ETHNO-CAUCASUS FORUMS

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Республика Дагестан » Межэтнические противоречия на равнине


Межэтнические противоречия на равнине

Сообщений 61 страница 90 из 91

61

А я как раз в своем "графстве" нахожусь - читай историю, причем недавнюю.
Кумыки действительно не обиженные - они обиженные и обозленные - так что можете начинать таскать воду - земли, нуждающиеся в орошении, в Дагестана еще можно найти.

"Мы всем делали добро - а нас все кинули" - я под столом :D

Можешь назвать хоть одну сферу жизнедеятельности, где кумыки занмают лидирующие позиции в РД? (власть, образование, отрасли промышленности и т.д.)

P.S. Если уж странник стал гостем, может он в конце концов пропишется и постоянно, что бы все знали его лицо

0

62

В Дагестане и вообще,на Северном Кавказе лидирующие посты занимают те,кто служит Москве,как шныри и стукачи.Да ,сегодня Москву устраивают дагестанские власти вполне,они отвечают их требованиям,а костяк в Дагестане во власти составляют аварцы.За время правления Даниялова,М.Алиева,М.Магомедова,опять М.Алиева,что сделано полезного для дагестанского народа?НИЧЕГО!Что они могут,ничего,потому что они были и есть безмозглые,что они могут дать дагестанскому народу,кроме коррупции,преступности,беспредельшины и пр.Станет президентом Абдулатипов или Махачев ,что они дадут полезного-ничего,кроме горя.Так что не надо кичиться этим положением,наоборот надо стесняться что ваши руководители такие не дальновидные и узкие в мышлении.Для кумыков не характерно быть шнырями и стукачами,кровь озденская не позволяет.Задумайся грапппппхххх.

0

63

АССАЛАМУ АЛЕЙКУМ ДРАГОЦЕННЫЕ БРАТЬЯ И СЁСТРЫ МУСУЛЬМАНЕ!
МЫ ВСЕ ДЕТИ АДАМА! В МОЕЙ КРОВИ ПЕРЕМЕШАЛОСЬ МНОГО НАРОДОВ!!! ЗЕМЛЯ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ГОВОРЯ СЛОВАМИ МАРКСА, БУДУЧИ БАЗИСОМ ЖИЗНИ НАРОДОВ ИСТОРИЧЕСКИ ВСЕГДА БЫЛИ ПРИЧИНОЙ КОНФЛИКТОВ!!! НА ДАННОМ ЭТАПЕ ЭТО ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА! МЫ ЖЕ ГОВОРЯ О СТОЛЬ ЩИПЕТИЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ДОЛЖНЫ ИХОДИТЬ ИЗ ПРИНЦИПОВ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА И ТАЛИРАНТНОСТИ!!

МИРУ-МИР, ВОЙНЫ НЕ НУЖНО, ВОТ ДЕВИЗ НАРОДОВ ДРУЖБЫ!!!
ПОСЛЕ СДАЧИ СЕССИИ ПОДКЛЮЧУСЬ К ДИСПУТУ!!

0

64

Как кумыки и аварцы относятся к возможной федерализации республики?

См. например Концепция федерализации Дагестана.

0

65

Теперь по статье.  В целом ничего глубокого. Начну с начала.
В Дагестане районов "равнинной и отчасти предгорной зоны" не 11, а 12 - Кумторкалинский район был создан в 1993 г., а статья - 1995 г. (получается,  откуда то списано и даже не прочитано автором).

  "на месте хазарской столицы Анжи (Семендера)" - одна из гипотез, да и то по этой гипотезе рядом с Махачкалой, а скорей всего где то еще. В статье же это дается как истина.

"По данным 1992 года общая численность кумыков составляет свыше 300 тыс. человек" - откуда данные на 1992 г.? Их на самом деле нет (имеется официальных данных по численности наодов на 1992 г.)

"Недра богаты нефтью, газом" - сколько составляют разведанные запасы, общие запасы, добыча, что бы так утверждать? По моему, бред. Или это относительно Армении :P

Виноградорство - точно традиционое занятие кумыков? По моему нет, хотя могу и ошибаться. Скорей всего только у очень незначительных групп и под влиянием соседних народов.

В средние века залезать не буду - это точно ни к чему хорошему не приведет

"В 1867 году после окончательного завоевания Кавказа Россией" - что это за дата, объясните.

