ETHNO-CAUCASUS FORUMS

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Грузия » Кварельские аварцы


Кварельские аварцы

Сообщений 61 страница 90 из 94

61

В книге "Абхазия: документы свидетельствую" Сухум 1991. имеется текст документа о переселении колхозников из ряда районов З Грузии в Кахетию в сталинские годы. Но к сожалению не могу найти его в книге. Щас копался. Я вот думаю, все ли в то время переселились..

0

62

Молодец Жирзик!!! Извини если неправильно понял твой ник. Может тебе будет интересно - Мтисдзири это бывшее Ареши (ГIашу). В 1944 году их как и значительное число дагестанских аварцев выселили в Чечню.  А в 1957 году не позволили занять их древнее родовое село, которое назвали Мтисдзири (предгорное - на грузинском) и заселили осетинами, имеретинами, кахетинцами и т.д. Там же рядом с Тиви до 1944 года было село Тебелджохи (ЛъебелчIарахъ - на стоянке лъебелов - аварское племя в Тляратинском районе). У него та же судьба.

0

63

Молодец Жирзик!!!

Да, так меня еще не называли. :) Это вообще чешская форма моего имени, когда-то запавшая мне в душу: Йиржик, если по-русски. Но зовут меня Юра.

Да, у меня даже была мысль составить карту этих мест за какой-нибудь предыдущий период (когда там одни аварцы жили :-) ), но данных пока маловато. Так что первое издание Атласа пойдет без неё.

Отредактировано Jirzik (2006-09-13 23:28:24)

0

64

Юра ещё раз извиняюсь за плохое знание латинницы. С твоего позволения хотел сделать несколько замечаний по поводу карты Алазанской долины.
1. Катех который ты сделал смешанным аваро-цахурским на основании данных из книги Гаруна Халиловича Ибрагимова (кстати моего большого друга) "Цахурский язык" по последней статье Гаруна (неделю назад вышла в цахурской газете "Нур") на 83% аварский, 3% цахурский и 13% тюркский. На самом деле тюрок там 7%, а цахурцев по состоянию на 2006 год (июнь) 27 семей. (напомню это из 8 тысячного населения). Там живут также 8 семей лезгин и 4 семьи рутульцев.
2. Даначы который по той же книге сделан аваро-цахурским. В нём живут 46 семей цахурцев по происхождению (!!!) в настоящее время разговаривающих на аварском языке и на 70% считающих себя аварцами. Цахурский знают лишь население старше 50-55 лет, и то засорённый аваризмами. В Даначы (авар. Динчи) живут 8,4 тысячи человек, на 99% аварцы.
3. Территория ниже Катеха с включением Камышталы (не включая Корталу и Дарвазбину где живут в большинстве тюрки) авароязычна по языку и считает себя аварцами и относятся к бывшим катехским зимним хуторам, откуда на лето из-за жары и комаров (здесь свирепствовала до 1950-х годов малярия) переселялись в предгорный Катех. Там расселены те же кланы которые живут в Катехе и здесь больше соблюдается принцип покланового расселения, так как каждый клан или несколько родств-х кланов расселились каждый на своём родовом хуторе.
4. Юхары Тала. Где живут 7,6 тысячи человек. Аварцы - 87%, Цахуры - 2%, а Тюрки (ассимилированные аварцы из клана Арабал, Чурмутал и Апарагал) 11%.
5. Юхары Чардахлар - 2,1 тысячи человек. Аварцы (по языку и самосознанию)98,5%, цахурцы - 1,5% (все старше 40-50 лет). Дело в том что там цахурцев по происхождению (мигрантов 1930-60-х годов из сёл Мухах, Кальял и Сабунчи) 4% населения, но сейчас они себя называют аварцами и разговаривают на аварском языке образуя аварские кланы цахурского происхождения (суркIунал из сабунчи, кIалалал из кальяла и мухъахъал из мухаха).
6. Мишлеш - 0,35 тыс. чел. Они являются цахурцами из села Мишлеш переселившимися туда в 1870-х годах на аварский хутор ЧIинчIар, в селе живут и 7 семей аварцев (11% населения), да и цахурцы в большинстве своём знают аварский язык, хотя считают себя конечно цахурцами. Но тенденция такова, что идёт переселение их в город, а аварский элемент растёт. Цахурцам там принадлежит 73 га земли, а остальная часть вокруг него принадлежит селу Джар чьим хутором являлся Чинчар, где цахурцы были расселены как арендаторы-скотоводы пасущие скот джарцев. Поэтому выделение всей округи вокруг Мишлеша в цахурский цвет неприемлемо (на мой взгляд).
7. Илису, Сарыбаш, Агчай. Цахурцы в этой зоне являлись и являются в массе свой мигрантами 1750-х годов (после вырезания аварцев этой зоны Надир-шахом о чём говорится в знаменитом аварском эпосе "Надиршагь шущахъ виххизави" Сарыбаш там называется ЦIараки (домовладение на аварском языке) и говорится об аварском населении этой зоны вырезанном персидскими завоевателями, часть же бежала в горы и Закаталу-Белоканы). Заново заселить эту зону у аварцев обескровленных изнурительной войной с Надир-шагьом не было. Поэтому аварцы туда вернулись частично и в основном элита, а основное население мигрировало (организовано илисубскими сулатанми аварцами из клана Тирхалал) из нагорного цахура. Также в 1852 году все цахурские селения были сожжены и население выселено на Алазанскую равнину большинство в Кахский район, из-за чего бывшие аварские сёла стали в массе своей цахурскими. В том числе и Илисуб.
Пока хватит думаю. Наилучших пожеланий и успехов в твоей нелёгкой работе Юра. Буду рад ответить на все вопросы.

