ETHNO-CAUCASUS FORUMS

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Республика Дагестан » Таты


Таты

Сообщений 31 страница 49 из 49

31

Для меня "азербайджанец" - этноним = азери, азери тюрк, тюрк. Просто определять этническую принадлежность тюркского населения Азербайджана и Северного Ирана как "тюрки" я считаю неверным. В таком случае мы все тюркские народы должны именовать просто тюрками, не делая различия. Мне не принципиально как именовать азербайджанских тюрок, лишь бы не просто "тюрки".
В советское время был закреплён этноним "азербайджанец" и он в настоящее время на постсоветском пространстве является самым распространённым названием тюркского населения исторического Азербайджана.
Мне не нравиться применение "азербайджанец" по анологии с "россиянин". Я бы сказал житель (выходец, уроженец) Азербайджана в данном контексте.

0

32

Для меня "азербайджанец" - этноним = азери, азери тюрк, тюрк

Понятно.. у нас изначально разные подходы, мне как раз таки ближе второе...

0

33

И что представляет из себя твой азербайджанец в общих чертах? Можно ли его как нибудь охаректеризовать?

0

34

Азербайджанец потомок древних аборигенных племён: маннеи,каспии, медяне, албаны, леги, удины и т.п. (проживавших соответственно на территориях Мидии, Манны, Атропатены К. Албании...)к 9 в. н.э. к ним присоеденились тюрки - сельджуки, в результате чего к 13 в. н.э. тюрский (- азербайджанский) язык вытеснил местные языки...
короче..
Современный Азербайджанец обьеденяет народы разные по происхождению - единые по языку...

0

35

В таком случае, твоё понятие азербайджанца тоже является этнонимом. Каждый народ развивался на основе разных этнических субстратов (хотя бы русских возьми, чего там только нет). Например в этногенезе болгар большей часть участвовали тюркские племена, однако язык они восприняли всё же славянский на последнем этапе этнической консолидации. Примеров куча.
Главное - под азербайджанцами ты понимаешь людей, говорящих на тюркском. Т.е. не относишь к ним жителей страны других нац-тей (с другими языками): лезгин, аварцев, крызов, будухцев, талышей и т.д.
В таком случае наше понимание термино практически одинаково.

0

36

В таком случае наше понимание термино практически одинаково.


Тогда что ты имеешь против персидского происхождения азербайджанцев - шиитов?

0

37

Они могли быть хоть буддистами, от этого в этническом происхождении ничего не поменяется. Я думаю, что религия связаны здесь с длительным господством Ирана в Азербайджане.

0

38

ещё одно мнение о татах, горских евреях и т.д.
http://www.gorskie.ru/istoria/oproish2.htm

0

39

В таком случае, твоё понятие азербайджанца тоже является этнонимом. Каждый народ развивался на основе разных этнических субстратов (хотя бы русских возьми, чего там только нет). Например в этногенезе болгар большей часть участвовали тюркские племена, однако язык они восприняли всё же славянский на последнем этапе этнической консолидации. Примеров куча.
Главное - под азербайджанцами ты понимаешь людей, говорящих на тюркском. Т.е. не относишь к ним жителей страны других нац-тей (с другими языками): лезгин, аварцев, крызов, будухцев, талышей и т.д.
В таком случае наше понимание термино практически одинаково.

Для лезгин, аварцев, талышей, татов и других народов Азербайджана есть один общий язык - азербайджанский. :)
Я тоже говорю на азербайджанском, курдского не знаю. Но это же не значит, что я не курд. Я этнически курд, а национально - азербайджанец, то есть принадлежу к народам Азербайджана.
Я же говорил, Нури-джан, что это трудно понять, когда не знаешь азербайджанского. На азербайджанском фраза "я - азербайджанец" звучит, как "мян - азербайджанлыйам", что на самом деле дословно переводится как "я из Азербайджана", а вот, если говорить об этническом происхождении тюрок-азери, то говорится "мян - азерИям"!