"В годы революции кумыки приняли активное участие в борьбе народов Северного Кавказа за свою независимость" - написано "в го-дЫ революци-И" - революции 17 и 18 годов шли не несколько лет, а много меньше. Это была Гражданская война и текст должен звучать следующим образом "в годы Гражданской войны кумыки приняли активное участи в братоубийственной войне наравне с другими народами"

"В 1920 году большевиками была провозглашена дагестанская автономия, которая обрекла кумыков на безстатусное, безсубъектное существование в составе Дагестана и России" - раньше же кумыки были статусные и субъектные и необреченные к тому же. Опять катаюсь под столом :P  :D  :P
Причем здесь не указанно, что именно советскя власть соединила районы проживания кумыков в рамках Дагестана и в 1923 г. кумыкский язык был провозглашен государственым языком Дагестана

"Впоследствии национальные в своей основе территориальные округа, возникшие на этнотерриториальной основе были преобразованы в 7 административных районов - Буйнакский, Каякентский, Карабудахкентский, Коркмаскалинский, Кизилюртовский, Бабаюртовский и Хасавюртовский, которые существуют и в настоящее время" - в статье написано так, как будто это было репресией, идущей одновременно с репрессиями против Коркмаса. Это не так - районы появились много позже (в середине 30-х вроде бы).
и вообще в целом это предложение полная чушь - в 1926 г. из всех этих вот в будущем разделенных "национальных" округах доля кумыков превышала 50% (53% было) только в Буйнакском и выделенные районы стали наоборот, более мононациональными. Сознательный ввод в заблуждение читателей автором.

"были преобразованы в 7 административных районов - Буйнакский, Каякентский, Карабудахкентский, Коркмаскалинский, Кизилюртовский, Бабаюртовский и Хасавюртовский, которые существуют и в настоящее время" Никакого Коркмаскалинского района не сществует сейчас.
Остановлюсь пока на этом. Как я понимаю, писал кумык, причем с соответсвующим образованием. Скажите тогда, почему так все плохо у него вышло? :(  Я не понимаю..
Ну, господа оппоненты,жду

Отредактировано граф Воронцов (2006-05-25 12:42:26)

0

66

Концепция федерализации Дагестана.
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ, НО ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ В ОСОБЕНОСТИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ!!

ПРИМЕРОМ МОЖЕТ СТАТЬ ЕВРОПЕСКИЕ МОДЕЛИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ НАЦИЙ (БЕЛЬГИЯ)!! И ИХ ДАЛЬНЕЙШАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЕВРОСОЮЗ И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО!!
НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ КРОВОПРОЛИТИЯ - ЭТО ЕЩЁ БОЛЬШЕ ИСПОРТИТ СИТУАЦИЮ!!
ПОСЛЕ СЕССИИ ПРЕДЛОЖИМ СВОИ МЫСЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ РОССИИ!!!

С УВАЖЕНИЕМ ДАГЕСТАНЦЫ ПИТЕРА !!

0

67

Скажите тогда, почему так все плохо у него вышло? :(  Я не понимаю..
Ну, господа оппоненты,жду

  У него вышло всё отлично. Ты очень грубо ошибаешся.
Что бы всё это понять ты должен ещё много поучится.
Так что незадавай много вопросов и учись и сделай что нибудь полезное для России и Кавказа.

И запомни одну вещь КУМЫКИ НЕ ОШИБАЮТСЯ ИЛИ ПОЧТИ НЕ ОШИБАЮТСЯ!!!

0

68

У него вышло всё отлично. Ты очень грубо ошибаешся.
Что бы всё это понять ты должен ещё много поучится.
Так что незадавай много вопросов и учись и сделай что нибудь полезное для России и Кавказа.

И запомни одну вещь КУМЫКИ НЕ ОШИБАЮТСЯ ИЛИ ПОЧТИ НЕ ОШИБАЮТСЯ!!!

Так, с одним конструктивно поговорить не удалось. Оставляю без комментариев.

0

69

Мнения и настрой писавших здесь кумыков в целом ясны. Далее хотелось бы не сталкиваться с пустыми перепалками, иначе придётся "подрезать".

0

70

У него вышло всё отлично. Ты очень грубо ошибаешся.
Что бы всё это понять ты должен ещё много поучится.
Так что незадавай много вопросов и учись и сделай что нибудь полезное для России и Кавказа.

И запомни одну вещь КУМЫКИ НЕ ОШИБАЮТСЯ ИЛИ ПОЧТИ НЕ ОШИБАЮТСЯ!!!

Так, с одним конструктивно поговорить не удалось. Оставляю без комментариев.

Секрет успеха в Дагестане связан с честностью и порядочностью:
у кого нет этих качеств – им успех гарантирован.
Констрактор, special to you!

0

71

Насколько мне известно в 1926 г. Буйнакский район включал и север современного Левашинского района где жиило много аварцев,так что автор  Концепций в обшем прав, ведь район  мог быть  и стопроцентно кумыксктим если бы его искусствено не расширяли на иноплеменные территории с единственной только целью перемешать насееление и создать искусственую  дагестанскую нацию. Так что мы пожинаем плоды коммунизма.