0

65

Самоназвание у нас не то которое ты дал а "МагIарулав" Саварского значит горец. но гора на аварском мегIер Почему тогда МагIар

0

66

Самоназвание у нас не то которое ты дал а "МагIарулав" Саварского значит горец. но гора на аварском мегIер Почему тогда МагIар

И че ты приписал к моему нику и че это значит?

0

67

И че ты приписал к моему нику и че это значит?

Он ничего не приписывал. Просто когда гость вписывает ник зарегистрированного пользователя, к нику по умалчанию прибавляется приставка асас-, что по-абхазски значит "гость"

0

68

Мда, только сейчас прочитал данные Нуцала... Жаль, что не раньше. А откуда всё-таки такие довольно подробные данные, Нуцал?

И еще: получается (или нет?), что цахуры в этих местах появились относительно поздно, а аварцы жили издавна. Это странно, ибо всё-таки цахуры ха хребтом живут явно не первое тысячелетие,  а аварцы дошли до хребта относительно недавно (ну скажем веков 5-6 назад).

0

69

Также в 1852 году все цахурские селения были сожжены и население выселено на Алазанскую равнину большинство в Кахский район, из-за чего бывшие аварские сёла стали в массе своей цахурскими. В том числе и Илисуб.

Нуцал, не совсем понял, какие сёла были сожжены в 1852 году - в долине Самура, в верховьях Карачая или еще где?

Кстати, знаешь ли ты что-то о поселениях / зимних пастбищах цахуров ниже по Алазани, к северу от нынешнего Мингечаурского вдхр?

0

70

... получается (или нет?), что цахуры в этих местах появились относительно поздно, а аварцы жили издавна. Это странно, ибо всё-таки цахуры ха хребтом живут явно не первое тысячелетие,  а аварцы дошли до хребта относительно недавно (ну скажем веков 5-6 назад).