Отредактировано J-HOON (2006-11-09 02:34:17)

0

40

На территории Азербайджана издревле проживают представители разных народов. Наша Родина, порой, становится последним убежищем для тех народов, которые преследуются и изгоняются со своих родных земель. В нашей республике им были созданы благоприятные условия для развития национальных и культурных традиций, собственной культуры и искусства. Одним из них таких этносов являются горские евреи, именно им посвящена предлагаемая Вашему вниманию статья.

   Азербайджанская Республика - сегодня единственное государство, на территории которого сохранилась самая многочисленная община горских евреев. Она находится в городе Губа, где проживают более 5500 горских евреев, предки которых более 270 лет назад создали здесь "Слободу". Ее возникновение связано с азербайджанским Губинским ханством. Губинские ханы - Гусейнали хан и Фатали хан приютили горских евреев, которые отличались трудолюбием, мирным, уживчивым характером.
   
   В ХIХ веке горские евреи проживали в 30 населенных пунктах Азербайджана, в том числе в городах Губа и Дербенд, Баку и Гянджа, Шамахы и Гейчай, Вар-ташен (ныне Огуз) и Гусар. Постепенно они переселились из Азербайджана в другие районы Кавказа. Благодаря работам многих исследователей, удалось доказать, во-первых, что горские евреи - неотъемлемая часть еврейского народа; во-вторых, что они принадлежат к "восточным евреям", известным как сефарды; в-третьих, что они на протяжении веков, находясь вдали от Родины, в иноверной, иноязычной, иноэтничной среде сохранили собственную культуру, специфичный образ жизни, язык и традиции, религию предков и самоидентификацию, менталитет; в-четвертых, горские евреи испытали на себе заметное влияние кавказской культуры; в-пятых, что за все время их проживания на Кавказе, в том числе в Азербайджане, никогда не было антисемитизма и еврейских погромов. Если горские евреи и страдали, то вместе с остальными жителями Азербайджана от политических и военных, социальных и экономических неурядиц, от болезней и иных напастей.
http://g.foto.radikal.ru/0611/5e927bdff2c7.jpg
Среди ученых, занимающихся изучением жизни, быта и культуры горских евреев, в первую очередь, следует отметить следующих: И.Ш.Анисимова - первого горского еврея, получившего высшее светское европейское обазование; И.Я.Черного, много лет прожившего среди горских евреев; М.Альтшулера - современного израильского ученого, автора обширной монографии о "кавказских евреях"; Ф.Л.Шапиро - инспектора еврейских школ в Баку в начале XX века; Ю.А.Солодухо, который изучал историю переселения евреев из Сирии и Месопотамии в Азербайджан; В.Ф.Миллера, который доказал, что язык горских евреев сложился на основе древнееврейского языка - иврита, но развиваясь на территории Азербайджана, постепенно обогащался тюркизмами.

   Горские евреи традиционно занимались земледелием и скотоводством; выращивали пшеницу и ячмень, рис и табак, были главными производителями естественного красителя - марены на Кавказе. Позже они занимались преимущественно торговлей и кустарными промыслами.
В начале XX века в Азербайджане насчитывалось около 20 тыс. горских евреев. В настоящее время в Северном Азербайджане проживает около 10 тыс. человек, в Южном Азербайджане - несколько десятков тысяч. Немало горских евреев проживают ныне и в Израиле. Однако, следует отметить, алия т.е. выезд горских евреев из Азербайджана не значителен.

   Горские евреи всегда жили обособленно, отдельными поселениями или же создавали собственные кварталы, в других населенных пунктах, что связано с их своеобразным образом жизни и религиозной принадлежностью.

   Впервые этот этнос был назван эпитетом "горские" в XIX веке русскими кавказоведами при описании жизни кавказских народов. Тогда джуур были жителями гор, где основывали собственные села, либо обустраивались в других селах. В последнем случае они создавали особые кварталы - магалы. Например, в Губе и Дербенде, Баку и Геокчае, Шамахе и Гяндже, Огу-зе и Гусаре.
   