0

72

Насколько мне известно в 1926 г. Буйнакский район включал и север современного Левашинского района где жиило много аварцев

Есть ли какие-нибудь подтврждения. В любом случае, в современном Буйнакском районе аварцы компактно живут в основном в западной части района, образуя единое пространство с основной аварской территорией.

0

73

Известно, что всвязи с массовым переселением горских народов Дагестана на Кумыкскую плоскость  начиная с 60-70 гг. 20 века резко обострились межэтнические противоречия в этой части Дагестане между традиционно населявшими эти районы кумыками и переселнцами, основную массу которых составили аварцы и даргинцы.
На данный момент на сайте нет кумыков, но надеюсь нам удасться выслушать и их мнение.
Мне хотелось бы спросить у аварцев, что вы думаете по этому поводу? *

По поводу этой темы, скажу тебе одно. У всех этих горцев одна только радость, что они спустились вниз. И сегодня не за какие коврижки их обратно не вернуть. Так, что я тебе скажу свое мнение, что скоро процесс пойдет в обратном направлении, но уже не по национальному признаку, а кому как получится. А перенаселенность равнины-это мечта контролеров, когда в горах воевать сложно. Но учитывая нынешнюю ситуацию и при благоприятном исходе (вон как табасаранцы, др. малые этносы южного РД переселяются в тот же лакский р-он), движение в горы(начнут с предгорий)-неизбежно. А если начнется конкретная заварушка внизу, то этой братве(я имею виду переселенцев с гор) есть возможность (как всегда) дернуть к могилам своих предков.
И еще один момент. Малые этносы дагестана, живущие внизу на сегодня номинально являются представителями  своих этносов. И они не увеличивают своего количества и качества лишь в связи с тем, что растворяются в Тляралал среди уже не кумыков, а среди непосредственно аварцев, даргинцев и т.д. Конечно, м.б. это и не плохо, но зачем тогда лишние понты. Надо консолидироваться по одному субъэтническому принципу.
Так что, на мой взбляд, эта тема не в тему, когда и так все ясно.

Отредактировано admin (2011-03-14 16:54:16)

0

74

А перенаселенность равнины-это мечта контролеров, когда в горах воевать сложно

В принципе, видимо так и есть. Ведь адыгов и абазин на Западном Кавказе в своё время вынудили спуститься на равнину для облегчения контроля.
Возможно, и переселение горцев Дагестана на равнину в советский период отчасти было продиктовано этими соображениями, на всякий случай, мало что в голову могло взбрести горцам через какое-то время. Только здесь уже никто открыто не говорил об этой цели.

Малые этносы дагестана, живущие внизу на сегодня номинально являются представителями своих этносов

Кого конкретно ты имеешь ввиду?

Так что, на мой взбляд, эта тема не в тему, когда и так все ясно.

Мне, кажется, ты сознательно недоговариваешь. Видимо, не так уж и бессмыслена, если вызывает такой живой интерес.

0

75

Я не понимаю, чего ты добиваешься? Вопрос и так ясен.
Горцы (в данном месте я не выделяю здесь этнического момента, а говорю именно о географическом) всегда сползали вниз, когда здесь было тихо. А когда здесь было тяжело, они сидели у себя и не высовывались. Если конечно какому-либо дураку из личных, или государственных амбиций не приходилось туда влазить. Какой дурак добровольно полезет в горы, если там тяжело выжить, тем более в таких количествах-ты же знаешь как утрамбован горный Дагестан, нигде на Кавказе этого нет).
Не надо забывать, что уничтожению подвергались в основном предгорные территории-внизу тогда мало было людей(имеется ввиду послехазарский период). И вообще, равниный Дагестан был плохо освоен-это были в основном позднеосенние пастбища. Вся с/х инфраструктура сосредотачивалась в предгорьях. Затем, в связи с расширенным воспроизводством лезли выше и до альпийских лугов. Кстати, у кумыков в горах тогда было не меньше угодий, чем на равнине. Горцы даже арендовали горы, находяшиеся рядом с их селами у хозяев этих пастбищ-Шамхалов Таркинского, Кафыр-Кумухского и их людей, Султана Дженгутайского и его людей, Князей засулакской Кумыкии и их многочисленных людей(в частноста ауховцы и др. чеченские общины). Не правда ли как интересно? М.б. кто-то скажет, чтоэто не так? Сегодня могут, память вещь не надежная, особенно в таких случаях. Я не говорю о попрошайничестве имевше широкое распространение из гор на предгорных и равниных территориях. Когда целые горные села (в т.ч. из "великого лакской местности")промышляли этим внизу.
Правильно, в горах  жить тяжело, тем более когда люди, которые жили там до вас интенсивно использовали природу.
Так что процессы эти  идут закономерно, а вот чем они закончатся, не нам решать, на все воля Аллаха.
Другой вопрос перед которым затронутый окажется пшиком-что делать с молодежью, которая уходит в наркоту и безделье. Что там творится у вас, на Западе? я слышал, что у вас это было страшно еще вчера, а у нас это идет сейчас. Человеку главное быть мужчиной, иметь ях - намыс. Национальность-это вторично. Будучи представителем народа, который на Кавказе всегда жил ровно и относительно неплохо, у меня нет этих комплексов. Единственно имея вспыльчывый хасият, я не могу спокойно смотреть на комплексы неполнлценности и связанные с ними понты некоторых представителей дружественных народов.  :D Так что ребята-давайте жить дружно, фильтровать базар и быть всегда  Д а г е с т а н ц а м и!