  Ничего странного в этом нет. Аваро-андо-цезские народы возможно за исключением части хунзахцев, андийцев и др. - в общем не все и не скопом, между прочим и вайнахи -  возможно не ингуши и не аккинцы - попали на территорию своего нынешнего проживания через Грузию. До этого они жили в прекрасном грузинском климате и мягкой природе относительно Северо- Восточной части ГКХ. Насчет этого однозначно  изложено в Картлис Цховреба.
Почитайте на досуге... :rolleyes:

0

71

вот знакомый был в Кварелии... написал статью -

ПОСЛЕДНИЙ ИСХОД - ВОПРОС ВРЕМЕНИ?
Марко ШАХБАНОВ
Проблемы настоящего времени изложены в письме кварельских дагестанцев. Хотелось бы отметить другое: кварельцы пишут, что они поселились в Грузии лишь в ХIХ веке. Понятно стремление кварельцев показать себя дагестанцами, когда они хотят переселиться в Дагестан. Это официальная история Тбилиси, которая на протяжении 70 лет вдалбливалась в головы дагестанцев. "Вы гости, - говорили в Тбилиси, - и должны вести себя соответствующим образом!" Но реальная история этого края складывалась совсем иначе, чем это описывается в грузинских учебниках истории.

Армянский след
Сами грузинские историки, в том числе такие видные академики как Георгий Меликишвили и Иван Джавахишвили, признают, что восточная часть современной Грузии с древнейших времён была населена народами нахско-дагестанской группы. Хотя в последнее время в своих трудах историки из числа закавказских аварцев, в том числе и работающие в Баку, вполне резонно настаивают на термине "мааруло-нахская группа", поскольку термин "Дагестан" является чуждым коренному населению Восточного Кавказа.

Данные грузинских академиков подтверждают древние грузинские и другие хроники. К примеру, в V веке там упоминаются цунтинцы (дидойцы) и другие "горские", т. е. аварские племена: "Дидойцы и другие горские народы Кавказа, живущие по ту сторону Алазани (т. е. на левом берегу), по Блаженного Авива проповедию и чудесам отстали от огнеслужения и вошли снова в недра церкви Христовой". (ЦГИА Грузинской ССР. Фонд Жордания, д. 16, с. 1-2) На рубеже I и II тысячелетий арабские историки со слов секретаря Тифлисского эмира пишут, что большая часть Аррана (арабское название Эрети) принадлежит царю Сарира, аварского государства с центром на хунзахском плато. Здесь было распространено христианство армянского направления, в связи с чем грузинские историки пишут, что в Эрети всё население до 952 года были еретиками. Тогда понятно, почему крест в аварском языке называется армянским термином "хъанч", а не грузинским "джвари".

Построенные здесь церкви тоже армянского типа. Самый яркий пример - Лекитский храм в Закатальском районе. Его аналоги есть в Ереване (известная церковь "Звартноц"), в Таике и Ишхане, построенные католикосом Армении Нерсесом. Таким образом, после раскола церквей Грузии и Армении (607-609 гг.) и до 952 года закавказские аварцы-христиане придерживались армянского направления. Династия владетелей Эрети тоже армянская, из рода Багратуни. Один из лучших кавказоведов всех времён, академик Николай Яковлевич Марр писал: "В Эрети, в колонизации края грузинам предшествовали армяне, так что в грузин обращались собственно обармянившиеся албанцы". (Аркаун - монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах. ВВ. Т. ХII. М., 1906 г., стр. 7.) А албанцами, ясное дело, - и таково мнение самого Марра, - в восточной Грузии могли быть только аварцы. Но процессы ассимиляции зашли так далеко только в Камбечани, которая находится по правую сторону от Алазани; на другую сторону эти процессы тогда ещё не перекинулись. В состав Грузии этот край вошёл на постоянной и исторически доказанной основе лишь во время пика её могущества и во время начала распада Сарира, в начале ХII века. Произошло это в 1104 году, после битвы в Эрцухи. В 1117 году владения царя Давида Строителя простёрлись уже до Шеки. Его успех в значительной степени объяснялся внутренними раздорами внутри Эрети. Ему помогли феодальные дома Эрети Арешидзе (Гьаршиязул) и Григолисдзе (Горгиязул). Средневековая грузинская хроника "Картлис Цховреба" указывает, что в борьбе за Ширван Давида поддерживало местное население Эрети - "леки". (КЦ, I, стр. 345) В том же ХII веке была учреждена Гишская епархия Грузинской церкви, и началась долгая грузинизация местного населения.

