчане и дружат с детства.Один считает себя истинным аварцем,другой цезом и что у них с аварцами нет ничего общего!

0

3

Видимо, это давольно распространённое явление среди андо-цезов. Вот например, я слышал от одного аварца, что жители села Анди обижаются, если их причисляют к аварцам, настаивая на своей исключительно андийской идентичности, а жители соседнего села, кажется, Гагатля, напротив, не противопоставляют себя аварцам.

0

4

Да Нури у тебя правильная информация насчёт анди и гагатли. Уроженцы села Анди, в основном которые вертелись вокруг прихвостня (Джамал Алиев) бывшего главы Дагестана Магомедова заявляли, что они андийцы. Создавая новый народ откалывавшийся от аварцев Магомедов Магомедсалам сын Магомедали (председатель Госсовета, то есть бывший дагестанбаши) хотел ослабить ненавидимый им (как поставщик его противников и политических оппонентов) наш народ.

0

5

Если я правильно понял, ты связываешь подобные процессы исключительно с политическими веяниями? Видимо, среди части представителей андо-цезов это действительно исключительно так. Но наверняка, у другой части могут иметься и другие причины к этническому обособлению.
Как ты считаешь? Ведь в постсоветское время национальная самоидентификация приобрела более серьёзное значение, в том числе и на Кавказе, где она и так была традиционно сильна.

0

6

Карта распространения языков на западе горного Дагестана (оченнь подробная).

0

7

А разве Андийцы и Цезы не отделные народы???Что у них общего с аварцами?
Разве во времена Даниялова их также по политическим целям не приписали к аварцам,для усиления аварцев,а лезгин спецом разъединили так как их было много.

0

8

А разве Андийцы и Цезы не отделные народы???Что у них общего с аварцами?

Языки по крайней мере родственные. Но язык - не всегда определяющий фактор. Хотя, для меня главный.
Я думаю, у андо-цезов и в начале 20 века было некое ощущение единства с аварцами. Ведь и собственно авароязычные аварцы далеко не однородны. Раньше аварцами (не маарулал, а именно аварцами), принято было называть только хунзахцев. Например, большинство андо-цезов ныне говорят на литературном аварском гораздо лучше кусурцев или других южан.

0

9

Насчёт кусурцев ты конечно прав у них язык наполовину цорский (закатальский) диалект, наполовину тлейсерухский.

0

10

Если я правильно понял, ты связываешь подобные процессы исключительно с политическими веяниями? Видимо, среди части представителей андо-цезов это действительно исключительно так. Но наверняка, у другой части могут иметься и другие причины к этническому обособлению.
Как ты считаешь? Ведь в постсоветское время национальная самоидентификация приобрела более серьёзное значение, в том числе и на Кавказе, где она и так была традиционно сильна.

В прошлом году был в Цунтинском районе - разговаривал с начальником статуправления - спрашиваю какого макара 3% (9 человек) населения села Мокок у тебя по переписи 2002 года стали лезгинами? Он отвечает - а мне сказали покажи немного мозаики, а в остальном делай что хочешь. А бывший глава (басир Магомедов) приказал всех записать дидойцами, Магомедали взамен ему общеал место выделить в Госсовете и протолкнуть его на это место, а район оставить брату Малачу.
Такое вот национальное самосознание земляк (в смысле кавказец) Нури у цунтинских аварцев стало в результате политзаказов и проституции бывшего руководства района. Сейчас их выкинули и во главе района сейчас твёрдые аварцы-цунтинцы и в школах с этого года начнётся полноправное изучение аварского языка загнанное бывшим прихвостнем Магомедали под парты и изучавшегося как иностранный язык.

0

11

На 6 конгессе этнологов в 2005 г. на мой доклад по итогам переписи по Западному Кавказу некая Кислова Г.И. из Дагестана (а может и не она) заявила что переписи - это полная фигня. Когда начал разбираться, что происходит в Дагестане, я вынужден с ней согласится.
У вас начальников статуправления часто меняют, особенно в результате насильственной смерти?

Отредактировано граф Воронцов (2006-05-18 16:34:13)

0

12

загнанное бывшим прихвостнем Магомедали под парты и изучавшегося как иностранный язык.

Я где-то читал, что устное объяснение предметов в школе (там фигурировал Цумадинский район) зачастую идёт на родных андийских языках. Ты что-нибудь знашь по этому поводу? По-моему это правильно.

0

13

Нуцал, в Кенхи есть школа, или дети учатся в соседних селениях? Если есть, то на каком языке происходит обучение в начальной школе: аварский, чеченский, русский?
Во времена Ичкерии как жилось чамалалам? Мужчины воевали или сохраняли нейтралитет?
Местные чамалалы занимаются скотоводством? Если да, то перегоняют ли стада в Цумаду? Вообще как поддерживается связь с Цумадой?