   Несмотря на то, что горские евреи уже давно живут вдали от исторической родины, они проповедуют свою религию и придерживаются всех своих национальных традиций и обычаев. Они строят дома, имеющие несколько комнат и подсобные помещения. В жилой части дома имеются мужская и женская половины; на полках обычно расставляется керамическая, медная и стеклянная посуда; стены украшаются шалями, зеркалами, оружием; пол устилается коврами или паласами; у стен комнат раставляются сундуки и лари для одежды, постели, посуды и припасов. Вместе с тем, поселения и жилища несут на себе кавказский отпечаток. Это же ощущается и в национальной одежде и украшениях горских евреев.

   Женский костюм состоит из широкополого платья, широких шаровар, архалука с поясом; на ногах бумажные чулки, чувяки, либо, башмаки. Очень оригинален головной убор мешкообразной формы - чутку, украшенный по краям серебром или бисером, поверх которого покрывается платок. Украшения состоят из серег, браслетов, ожерелий, колец, бус. Волосы, брови и ногти женщины традиционно красили хной. "Красота" и "миловидность" горских евреек отмечалась неоднократно.

  Мужской костюм относится к общекавказскому типу. Обязательными аксесуарами его являются кинжал, пистолет, ружье. Мужчины обязательно отпускали бороду и красили ее хной.

  Традиционно различают 4 вида национальных блюд: мясные, молочные, мучные, растительные.
Среди этих блюд встречаются и кавказские: шашлык и плов, хинкал и "пельмени" (дюшбере), а также особая каша, в том числе хариса, пироги, бульоны. Среди напитков предпочтение отдается чаю, айрану, вину и водке, собственного изготовления. Один из кавказоведов отмечает, что "горские евреи пьют немало, но с ног не валятся". Все блюда подаются одновременно. Однако, горские евреи до сих пор придерживаются иудейского правила, согласно которому нельзя одновременно готовить и употреблять мясные и молочные кушанья; еда должна быть кошерной - "халол", как говорят евреи. Перед едой подается вода для мытья рук и полотенце. Затем хозяин дома читает молитву и разламывает чурек (хлеб) на столько кусков, сколько гостей сидят за столом. При этом все молчат, сохраняя тишину, получив свой кусок хлеба, каждый читает краткую молитву и трижды обмакивает полученный кусок хлеба в соль.

   Гость в доме - дар Божий. Поэтому, ему отводится хорошо убранная комната для гостей - кунацкая, свежеиспеченный чурек, лучшие блюда. Безопасность гостя обеспечивает хозяина дома, хоть ценой собственной жизни. Причем, независимо от того, гость - еврей или нет.

   У горских евреев широко распространен такой обычай, как побратимство (курдаш) и коллективная взаимопомощь в беде и радости (булка). С соседями эти люди всегда жили дружно. Хотя такой обычай, как кровная месть существовал всегда.

   В прошлом, горские евреи жили общинами (кагал). Вплоть до начала XX века основной социальной ячейкой оставалась большая патриархальная семья (ке-ле кифлет), включающая всех близких родственников. Главой ее являлся отец, все остальные ее члены зависели от него. В течении XX столетия число больших семей резко уменьшилось. Сегодня преобладает малая семья, состоящая из родителей и их детей.

   Традиционная свадебная обрядность сохраняется у горских евреев, хотя, тоже претерпевает определенные изменения. Так, иудаизм запрещает вступать в брак с иноверцами, но все же смешанные браки встречаются. Сократилась продолжительность свадебных торжеств. Если раньше они длились семь дней, то сегодня в Азербайджане - два дня, в Израиле - один.

   Женитьба была связана с немалыми расходами: обязателен был калын - выкуп за невесту, неоднократные угощения и подарки, приобретение нарядов, сам свадебный пир. Хотя существовало многоженство, но оно не получило широкого распространения. Брак заключался по согласию главы семьи. При обручении девушке приносили различные подарки на подносах, золотое или серебрянное кольцо, платки, различные обереги от "дурного глаза". Обряд обручения происходит в присутствии раввина, который читает приличествующие событию молитвы и составляет особый документ. Накануне свадебного пира происходит обряд венчания: во дворе синагога под особым балдахином стоят новобрачные, вокруг - свидетели. Жениху и невесте подают
стаканы с вином, после чего новобрачной надевают на палец кольцо. В заключении раввин, прочитав молитву, оглашает содержание брачного контракта (кетибо).