Первые грузины
Сами этнические грузины, по утверждению грузинских историков, впервые появились на левобережье Алазани в начале Х века нашей эры, в селе Гавази Кварельского района. (Д. Л. Мусхелишвили. Из исторической географии Восточной Грузии. Тбилиси, 1982 г., стр. 23-24) Даже если поверить Мусхелишвили, сам факт переселения в Х веке, если он на самом деле имел место, был единичен и никакого значения в изменении этнического состава этого региона не имел. Но постепенно приток грузин усиливался, и их становилось всё больше.

Одной из главных причин ассимиляции аварцев грузинами в этом регионе было то, что языком церковного богослужения был грузинский. Несмотря на всё это, до начала ХVII века, когда в ходе нашествия персов вся Эрети (у аварцев ЦIор) была опустошена, в значительной степени "огрузиненные" аварцы являлись большинством в этом регионе. В результате геноцида населения современной Кахети, от которого пострадали и аварцы и грузины, погибло 70 тысяч человек. Остальные были выселены в Иран. Масштабы разрушений и опустения земель были ужасающи - цветущий край был превращён в руины.

Русское посольство Мышецкого и Ключарёва, посланное в Кахети, обнаружило на месте цветущих сёл и городов разбросанные в лесах отдельные дворы крестьян и разрушенные поселения: "Деревня Король (Кварели) - 6 дворов, вся врознь в лесу, деревня Гаваза - 10 дворов, вся врознь в лесу". На опустевшие земли переселялись западные грузины, которые изменяли всю этническую ситуацию в этом регионе. К примеру, в село Субуда заселились грузины из нижней Рачи (верховья реки Риони, севернее г. Кутаиси). Особенно усилилась миграция грузин из Картли и Имерети. После того разорения левобережье Алазани всё ещё было малонаселено, что и привлекало новых переселенцев. В результате к середине ХVIII-го века на левобережье Алазани образовалось 9 сёл, населённых уже "огрузиненными" аварцами и западными грузинами. Эти селения платили аварцам подати, которые, на наш взгляд, безусловно, носили характер арендной платы за пользование землёй, а не выплаты жалованья наёмникам, как это хотел представить грузинский царь Ираклий. "Деревни Сабуй, Шильда, Алмати и ещё 2 селения (Греми и Энисели. - Прим. ред.) платили капучинцам.., а деревни Кварели, Гавази, Чикани и Кочетани платили подати анцухцам". (Норденстам И. И. Описание Анкратля. 1832 г. // ИГЭД, XVIII-XIX вв. М., 1958 г., с. 323). В левобережной Эрети, кроме указанных 9 сёл, грузинских поселений больше не было. В то же время здесь располагалось множество аварских селений. Так, выше села Гавази при речке Халак-ор (Шорт-хеви) располагалось село "Сипиан из 80 дымов и 4 мельниц". Далее "Тебелджохи" - 50 дворов, Ареши - 31 дом, "Тиви" (Гургин росо), "Сипиани" - 280 домов, "Бежаньяны", "Картубан" и т. д. (ЦГИА Груз. ССР. Ф. 231, д. 208, л. 49) По некоторым данным, на территории Грузии во второй половине ХVIII-го века, согласно документам, проживало 4 тыс. только цунтинских семейств. (А. Цанарели. Новые архивные материалы для истории Грузии ХVIII столетия//Журнал министерства народного просвещения. С.-Пб., 1883 г., ч. 22., стр. 129).

Экспроприация и колонизация
Особый размах приобрела колонизация аварских земель в долине Алазани во времена расцвета Российской империи в ХIХ-м веке. Отобрав у закатальских и горных аварцев восточную часть Кварельского и весь Лагодехский район, царская администрация, представленная грузинскими князьями, начала заселять на эти земли западных грузин, осетин и отставных русских солдат как более "благонадёжный элемент". Вот как свидетельствовали тогда жаловавшиеся российской администрации аварцы: "Земли, которые хотели отнять от нас, с давних времён находились и находятся в нашем пользовании.