Отредактировано nuri (2006-05-31 00:54:59)

0

76

Что там творится у вас, на Западе? я слышал, что у вас это было страшно еще вчера, а у нас это идет сейчас.

Сейчас тоже ничем не лучше, чем вчера.

Я не понимаю, чего ты добиваешься? Вопрос и так ясен. Единственное, эта тема дает возможность поизощряться некоторым понто

Я слушая мнения. Больше в принципе ничего не добиваюсь. А вот ты сам активно принимаешь участие в дискуссии, в .т.ч. с называемыми тобой "понтошлёпами"

0

77

Из “Журнала комитета Кумыкского округа для разбора личных и поземельных прав туземцев” об освобождении крестьян, зависимых от кумыкских князей, в связи с выступлением последних на стороне Шамиля.

2 марта 1862 г.

Комитет на общем заседании сего числа положил: о заключении своем, выведенном из вышеизложеных фактов, донести г. начальнику Кумыкского округа надписью на 6... и притом доложить, что из преданий, сообщенных кумыкскими князьями, сословием узденей и обществом Гуэнским (которому [689] также принадлежит часть поляны Чумлу), видно, что Султан-Мут родоначальник князей кумыкских и основатель дер. Андреевской, вышедши из Гельбаха (Чир-Юрта) с первыми переселенцами: Сала, Бураган, Гуэн, Тюмень и кумыками, поселился первоначально на урочище Чумлу, а оттоль перешел впоследствии времени на место нынешней дер. Андреевской. Из предания князей видно, что в прежнее время князья пользовались ясаком: с Чечни, Карабулака, Качалыка, Ауха и Салатавии, и что ясак с ауховцев перестали получать со времени возмущения последовавшего в 1840 году. Из рассказов же стариков видно, что четыре аула ауховского общества: Акташ-аух, Юрт-аух, Кишень-аух и Ярык-Су-аух платили ясак старшим андреевским князьям, но не одной какой-либо княжеской фамилии. По этим данным, право владения поляной Чумлу бесспорно принадлежит кн. Андреевским, а досталось кн. Али-Султану по поколонному разделу, как потомку одного из двух сыновей Султан-Мута и что право взимания ясака андреевскими старшими князьями с ауховцев, приобретенное их предками и утерянное в 1840 году при всеобщем восстании горских племен, по мнению комитета, не должно бы простираться в настоящее время или служить фактом к бесспорному владению землею ауховскою.

ЦГА ДАССР, ф. 105, оп. 4, лл. 44-45. Подлинник.

Комментарии

6 Слово неразборчиво.
[COLOR=red]

Отредактировано nuri (2006-05-31 00:51:15)

0

78

Я не понял что-то в и-нете все полоумные равнинцы собрались. Вроде бы интелегентные люди,а как ругаются. Что-то ни один кумык, а я общаюсь со многими их ярыми националистами ни одним словом не попрекнул меня, что я занимаю его территорию,а здесь разорались тут панимащь. Граждане давайте по существу и сухим языком - без эмоций отражать. А админа призываю всю ересь стирать отсюда, в том числе и мою, если допущу подобное. А то суперский форум забит всякой чепухой и матом.

0

79

Я не понял что-то в и-нете все полоумные равнинцы собрались. Вроде бы интелегентные люди,а как ругаются. Что-то ни один кумык, а я общаюсь со многими их ярыми националистами ни одним словом не попрекнул меня, что я занимаю его территорию,а здесь разорались тут панимащь. Граждане давайте по существу и сухим языком - без эмоций отражать. А админа призываю всю ересь стирать отсюда, в том числе и мою, если допущу подобное. А то суперский форум забит всякой чепухой и матом.

???????

все полоумные равнинцы

Читай полуумные "горские равнинцы".  :)

давайте по существу и сухим языком - без эмоций отражать

Тон этой теме именно задал ты и Воронцов.