   Рождение первенца - мальчика вызывает особую радость: по этому поводу отец ребенка открывает новый кувшин вина. На восьмой день после рождения совершается обряд обрезания. Имена детям даются библейские или азербайджанские.

   Язык, письменность, литература и образование горских евреев имеют глубокую историю. До начала XX века они пользовались квадратным еврейским шрифтом, затем перешли на латиницу и кириллицу, ныне вернулись к латинице.
http://g.foto.radikal.ru/0611/ec0a51a83c01.jpg
Горско - еврейская литература первоначально была традиционно религиозной, но уже в начале XX века появились произведения светского характера, в том числе стихи, пьесы, рассказы. Одним из главных центров издания горско-еврейской литературы является Баку, другими - Дербенд и Москва.

Рауф Гусейнов,  профессор. 
Журнал "IRS-НАСЛЕДИЕ

[i]В Азербайджане прошли дни израильской культуры

В азербайджанском городе Гянджа праздничным концертом открылся фестиваль культуры Израиля. На церемонии присутствовали посол Израиля в Азербайджане Эйтан Наэ, мэр города Эльдар Азизов и другие высокопоставленные чиновники.
Эйтан Наэ назвал культурные отношения между Израилем и Азербайджаном "самым прочным мостом между двумя нациями". Он также сообщил, что в ближайшее время жители Ганджи смогут посмотреть лучшие израильские кинофильмы, с переводом на русский язык.

Ранее в концерном зале университета "Хазар" торжественно открылся II фестиваля израильского киноискусства в Азербайджане. В церемонии участвовали около 200 представителей еврейских общин и организаций республики, творческой интеллигенции, дипломатического корпуса. Открывая кинофестиваль, посол Израиля в Азербайджане Эйтан Наэ подчеркнул, что "израильские фильмы – это часть Израиля, перенесенная в Азербайджан, это духовная жизнь еврейского народа, показанная через волшебный кристалл киноискусства". Известный актер израильского театра и кино Владимир Фридман, снявшийся во всех восьми фильмах, которые будут показаны на кинофестивале, отметил, что Израиль, который мир видит через объективы телевизионных камер – это, преимущественно, война и теракты. "Но есть другой Израиль, в котором живут нормальные, решающие обычные житейские проблемы люди, стремящиеся любить и быть любимыми, и именно такой увидят Землю Обетованную участники кинофестиваля", - сказал АЕН Владимир Фридман.

После завершения официальной части открытия был показан один из лучших израильских фильмов последних лет, удостоенный призов и премий на кинофестивалях в Берлине, Токио, Лос-Анджелесе, Иерусалиме – "Сломанные крылья" молодого кинорежиссера Нира Бергмана.

Ранее.
Шабат представители бакинской и сумгаитской еврейских общин встретили вместе в городе Сумгаите, в Доме культуры госконцерна "Азерихимия". После традиционного обряда зажигания свечей и чтения священной Торы, члены бакинского молодежного клуба "Амишав" с хозяевами пели еврейские песни и исполнили национальные танцы. Как отметила АЕН посланник по делам молодежи и студентов Еврейского агентства в Азербайджане Ронит Глузберг, подобные встречи необходимы для консолидации еврейских общин республики, обмена опытом работы молодежных секций, для генерации новых идей по возрождению еврейской жизни.

0

41

а еще..В столице Азербайджана открылась первая еврейская школа. Теперь 30 тысяч евреев страны могут обучать своих детей на родном языке. Правда, принимать в нее детей хотят по национальному признаку.

Школу открывали торжественно: с участием представителей министерства образования Азербайджана, дипломатов, членов парламента и даже британских лордов. Один из них, лорд Джанер - вице-президент Всемирного еврейского конгресса - назвал открытие еврейской школы в мусульманской стране "чудом".