Ещё до покорения Дагестана, при грузинских царях, мы имели на них селения". (ЦГИА Груз. ССР, ф. 231, д. 250, л. 13) Были также отобраны исконные земли горных аварских обществ, использовавшиеся ими в качестве зимних пастбищ: у Капучи - "местность выше кордонной линии от Аванис-хеви до реки Картубань"; у Лъебела - "от Картубань до Мацимис-хеви", у Анцуха - "от Аванис-хеви до Леляшского поста и несколько десятин земли на левом берегу Аванис-хеви близ самого села Старый Гавази до Чапарского поста". К началу ХХ-го века в результате проведения политики изгнания горского "неблагонадёжного элемента" с этих земель там осталось только 4 аварских селения: Сипиани (137 чел.), Тиви (236), Тебелджохи (239) и Ареши (400). (Кавказский Календарь на 1910 г.) То есть на территории Восточной Грузии, где на протяжении тысяч лет жили только аварцы, к началу ХХ-го века их осталось всего 901 человек! Остальные аварские сёла были "зачищены" от них, и туда были переселены колонисты: к примеру, в Картубань - 275 имеретинцев (западных грузин), Сацхениси - 56 и ещё 2 селения рядом с ним, 687 русских, Лагодехи - 339 русских, Ахалсопели - 1769 грузин и т. д. Аварцы, жившие на этой территории, вытеснялись в Белоканский район и в горы. В Белоканском районе только в посёлке Кабахчоль живут около 13 тысяч аварцев "хьанал", которые жили в конце ХIХ - начале ХХ веков на этой территории. К 1944 году аварцы остались лишь в Тиви, Тебелджохи и долине Ареши, превращённой в резервацию для бежтинцев и гунзибцев. В 1944 г., с утра 4 августа и до 15 часов 5 августа шло выселение аварцев из своих сёл и переселение их в Чечню. Всего было переселено 633 хозяйства, 2035 человек, т. е. все до единого кварельские аварцы. Исключение составили лишь те, которые бежали в центральную Грузию и горный Дагестан. В 1957 г. аварцы были поселены на болотистые пустыри, которые 15-20 лет им пришлось осушать и облагораживать.

Село Ареши было закрыто для аварцев, там были поселены грузины, а сам населённый пункт переименован в Мтисдзири, как сейчас и называется. Согласно переписи 2002 года, в 3 последних оставшихся аварских сёлах Грузии - Тиви, Сарусо и Чантлискуре - живёт 2221 аварец. И они хотят переселиться в Дагестан. Этим и будет положен конец многовековому вытеснению "леков" из Грузии.

Источник: газета "Черновик"

0

72

...вот знакомый был в Кварелии... написал статью

Марко ШАХБАНОВ и пр.

Как скромно, чисто по мааруальски...
Особенно интригует - Марко.   А вообще, поздравляю всех горских переходников с Къурбан байрамом и  Новым годом! Так держать хвосты по ветру! Не переведутся Рассолы(в смысле флюгера) в наших отечествах! Роль осетин - для Кавказа, это роль бахIараб байракъов для ДАГЕСТАНА...
Отредактировано администратором

Отредактировано nuri (2006-12-31 11:12:44)

0

73

Про нахско-дагестанцев на территории современной(географической) Грузии - никто не сомневается. Хотя и есть общепризнанная(кроме естесственно отечественных историков и этнографов) версия о сино-кавказской семье и т.п. и т.д.
А при чем здесь армяноиды? Зачем приписывать албанские дела армянам? Еще до всех этих движений, Дагестан входил в албанское государственно-церковное образование.
С Новым годом, ........! :P
Отредактировано администратором

Отредактировано nuri (2006-12-31 11:11:02)

0

74

Дидойцы и другие горские народы Кавказа, живущие по ту сторону Алазани (т. е. на левом берегу)

"левый берег" это восточный или западный?