админа призываю всю ересь стирать

Твой пост об ассимилировании 8% остальных и есть та ересь и чепуха, с которой мне когда-либо приходилось сталкиваться.  :D

форум забит всякой чепухой и матом.

Где ты видел мат?   :blink:

Как обычно в стиле "горцев равнины" - желаемое выдать за действительное. :lol:

Отредактировано Altun (2006-06-12 02:09:17)

0

80

(корр.)- Апартеид. Это, конечно, нонсенс в демократической стране, и при раздельном проживании этническая консолидация, а заодно и противопоставление другим этносам должны расти. В то же время мы видим на примере Дагестана, что основными источниками межнационального напряжения тут являются не этнически чистые регионы, а со смешанным этническим составом. Это с юга на север: Дербент, кумыкские земли, Махачкала, Хасавюрт, Новолак и Кизляр. Кто или что, на ваш взгляд, «виноват»? Разве совместное проживание различных народов служит зачастую не предметом для выработки толерантности, а, наоборот, источником напряжённости?

(Кармадонов) :D – Я считаю, что главная ответственность за апартеидное проживание лежит, конечно, на федеральном центре. Мы можем обвинять какие-то народы в недостатке цивилизованности и традиционализме, допустим, и это будет правильно. Есть там, конечно, и склонность к «ножевому» методу решения проблемы, условно говоря. Но на то и федеральная власть, чтобы эти группировки разводить по углам, блокировать и формировать культуру толерантного проживания

0

81

Дагестан - это не демократическая страна.

Федеральная власть конечно должна "разводить по углам", но назначение полпредом в ЮФО бывшего губернатора Питера явно говорит о нежелании что-либо делать, скорее наоборот.

В Дагестане вроде бы в полинациональных городах еще не было каких- то крупных межэтнических столкновений, поэтому хочется надеется, что уровень толерантности достаточно высок.

Отредактировано граф Воронцов (2006-06-11 12:54:52)

0

82

В Дагестане вроде бы в полинациональных городах еще не было каких- то крупных межэтнических столкновений, поэтому хочется надеется, что уровень толерантности достаточно высок.

По сравнению с другими регионами, Дагестан, можно сказать, почти образец для подражания.  Не знаю, как на родине, но, допустим, в Москве и аварцы с кумыками в хороших отношениях, насколько я смог заметить, и считают себя земляками.

0

83

Это во всех советских учебниках было - типа за пределами Кавказа все народы Дагестана предстваляются как дагестанцы. Может это влияло на их взаимоотношения между собой в сторону некой консолидации

0

84

Возможно. Потому что, когда я познакомился с несколькими дагестанцами в Москве (один кумык, один аварец, несколько легзинов), все представлялись сначала как дагстанцы. Уже после моего вопроса о национальной принадлежности, говорили: "кумык, аварец, лезгин".

0

85

Возможно. Потому что, когда я познакомился с несколькими дагестанцами в Москве (один кумык, один аварец, несколько легзинов), все представлялись сначала как дагстанцы. Уже после моего вопроса о национальной принадлежности, говорили: "кумык, аварец, лезгин".

Очень интэрэсная подоплека вопроса. Но, надо сразу оговориться (чтобы поставить, в данном случае точки, над "I"), что кумыки были в Дагестане (да и не только)  с а м ы м   толерантным и консолидирующим элементом. Сам процесс осознания дагестанского единства шел через кумыкскую самосознательность, самодостаточность и самоопределенность. Само название "Дагъыстан", "Дагъыстанлы" - это суть старокумыкская топонимика и этнотопонимика. Горные районы Дагестана, большей части Чечни, Кабарды(Большой и Малой), части Осетии, Ингушетии, и так вплоть до Къырыма, также имеют т.н. тюркскую основу (а на самом деле старокумыкскую-ведь язык со временем меняется и модернизируется- ср.староруский и совр. русский). А слова из песни не выкинешь. Эти названия не с неба упали. Кто назвал-тот и жил там. Не будет же никто отрицать, что тюркские названия Поволжья, Южной России и Украины, Урала, Алтая и Сибири-это от фонаря. Мол, славяне "осваивали" и называли по татарски...
      Не надо много говорить и о той общеизвестной роли, какую сыграла данная нация в развитии и идентификации чеченской, карачаево-балкарской, да и собственно кабардинской народностей - это однозначный факт, с которым вряд ли будут спорить серьезные оппоненты(for example, Нури). В данном случае речь идет не только о помощи в создании каких-либо политико-общественных институтов на СК, но также (и наверное прежде всего) о межнациональных контактах и создания на этой основе  д а г е с т а н с к о г о   менталитета, который и дает нам основания чувствовать себя прежде всего по собственному тухуму, затем- бугленцами, затем-Темир-хан-шуринцами, затем-кумыками,  и, затем-дагестанцами. Точно так и по нашим младшим братьям, аварцам-вначале по тухуму, затем-Хьиндалал, затем-село, затем Мехерулав, затем-Дагестан Джумхуриет.
Так что, понятно, что и как.   :)