В школе будут учиться 206 детей, а его деятельность будет финансироваться международным еврейским фондом "Ор-Авнер". Глава бакинского представительства фонда, раввин Меер Брук сказал, что евреев, желающих, чтобы их дети учились в этой школе, много. Так что пора уже думать об открытии еще одной школы.
http://g.foto.radikal.ru/0611/933fe1e8eb21.jpg
Как сообщил юрист минобразования Азербайджана Эльмир Гасанов, согласно уставу, школа должна принимать всех детей, независимо от их национальности.

Однако, директор школы Людмила Аббасова отметила, что в школе будут обучаться только дети евреев. Для установления национальности документы учеников вначале пройдут проверку в бакинском офисе фонда "Ор-Авнер" и только потом будут направлены в школу.

В остальном, по словам директора, школа мало, чем станет выделяться среди других. Учебники для начальных классов, как и всем, будут выдаваться бессплатно министерством образования. Выпускникам будут выданы аттестаты зрелости, принимаемые в вузах Азербайджана.

Всего в странах СHГ фонд "Ор-Авнер" открыл 76 еврейских школ.

0

42

А вот и карта языков СВ. Азербайджана:

0

43

Они могли быть хоть буддистами, от этого в этническом происхождении ничего не поменяется. Я думаю, что религия связаны здесь с длительным господством Ирана в Азербайджане.

дорогой нури вижу что вас этот вапрос интересует----так вот господство ирана не было--тоесть иранцев так как с 11 века ираном управляли тюрки----государства создававшихся на територии ирана были тюркскими -----самым главным государством было государство гызылбашей под предводительством ШАХА ИСМАИЛА(СЕВЕВИДЫ)-----именно шах исмаил заставил всех мусульман ирана и закавказья стать шиитами------шиитство в иран принесли не иранцы а тюрки-тоесть гызылбаши--а до этого весь нынешний азербайджан был сунитами----до 1845 года ираном управляли тюрки--и в конце 19 века на перестол восели иранцы из династии пехлеви

мне кажется таты являются ---парсами а не персами----парсы это ираноязычный народ каторая жила на територии азербайджана с давних пор----------тюрки и их называли татами--так как они всех других народов  каторые говорили на фарсидском так и называли---------вот шас многие парсы -шас уже называют ся парсами а не татами-------ис истории видно что парсы разделились --некоторые парсы(таты)перебрались в армении и постепенно арменизировалась----но большая часть каторых были мусульманами отюречилось---некоторая часть смогла схранить свой язык------и они ся не отожествляют с горскими евреями-

0

44

так вот господство ирана не было--тоесть иранцев так как с 11 века ираном управляли тюрки----государства создававшихся на територии ирана были тюркскими -----самым главным государством было государство гызылбашей под предводительством ШАХА ИСМАИЛА(СЕВЕВИДЫ)-----


Вообще-то, тюрки правили где-то с 16-го века в Иране, и свою страну они называли не каким-нибудь "тюркестаном", а ПЕРСИЕЙ. В Индии в то время правила династия Великих Моголов - монгольская династия, но Индия осталась Индией, как и Персия осталась Персией.

именно шах исмаил заставил всех мусульман ирана и закавказья стать шиитами------шиитство в иран принесли не иранцы а тюрки-тоесть гызылбаши


Гоша совершил очередное "открытие", оказывается шиизм был придуман тюрками и тюрки "принесли" его в Иран.  :D

Да будет тебе известно, что шиизм зародился в Ираке и получил свое распространение в ИРАНЕ ещё задолго до прихода тюрок в 11-м веке.

мне кажется таты являются ---парсами а не персами----парсы это ираноязычный народ каторая жила на територии азербайджана с давних пор


А какая разница между парсами и персами? Это по сути один и тот же народ, ну может быть субэтнос персов. Таты-мусульмане называют себя "парси" и считают себя частью персидского народа.

тюрки и их называли татами--так как они всех других народов каторые говорили на фарсидском так и называли


"Татами" их тюркиназывали потому, что они долгое время не говорили по-тюркски. Поначалу "тат" было уничижительным словечком.