0

14

Мы, конечно, аварцы, но все равно есть осадок. Моя мать аварка, отец каратинец. Языки отличаются гораздо в большей степени чем русский с английским, однако записаны аварцами. Не воевать же из-за этого. Благо, что аварцы ведут себя так, что не стыдно быть аварцем. Мой земляк Абдулманапов стал Героем Советского Союза. Немцам он ответил, что он не аварец, а русский. Тогда было так.

0

15

Карата, это себя как определяешь?
Воспринимают ли каратинцы себя одним целым с ботлихцами, андийцами, ахвахцами и аварцами из соседних селений?

0

16

Нет, единым целым в Дагестане вообще народы себя никогда не представляли. Каждое село считало себя лучшим. Что касается андийцев и цумадинцев, то их языки очень схожи с каратинским, почти все понятно. А соседний аварский и ахвахский совсем другие. Аварский знают только потому, что в школе обучаются.
Себя я ощущаю больше аварцем, потому что мать аварка и в семье говорили на аварском и русском. Каратинский знаю не очень.

0

17

Если не секрет, из какого селения ты происходишь? Каратинцы владеют какими-нибудь ещё языками, кроме родного и аварского?

0

18

Отец из Караты. Каратинцы знают аварский, а неокторые знают кумыкский, чеченский и ботлихский (нижнее Инхело).

0

19

С аварским понятно, а откуда некоторые знают чеченский и кумыкский? Кумыкский знают переселившиеся на равнину или на родине?
Кстати, много ли в Карате переселенцев из других селений района? Это же райцентр, по идее должны быть и переселенцы. Они владеют каратинским? Я спрашивал про переселенцев в Агвали - многие из них владеют чамалальским.

0

20

Андийские языки

0

21

Кумыкский и чеченский знают единицы, в основном старики, которые по молодости ходили на заработки.
Некаратинцы (аварцы, ахвахцы и другие), живущие в Карате, все знают каратинский язык.

0

22

Говорят, что до недавнего времени некоторые владели грузинским, в основном так называемые "хъазахъи". Они отличаются от каратинцев более смуглой пигментацией, черными и карими глазами, даже характером.

0

23

в основном так называемые "хъазахъи".

Ты не мог бы поподробнее рассказать, кто это такие?

0

24

Я сам толком не знаю. Кажется, это потомки пленных грузин, армян, русских и прочих, которых селили чуть выше Караты. Они привлекались к различным работам. Что-то типа рабов. Сейчас Карата слилась в одно целое.
Хъазахъи давно уже говорят на каратинском, считают себя аварцами, но их все равно не особо признают. Браки с ними считаются нежелательными.

0

25

Вообще среди аварцев же довольно много потомков пленных грузин. насколько я знаю. А эти хъарахъи по-грузински совсем не говорят?

0

26

Они давно интегрировались в аварсое общество. Просто внекоторых архаичных общинах они были обобщены. В Карата (село) их сейчас около половины. А в соседнем селе Арчо их нет вообще. В Анчихе их нет, анчихские хъазахъи жили в соседнем селе Цумали. Но сейчас корректные аварцы не используют это слово, так как подобное оскорбление произнесённое на публике вызовет как минимум драку, а как максимум ранение или убийство обидчика.

0

27

Бобровников пишет, что в беседе с одним "хъазахъи", тот сообщил ему, что готов "семь шкур с себя содрать, чтобы сбросить это позорное ярмо", т.е. видимо, не до конца интеграция произошла.
Кстати, если не ошибаюсь хъазахъи на одном из андийских язык значит "грузин"?

0

28

Цезы (дидойцы) приняли ислам одними из последних на Кавказе. Полностью исламизированы они были лишь на рубеже 18-19 веков. А некоторые селения только в середине 19 века. Как так получилось, ведь Дагестан являлся в то время самым исламизированным регионом Северного Кавказа? Влиянием соседней христианской Грузии это не объяснить, т.к. все попытки грузин насадить христианство среди цезов, не увенчались успехом.
Кстати, насколько среди современных цезов распространено знание грузинского языка.

P.S. Алтун и Нуцал, можете продолжить дискуссию в соответствующей теме. Только поменьше оскорблений, я устал удалять сообщения из этой темы.

0

29

Это обусловлено географической удалённостью, рельеф, упорство общин, не знаю что ещё. В Черновике (Chernovik.net) есть статья Последние язычники Дагестана, как раз по этой теме (исламизация цезов). Прочитай многое поймёшь наверно.

0

30

Нуцал, я не смог найти эту статью на сайте. Не мог бы дать точную ссылку. И ещё просьба, если можешь. ответть на вопрос в разделе "Цумадинский район".

Отредактировано nuri (2006-06-06 22:18:21)

0


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Республика Дагестан » Андо-цезские народы