0

86

Происхождение этнонима "къумукъ"

Относительно происхождения этнонима къумукъ "кумык" существует несколько противоречивых предположений. Большинство исследователей (А. Бакиханов, С.А. Токарев, А.И. Тамай) склоняется к признанию связи между этнонимами къумукъ и кимак, известными в средневековой кыпчакской среде.

Я. А. Фёдоров и другие его сторонники связывают этноним къумукъ с наименованием высокогорного лакского селения Казикумух, являвшегося длительное время резиденцией кумыкских шамхалов.

Б.А. Алборов связывает этот этноним со словом къум "песок".

I. Этноним къумукъ и его отношение к ойкониму Къази-къумукъ.

Как известно, селение Казикумух или Кумух нагорного Дагестана еще в VI-Х вв. н. э. являлось резиденцией хазарских правителей и позднее кумыкских шамхалов. Арабо-хазарские войны VIII-IX вв. н. э. и угроза завоевания со стороны арабов и иранцев вынудило хазарских правителей основать свою ставку в нагорном Дагестане, где они создали и хазаро-тюркскую династию.

В период вторжения на кумыкские земли золотоордынских татар, наследники хазар в XIII в. н. э. вновь перенесли резиденцию в Кумух, основав здесь казикумухское шамхальство, правящая верхушка которого, вероятно, была кумыкоязычной. Поэтому перенос шамхальской резиденции из Тарков в Кумух следует рассматривать как дань исторической традиции.

О кумыкском происхождении первых казикумухских шамхалов свидетельствует не только происхождение самого термина шамхал (кумыкское шавхал = чагатайский шагъавул "правитель"), но и ряд других обстоятельств, из которых наиболее важным можно считать следующие:
Автор XV в. Назим-ад-Дин Шами называет Казикумухское шамхальство Гази-Кумуклук. Следует обратить особое внимание на морфологическое оформление этого названия, оно содержит в своем составе специфичное кумыкский показатель -лукъ, оформляющий многие имена и названия местностей. Это обстоятельство свидетельствует и кумыкском происхождении самого ойконима Кумук и Кумуклук;
На шамхальском кладбище в Кумухе на могильной плите Ильдар-шамхала, сына Сурхай-шамхала, как отмечает Л.И. Лавров, имеется четырёхстрочная надпись на кумыкском языке, относящаяся к 1635-1636 гг. (А.Р. Шихсаидов). Следовательно, в Кумухе еще в XVII в. Сохранялись традиции кумыкского языка, иначе объяснить происхождение этой надписи именно на шамхальском кладбище просто невозможно;
О кумыкском происхождении шамхальской династии Кумуха свидетельствуют также имена шамхалов, которые в основном имеют кумыкское происхождение. Так, например, в надписи из селения Худуц упоминается имя шамхала Ахсибар (XIV в.). Оно состоит из кумыкского прилагательного акъ/диал. ахъ "благородный; белый" и древнего хазаро-кумыкского этнонима сибар, отмеченного в средневековом Дагестане. Из истории Дагестана известно, что савиры/сабиры/сибары вошли важным компонентом в состав древних кумыков;
Другие домусульманские имена надписей селения Худуц также тесно связаны с кумыкским языком, ср. Багътар < кум. Багъатур, Батыр; Будалай < кум. имя собственное мужское Будалай; Чупан < кум. имя Чобан и т.д. Причем все эти элементы документально зафиксированы и в древнекумыкско-хазарском языке, ср. хазарское багъатур "названия титула", чупан "помощник господина", будал "герой, богатырь". Остальные имена, упоминаемые в различных письменных источниках Дагестана также связаны именно с кумыкским языком, ср. Къубас - кум. къуба "олень", Малыч =кум. малчы "скотовод, пастух".
В XIV в. историографы Тимура Низам-ад-Дин Шами и Шараф-ад-Дин-Йезди сообщали о правителе "области Гази-Кумуклук и войска Аухар" - Шаукале, выступившего в 1396 г. против войск Тимура. Значимость этого сообщения заключается в том, что антропоним или титул Шаукал, приводимый историографами, дается в той фонетической форме, которая сохраняется именно в кумыкском языке - шавхал, но не в лакском (шанггъал). А в сочетании с названием Гази-Кумуклук, оформленным специфично кумыкским показателем -лук и названия области Аухар, восходящего к хазарскому этнониму авгъар, это сообщение приобретает особую значимость. Вывод из этого и других аналогичных исторических сведений однозначен: династия казикумухских шамхалов имеет древнекумыкское происхождение;
В надмогильном памятнике шамхальского кладбища селения Кумух зафиксировано имя Будай-шамхал/Бугдай-шамхал - XVI в. Это имя является исконно кумыкским, ср. современное мужское имя Будай, Будайхан, встречающееся и в других тюркских языках;
Впервые Кумух как государственная единица (в форме Гумик) упоминается в источниках в IX в. (Баладзори). В них же отмечается и другое название этой области в виде Туман, что немаловажно, так как этноним тюмен известен не только у кумыков, но и далеко за пределами Дагестана, ср. узбекское къара-тума, киргизское акъ-тума, тувинское тума-т. Это обстоятельство опять-таки свидетельствует о кумыкском вкладе в лакский этногенезис.