вот шас многие парсы -шас уже называют ся парсами а не татами-------ис истории видно что парсы разделились --некоторые парсы(таты)перебрались в армении и постепенно арменизировалась


Ниче они не арменезировались, они в Армению переехали в 1989-м году, и ныне живут в бывших азербайджанских селах. Исповедуют христианство монофизистского толка, но говорят на своем языке.

0

45

вы не правы тюрки правили со времён -селджуков---селджуки полностью овладели ираном-------и государства созданные на этих териториях не называлась уже персидским -она носила имя селджукских ханов илиж имя тюркских племён


ты совсем перепутал -эт где я говорил что шиизм придумали тюрки?----я говорю шиизм был распрастранён на територии ирана и закавказья--шахом исмаилом(СЕВЕВИДСКОЕ-тюркское ГОСУДАРСТВО)---она было распрастранено в иране но в малой степени--основное распрастранение шиизма и становление его государственым религием произошло именно при шахе исмаиле


ты опять не прав парсы ся считают ираноязычным народом но не пречисляют ся к персам---------даж страбон их отделяет от персов


таты ---являлись ираноязычными ---вот поэтому когда из ирана емигрировали рабочие в баку всех их называли татами--именно их называли татами потомушто они были персоязычными

так как тогда почемуж других эмигрантов из других частей россии и т д -не называли татами?-ведь они тож не говорили по тюркски?

вы ошибаетесь таты христиане давно жили в армении-и шас они полностью асимилировались

Отредактировано nuri (2007-04-24 16:58:43)

0

46

вы не правы тюрки правили со времён -селджуков---селджуки полностью овладели ираном-------и государства созданные на этих териториях не называлась уже персидским -она носила имя селджукских ханов илиж имя тюркских племён


Мы правы - тюрки правили Ираном с 16-го по 19-й века, и страну они свою называли ПЕРСИЕЙ, как и монголы, правившие Индией свою страну называли Индией.

ты совсем перепутал -эт где я говорил что шиизм придумали тюрки?----я говорю шиизм был распрастранён на територии ирана и закавказья--шахом исмаилом(СЕВЕВИДСКОЕ-тюркское ГОСУДАРСТВО)---она было распрастранено в иране но в малой степени--основное распрастранение шиизма и становление его государственым религием произошло именно при шахе исмаиле


Шиизм был государственной религией Ирана ещё задолго до Исмаила.

ты опять не прав парсы ся считают ираноязычным народом но не пречисляют ся к персам---------даж страбон их отделяет от персов


Да неужели? Приведи мне цитату Страбона, где он утверждает о разделении парсов и персов, только не с азербайджанского сайта. Знаем мы ваши коверкания первоисточников.

так как тогда почемуж других эмигрантов из других частей россии и т д -не называли татами?-ведь они тож не говорили по тюркски?


Надо было вчитаться в эту фразу, чтобы понять смысловую нагрузку гошиного вопроса... Татами называли парсов закавказские татары, потому что те (таты) не говорили по-тюркски. "Тат" был для вас синонимом слова "чурка", так вы презрительно именовали тех, кто не говорил по-тюркски.

вы ошибаетесь таты христиане давно жили в армении-и шас они полностью асимилировались


Мы не ошибаемся, таты-христиане жили в окрестностях Шемахи и только в 1989-м переселились в Армению.

0

47

А вот и карта языков СВ. Азербайджана:

а есть ли такая же карта Дагестана ?

0

48

до Шах Исмаила и после него до 20. века иранского государство не было что и еще он была и шиитской.Были тюркские империи куда входили и земли персов-нынешные провинции ирана->фарс,кирман,язд,хормозган,средний хорасан,южный хорасан,юг исфахана.

Отредактировано nuri (2007-05-03 19:25:27)

0

49

до Шах Исмаила и после него до 20. века иранского государство не было что и еще он была и шиитской.Были тюркские империи куда входили и земли персов-нынешные провинции ирана->фарс,кирман,язд,хормозган,средний хорасан,южный хорасан,юг исфахана.

Ваши историки вас обманули. Империя была Персидской, и называлась Персией, государствообразующим народом в ней были именно персы.

0


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Республика Дагестан » Таты