0

75

думаю западный...

0

76

Для Алазани левый берег - восточный

0

77

ОК, будем знать

0

78

Для Алазани левый берег - восточный

спасибо
а то я перепугался :D

0

79

Всегда смотрите от истока к устью - не ошибётесь.

0

80

Всегда смотрите от истока к устью - не ошибётесь.

Нури, поздравляю тебя с Новым годом!
Мне  импонирует, что ты всегда зришь в корень, я имею ввиду истоки и устья... ;)

0

81

К.А. - поздно (или рано?) пугаться. И вообще не стоит пугаться. Сегодня - левый, завтра - правый. Раз на раз не приходится, а плавать многие уже научились.

0

82

для хороших людей не жалко :D

и все-таки какие все вокруг воинственные
может хоть что-нибудь грузинам оставите?
мне не для себя я могу и в Аварии(или Аваристане?) жить

0

83

может хоть что-нибудь грузинам оставите?

Да как-то не выходит. Не то что грузинам оставить, у нас уже территориальные споры с Осетией и Арменией в районе Сурама-Боржома. Шутка  :)

0

84

C Осетией - не знаю, но армянам и абхазам делить нечего (разве что новые территории типа Самцхе-Джавахка, Боржома до Мегрелии :-)

0

85

К. А.  ты аварец? жил в Кварелии?

0

86

я грузин
в Кахети бывал не раз конечно

перестрелки на финно-китайской границе продолжаются

0

87

К. А. 

думаю ты знаешь об инциденте с беженцами из Нухи и Ареша в 1918- 1919 много армян было удито азербайджанскими солбатами на берегах Алазани. вот помоту и в Кахетии есть армяне. Ты встречался с некотоыми из них? я знаю аварца, у которого дед был армянином - убили его семью, а ребенка взяли аварцы и воспитывали его. Потом через некоторое вребя ему сказали правду.

Отредактировано nuri (2007-01-05 22:04:13)

0

88

Ты встречался с некотоыми из них?

да
помню пару лет назад
(улицы в ямах, дома некрашенные...
значит не менее двух лет назад
а так точно не скажу)
в Телави познакомился со стариком
местным армянином
мило поговорили
о политике там чуть-чуть
он против Эдика был
ну и я тоже
о вине
все-таки Кахети
он сказал что родом из Западной Армении
после геноцида его семья переселилась в Джавахети
а потом он уже юношей в Телави
про Азербайджано-Армянские дела не говорили
местных проблем по горло
милый человек
с южным
спокойным лицом

много армян было удито азерскими солбатами

не надо
если мы будем называть других
"азерами" "русопедами"...
то и нас будут величать
"грызунами" и "армяшками" :(

0

89

ясно... в Телави я тоже знаю одного пожилого человека, не Варужаном ли его звать? Абрамян?  нашь дальний родственник.
В Джавахке тоже есть родные, но вот мой отец родом из Болниси.

Ладно, вот по событиям в Кварелии интересуюсь... думал что-то еще найти. здесь поместили документы об этих жудких днях.
http://javakhk.mitq.org/aresh.html

0

90

Мда, только сейчас прочитал данные Нуцала... Жаль, что не раньше. А откуда всё-таки такие довольно подробные данные, Нуцал?

И еще: получается (или нет?), что цахуры в этих местах появились относительно поздно, а аварцы жили издавна. Это странно, ибо всё-таки цахуры ха хребтом живут явно не первое тысячелетие,  а аварцы дошли до хребта относительно недавно (ну скажем веков 5-6 назад).

Были сожжены цахурские селения в долине Самура. Подробные сведения из темы своего обследования. Я сам оттуда.  Там похоронены мои предки.
Цахуры по их преданиям жили у реки Куры - ниже Казахского района и бежила от тюркских кочевников в горы и оттуда спустились на равнину - в Алазанскую долину.
У меня есть и более подробные данные (статистические, исторические) по этим селениям.

0


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Грузия » Кварельские аварцы