II. История и этногенезис кумыков тесно связаны не только с местными культурами, но и со скифо-гунно-булгарскими элементами.

По нашему мнению, этноним къумукъ был представлен еще в скифском мире. В этом отношении представляет интерес скифское имя Гнур - имя отца Иданфирса, родственника наиболее известного скифского царя Анахарсиса (V-IV вв. до н. э.). Интерес к скифскому имени Гнур вызван тем обстоятельством, что более полная форма этого слова в виде этнонима гунуг-ур отмечена на территории Дагестана в IV в. н. э. (Артамонов М.И.).

По нашему мнению, компонент гунуг- в составе булгаро-гуннского этнонима гунуг-ур и стяженный вариант гну- в составе скифского варианта гну-р<-гунугур и являются первыми упоминаниями этнонима къумукъ "кумык". Чередование согласных -м- = -н- широко распространено в тюркских языках. Вариант гунуг- в форме кынык представлен на территории туркмен, азербайджанцев, турок и кыпчаков.

Этноним гунуг- представлен также в составе гуннского этнонима гуннуг-ундур, древнейшее упоминание о котором содержится в работе М. Хоренского и датируется II в. до н. э. и локализуется на территории Северного Кавказа и Дагестана.

В период арабо-хазарских войн (VII-VIII вв.) древнее хазарское племя гуннуг-ундур-т проникло, видимо в нагорный Дагестан и образовало здесь поселение Хуннугундарт с главенствующими хазарскими родами Сураката и Кагара. Постепенно название Хуннугундарт сократилось за счет утраты ряда своих компонентов и закрепилось в форме Хундарт, которая сохранилась в грузинском названии этого поселения. Впоследствии в аварском языке отпадет и компонент -арт и оставшаяся часть этнонима в виде Хунз- приобретает форму Хунз-ах, где формант -ах обычный аварский оформитель ойконимов.

Таким образом, мы установили, что хронология и связи этнонима къумукъ тесно связаны со скифо-хазарскими элементами I тыс. до н. э. - II/IV вв. н.э.

Какова же этимология собственно самого термина къумукъ? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить, что этническое самосознание древних племен или родов обуславливало дихотомический принцип возникновения этнонимов по правилу "свои, люди, человек" = "не свои, чужие". Поэтому, как отмечают этнографы, древнейшими этнонимами были обычные слова, означавшие "люди, человек, народ" (Я.В. Чеснов).

Это важное положение этнонимии и этнографии подтверждается многими этнонимами современных народов, ср. кеты<-кет "человек", ненец<-ненэц "человек", удмурт<-уд мурт "новые люди" и т.д.

В этом аспекте мы полагаем, что этноним къумукъ также построен по этому принципу и состоит из корневого элемента къум-/къун с древним исходным значением "человек, род, представитель рода" и форманта -укъ имеющего собирательное значение.

Наша гипотеза подтверждается наличием в тюркских языках различных производных со значениями, бликими к понятию "человек, род", ср. кумыкское архархаичное, турецкое къума "родственница", древне-тюркское кун "человек". Древность этого корня подтверждают данные родственных урало-алтайских языков, ср. монгольское хун/хум "человек", финноугорское коми "человек".

Таким образом, мотивационная структура этнонима къумукъ подтверждается данными не только одних тюркских языков, но и этнографическим материалом, и типологическим параллелями урало-алтайских языков.

Источник:
кн. К.С. Кадыраджиев. Проблемы сравнительно-исторического изучения кумыкского и тюрского языков.
Махачкала, ДГПУ, 1998 - 366с.

Отредактировано nuri (2006-06-11 18:44:07)

0

87

to Асхар
Полный бред!!!Сам придумал??? Тогда ответь откуда в Кумухе лакцы если там все время жили кумыки???Или по твоему Чолак Сурхай хан кумык??Ведь он потомок Кази-Кумухских шамхалов!Или мы тоже по твоему кумыки и базарим на кумыкском??И вообще с какого перепуга там  кумыки сделали свою резиденцию(точнее хазары),ведь там было другое государство Гумик упоминаемое арабами??И в то время Тарков не было ещё,и столицей Хазар был Семендер??И че это за традиция переносить столицу в другое место??Ответь хоть на один вопрос!Почитай более умные вещи.Ваше первое государство  Тарковское шамхальство образованное после переезда Кази-Кумухских шамхалов(лакских).До этого у вас ничего не было.И названия наших местностей к вам не имеют никакого отношения(лично к кумыкам) может и есть тюркское происхождение некоторых но не кумыкское.И Дагестан появился после вхождения в состав России,до этого его не существовало были отдельные ханства.И к вам тоже не имеет никакого отношения.Так что не гоните пургу,успокойтесь,люди смеятся будут!!!

0

88

to Асхар
Полный бред!!!Сам придумал??? Тогда ответь откуда в Кумухе лакцы если там все время жили кумыки???Или по твоему Чолак Сурхай хан кумык??Ведь он потомок Кази-Кумухских шамхалов!Или мы тоже по твоему кумыки и базарим на кумыкском??И вообще с какого перепуга там  кумыки сделали свою резиденцию(точнее хазары),ведь там было другое государство Гумик упоминаемое арабами??И в то время Тарков не было ещё,и столицей Хазар был Семендер??И че это за традиция переносить столицу в другое место??Ответь хоть на один вопрос!Почитай более умные вещи.Ваше первое государство  Тарковское шамхальство образованное после переезда Кази-Кумухских шамхалов(лакских).До этого у вас ничего не было.И названия наших местностей к вам не имеют никакого отношения(лично к кумыкам) может и есть тюркское происхождение некоторых но не кумыкское.И Дагестан появился после вхождения в состав России,до этого его не существовало были отдельные ханства.И к вам тоже не имеет никакого отношения.Так что не гоните пургу,успокойтесь,люди смеятся будут!!!

То Lakkuchu99
Ты факты давай, историков давай из независимых источников(греческих, армянских, грузинских, арабских, русских, турецких), информяция давай, а то: "...Почитай более умные вещи.Ваше первое государство Тарковское шамхальство образованное после переезда Кази-Кумухских шамхалов(лакских).До этого у вас ничего не было.И названия наших местностей к вам не имеют никакого отношения(лично к кумыкам) может и есть тюркское происхождение некоторых но не кумыкское. И Дагестан появился после вхождения в состав России..."
Кто то, когда то сказал:"Лякцы первыми приняли ислам-первыми они и обрусели". Что ты заладил ...Россия да Россия.. И что тюркское происхождение тебе - не западло, а кумыкское - западло!? Вообще обалдел! Ты ближе к азери или еще кому, чем к кумыкам?
Просто так на кладбищах на конкретном языке не пишут! Если похоронят аварца, что на его могильной плите по кумыкски напишут?
"Тогда ответь откуда в Кумухе лакцы если там все время жили кумыки???"... А откуда в Малой Азии турки, а не греки? А откуда в Крыму русские и украинцы, что всю жизнь там жили? И откуда в Америке европейцы? Откуда в Бабаюртовском районе появились в свое время немецкие села, а потом исчезли? И откуда у нас на равнине на сегодня аварцы, лакцы, даргинцы и еще .... знает кто?  Всего семьдесят лет назад их там не было, а тут мы рассматриваем тысячелетия... И какого черта лакцы делали в Средней Азии ( и небольшая часть и сейчас делает вместе в т.ч. кумыками, даргинцами, чеченцами и др.)? А один бедолага даже в космос на некоторое время забрался:D и Ты что же, зная характер своего народа не можешь поверить, что он мог оказаться там, где он сейчас там есть?!  :D
Здесь большое количество причин и обстоятельств.
И еще. Про умные вещи...Интересно было бы узнать, какие умные вещи ты читаешь и считаешь их умными.

0

89

А горские евреи не считаю разве себя потомками хазаров?

  Нет, они считают себя потомками Воронцовых-Дашковых ;)

0

90

Отличная статья по теме.

Константин Казенин

Перспективы и риски многонациональных районов равнинного Дагестана. I

Перспективы и риски многонациональных районов равнинного Дагестана. II

Перспективы и риски многонациональных районов равнинного Дагестана. III

Отредактировано admin (2012-02-10 02:52:46)

0


Вы здесь » ETHNO-CAUCASUS FORUMS » Республика Дагестан » Межэтнические противоречия на равнине